Италия, 1975, 127 мин.
Реж. Дарио Ардженто
В ролях Дэвид Хеммингс, Дария Николоди, Габриэле Лавиа, Маша Мериль, Эрос Паньи, Джулиана Каландра, Глауцо Маури, Клара Каламаи, Николетта Эльми, Фурио Меникони, Лиана дель Бальцо, Фулвио Мингоцци, Сальваторе Пунтилло, Пьеро Вида, Сальваторе Баккаро, Бруно де Луя, Аттилио Делттезио, Том Феллеги
Триллер Джиалло
Оценка 7.7 (26 218) Моя оценка 8 (отлично)
Другие названия «Прелюдия к убийству» (Бразилия), «Мурашки от ужаса» (Канада, Франция), «Мелодия смерти» (Дания), «Шизофрения» (Греция), «Тайена дома с привидениями» (Португалия)
Производство Rizzoli Film (present), Seda Spettacoli (production) (as SEDA Spettacoli s.p.a.-Rome)
Один из лучших фильмов, если не самый лучший, маэстро Дарио Ардженто.
В Риме проходит конгресс парапсихологов. Приглашенная звезда немка Хельга Ульманн. Она поражает зрителей несколькими верными ответами о присутствующих в зале, а затем ей вдруг стало плохо. Она говорит, что в зале присутствует зло, жестокий убийца.
По ее словам, она почувствовала извращенные, жестокие и одновременно инфантильные мысли убийцы. А затем она говорит профессору, организовавшему конгресс, что знает, кто убийца.
Но вскоре ее убивают, а свидетелем убийства стал Маркус Дейли, Британец, преподаватель местной консерватории. Вот он и будет вести расследование этого убийства (вместе с пронырливой журналисткой, ездящей на полуразвалившемся автомобиле и страстно желающей заволочь Маркуса в постель).
Герою кажется, что он видел что-то важное, но не может вспомнить, что именно (напоминает один из мотивов «Птицы с хрустальным оперением»).
Ключом ко всему служит детская песенка, звучащая перед убийствами и тайна старой виллы в предместье Рима, «Виллы кричащего ребенка».
Актерский состав. Картину поставил мастер фильмов ужасов Дарио Ардженто, и это один из пиков его творчества.
В главной роли замечательный британский артист Дэвид Хэммингс.
В картине снялись известные актеры жена Дарио Ардженто Дария Николоди (у нее получилась замечательная журналистка), Габриэле Лавиа («Зедер», «За дверью», несколько картин Дарио Ардженто), Джулиана Каландра («Сыр», «Любовь и анархия», «Зверюга»), убитую немку сыграла Маша Мериль (княжна Мария Гагарина) («Отдых воина», «Дневная красавица», «Убийства в ночном поезде»), Эрос Паньи («Новые чудовища», «Фильм любви и анархии»), рыжеволосую девочку Ольгу, любившую убивать животных сыграла Николетта Эльми (снималась в кино с пяти до 25 лет -«Демоны», «Кто видел ее смерть», «Проклятый медальон», «Смерть в Венеции», «Кровавый залив», «Отпечатки»), Фурио Меникони («Месть Айвенго», «Золото форта Юма», «Картечница Гатлинга», «И Бог сказал Каину»), мальчика играет Якопо Мариани (в «Суспирии» он играет племянника заместительницы директора школы), Сальваторе Пунтилло («Марко Поло», «Корлеоне», «Семь нот в темноте»), Пьеро Вида («Кто видел ее смерть», «Ночной портье»), Сальваторе Баккаро («Зверь в горячке», «Экзорсист по-итальянски», «Салон Китти»), каскадер Бруно де Луя, Аттилио Деоттезио («Волки охотятся ночью», «Ванина Ванини», «Возвращение Шанхайского Джо»), венгр Том Феллеги.
Интересно. Убитую немку-медиума хоронят евреи в кипах. Хотя нигде не упоминается, что медиум была еврейкой.
Замечательные цитаты.
«- В Америке я знал многих вроде тебя. Сильно пьющих. Они долго не живут.
— А кто тебе сказал, что я хочу жить долго?»
«А я пролетарий от рояля».
«- Но то, что я сказал — истина.
-Нет, Марк, это только то, что ты думаешь, что это истина, а на самом деле это твоя версия истины».
«Пожалуй ты видел что-то настолько важное, что даже не отдаешь в этом отчета».
«Иногда то, что ты видишь, и твое воображение смешиваются в такой коктейль, что уже не различить ингредиентов»
Почему смотреть стоит (плюсы). Запутанная интрига. Великолепный Дэвид Хеммингс в главной роли (мне этот британец кажется недооцененным).
Весь набор успешного джиалло — следствие ведет дилетант, убийца-психопат, ложный финал (хотя тем, кто смотрел внимательно, ложность его очевидна — тип не мог быть убийцей, в момент первого убийства он беседовал с главным героем об ускользающей истине), тайна, раскрываемая при помощи старых легенд и пропавших картин, зыбкость происходящего, убийца в перчатках, изобретательность при расправах с ближними (женщину утопили в кипятке, и зверские убийства отрицательных персонажей).
Тревожно-напряженная музыка группы «Гоблин» великолепно дополняет визуальный ряд и помогает в создании атмосферы.
Итог. Один из шедевров Дарио Ардженто, можно сказать, эталонный джиалло. Один из самых влиятельных фильмов в истории жанра.