Киевская Соломенка
Несостоявшаяся Александрия
Эта историческая местность, расположена между железной дорогой, улицами Кудряшова, Соломенской, Воздухофлотским проспектом, улицей Богдановской и одноименным переулком. Примыкает к Батыевой горе, Богданову яру, Кадетскому гаю, Паньковщине и Чоколовке. Основные транспортные магистрали – улицы Соломенская и Василия Липковского (бывшая Урицкого), Соломенская площадь.
В начале позапрошлого века Соломенка была застроена в основном хатами с соломенными крышами, за что и получила свое название. Хибары эти принадлежали крепостным Киево-Печерской лавры, отставным солдатам и другим неимущим людям. В 1858 году казна передала городу часть Соломенки для использования под пастбища.
С 1860 года, в период строительства железных дорог Киев — Курск, Киев — Балта, Киевского железнодорожного вокзала и Главных железнодорожных мастерских (ныне Киевский электровагоноремонтный завод) – Соломенка начала стремительно разрастаться, превращаясь в рабочий поселок. Часть ее новых территорий выделили землевладельцам, через усадьбы которых пролегли рельсы. Так возникли: Верхняя Соломенка, по центру которой проходит улица Василия Липковского, и нижняя Соломенка, протянувшаяся вдоль реки Лыбидь и железной дороги (сегодня – хоззона).
В 1901-1909 гг. местность сделалась самостоятельным селом, в которое влились поселения Батыева гора, Кучмин и Протасов яры. Любопытный факт: в 1903 году на сельском сходе было принять решение сменить название Соломенка на «город Александрия» (в честь российской императрицы Александры Федоровны), однако в высших правительственных инстанциях это помпезное название не утвердили. В 1909 году Соломенка вошла в киевские границы. Кстати, в 1920-1930 гг. власти большевистского Киева район называли Сичнивкой – в память о Январском восстании 1918 года («Січневе повстання»).
Крутой маршрут
Главной улицей Соломенки считалась Игнатьевская или Большая, затем она стала Урицкого – большевика, революционного деятеля, соратника Ленина. А сегодня это уже улица имени митрополита УАПЦ Василия Липковского.
Начиналась улица у железнодорожного моста и заканчивалась площадью, на которой располагались Соломенское кладбище и Артшкола.
С 1931 года по улице ходил трамвай № 8 (Соломенка — площадь Богдана Хмельницкого), соединивший тогда окраину с центром города. У этого трамвая был по-настоящему крутой маршрут: это и спуск по улице Урицкого и особенно крутой спуск по улице Л.Толстого вдоль металлической ограды Ботанического сада. Были здесь и трамвайные аварии. Особенно тяжелый случай произошел в 1949 году, когда трамвай сорвался с этой горки и устремился вниз к улице Саксаганского, были тогда человеческие жертвы.
ул.Урицкого.1955 г. Фото де Грот
Интересен маршрут был и еще одной особенностью: по Соломенскому участку была одноколейка, и трамвай под железнодорожным мостом делал остановку, ожидая разъезда с верхним трамваем, спускавшимся по улице Урицкого. С 1960 года «восьмерка» начала ходить на Соломенку уже только от университета. А по Соломенке маршрут наоборот был продлен до Железнодорожного массива, в результате чего на нем возник еще один крутой спуск. Через некоторое время движение «восьмерки» по улице Толстого отменили, хотя рельсы долгое время оставались на прежнем месте. На Соломенку пошел трамвай №5 (от Дворца спорта по улице Саксаганского). Сейчас с улицы Саксаганского убрали все трамвайные рельсы, и на Соломенку «ходит» троллейбус № 3.
Темные переулки
В двадцатых годах минувшего века в условиях продовольственного кризиса значительную часть Соломенки превратили в картофельные поля. Многие киевляне – в основном железнодорожные рабочие, ремесленники и городская беднота сначала жили в лачугах, сделанных из подручных материалов, веток и глины. И только потом здесь стали появляться кирпичные дома для жилья.
В 1925 году Соломенку электрифицировали. Открылся клуб железнодорожников с вечерними танцами для молодежи, кинотеатр (уже после войны он стал называться «Зоря»). В послевоенное время привокзальная Соломенка представляла собой «колоритное» зрелище. Скромные скверики с песчаными дорожками. Замызганные пивные павильоны. Булыжные мостовые, облитые тусклым светом редких фонарей. Деревянные скамейки и дровяные сараи, среди которых уныло бродят сонные куры, и свисает с веревок белье. Здешние улочки больше напоминали проселки, заросшие крапивой, лопухами и подорожником. Улицы «украшали» телефоны-автоматы с оборванными проводами вместо трубок. Одним словом, хорошие места для воровских «малин» и бандитских «стрелок»!
Река Лыбидь, в которую сегодня сбрасываются сточные воды, была в середине прошлого века полноводной. В ней даже купались мальчишки, принося в школу выловленных черепах и ужей. А когда реку одели в бетонные берега, неугомонные пацаны придумали перепрыгивать ее на спор с разбега, и не раз получали при этом серьезные травмы. Вечерами по улицам разгуливали приблатненные компании. Распив приобретенный у какой-нибудь местной бабы Маши самогон, лихие хлопцы распевали популярную на Соломенке песенку:
«Полон босяков и урок
Наш Богдановский переулок
Побыстрей проходи прохожий
Мы не любим с такою рожей…»
В 1960-1970 гг. была проведена глобальная реконструкция Соломенки, превратившая ее в многоэтажный жилой массив. Но, я уверен, что многие до сих пор вспоминают старинные, затемненные листвой деревьев улочки… Помнят и домики со ставнями, в которых жили простые добрые люди… Из окон этих домов открывался чудный вид на величественный Владимирский собор!
© Виталий Баканов
Из книги «Забытые страницы киевского быта»
https://teren.kiev.ua/news/kievskaia-solo...
***
Киевская Соломенка.
1. Несостоявшаяся Александрия.
Эта историческая местность, расположена между железной дорогой, улицами
Кудряшова, Соломенской, Воздухофлотским проспектом, улицей Богдановской
и одноименным переулком. Примыкает к Батыевой горе, Богданову яру,
Кадетскому гаю, Паньковщине и Чоколовке. Основные транспортные
магистрали – улицы Соломенская и Василия Лыпкивського (бывшая
Урицкого), Соломенская площадь.
В начале позапрошлого века Соломенка была застроена в основном хатами с
соломенными крышами, за что и получила свое название. Хибары эти
принадлежали крепостным Киево-Печерской лавры, отставным солдатам и
другим неимущим людям. В 1858 году казна передала городу часть Соломенки
для использования под пастбища.
С 1860 года, в период строительства железных дорог Киев-Курск, Киев – Балта,
Киевского железнодорожного вокзала и Главных железнодорожных мастерских
(ныне Киевский электровагоноремонтный завод) – Соломенка начала
стремительно разрастаться, превращаясь в рабочий поселок. Часть ее новых
территорий выделили землевладельцам, через усадьбы которых пролегли
рельсы. Так возникли Верхняя Соломенка, по центру которой проходит улица
Василия Лыпкивського, и нижняя Соломенка, протянувшаяся вдоль реки
Лыбедь и железной дороги (сегодня – хоззона).
В 1901 -1909 г.г. местность сделалась самостоятельным селом, в которое
влились поселения Батыева гора, Кучмин и Протасов яры. Любопытный факт: в
1903 году на сельском сходе было принять решениесменить название
Соломенка на «город Александрия» ( в честь российской императрицы
Александры Федоровны), однако в высших правительственных инстанциях это
помпезное название не утвердили. В 1909 году Соломенка вошла в киевские
границы. Кстати, в 1920-1930 г.г. власти большевисткого Киева район называли
Сичнивкой – в память о январском восстании 1918 года ( «Січневе повстання»).
2. Крутой маршрут.
Главной улицей Соломенки считалась Игнатьевская или Большая, затем она
стала Урицкого – большевика, революционного деятеля, соратника Ленина. А
сегодня это уже улица имени митрополита УАПЦ Василия Лыпкивського.
Начиналась улица у железнодорожного моста и заканчивалась площадью, на
которой располагались Соломенское кладбище и Артшкола. С 1931 года по
улице ходил трамвай № 8 (Соломенка- площадь Богдана Хмельницкого),
соединивший тогда окраину с центром города. У этого трамвая был по-
настоящему крутой маршрут: это и спуск по улице Урицкого и особенно
крутой спуск по улице Л.Толстого вдоль металлической ограды Ботанического
сада. Были здесь и трамвайные аварии. Особенно тяжелый случай произошел в
1949 году, когда трамвай сорвался с этой горки и устремился вниз к улице
Саксаганского, были тогда человеческие жертвы.
Интересен маршрут был и еще одной особенностью: по Соломенскому участку
была одноколейка., и трамвай под железнодорожным мостом делал остановку,
ожидая разъезда с верхним трамваем, спускавшимся по улице Урицкого. С 1960
года «восьмерка» начала ходить на Соломенку уже только от университета. А
по Соломенке маршрут наоборот был продлен до Железнодорожного массива, в
результате чего на нем возник еще один крутой спуск. Через некоторое время
движение «восьмерки» по улице Толстого отменили, хотя рельсы долгое время
оставались на прежнем месте. На Соломенку пошел трамвай №5 от Дворца
спорта ( по улице Саксаганского). Сейчас с улицы Саксаганского убрали все
трамвайные рельсы, и на Соломенку «ходит» троллейбус № 3.
Темные переулки.
В двадцатых годах минувшего века в условиях продовольственного кризиса
значительную часть Соломенки превратили в картофельные поля. Многие
киевляне – в основном железнодорожные рабочие, ремесленники и городская
беднота сначала жили в лачугах, сделанных из подручных материалов, веток и
глины. И только потом здесь стали появляться кирпичные дома для жилья. В
1925 году Соломенку электрифицировали. Открылся клуб железнодорожников
с вечерними танцами для молодежи, кинотеатр (уже после войны он стал
называться «Зоря»). В послевоенное время привокзальная Соломенка
представляла собой «колоритное» зрелище. Скромные скверики с песчаными
дорожками. Замызганные пивные павильоны. Булыжные мостовые, облитые
тусклым светом редких фонарей. Деревянные скамейки и дровяные сараи,
среди которых уныло бродят сонные куры, и свисает с веревок белье. Здешние
улочки больше напоминали проселки, заросшие крапивой, лопухами и
подорожником.
Улицы «украшали» телефоны-автоматы с оборванными проводами вместо
трубок. Одним словом, хорошие места для воровских «малин» и бандитских
«стрелок»!
Река Лыбедь, в которую сегодня сбрасываются сточные воды, была в середине
прошлого века полноводной. В ней даже купались мальчишки, принося в
школу выловленных черепах и ужей. А когда реку одели в бетонные берега,
неугомонные пацаны придумали перепрыгивать ее на спор с разбега, и не раз
получали при этом серьезные травмы. Вечерами по улицам разгуливали
приблатненные компании. Распив приобретенный у какой-нибуть местной бабы
Маши самогон, лихие хлопцы распевали популярную на Соломенке песенку:
Полон босяков и урок
Наш Богдановский переулок
Побыстрей проходи прохожий
Мы не любим с такою рожей…
В 1960-1970 г.г. была проведена глобальная реконструкция Соломенки,
превратившая ее в многоэтажный жилой массив. Но,я уверен, что многие до
сих пор вспоминают старинные, затемненные листвой деревьев, улочки…
Помнят и домики со ставнями, в которых жили простые добрые люди…Из окон
этих домов открывался чудный вид на величественный Владимирский собор!