349 Иллюстрированный


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 349. Иллюстрированный Уленшпигель: Книга третья (худ. Е.Кибрик, П.Бунин, А.Кравченко, Ф.Константинов, Ю.Иванов и др.)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

349. Иллюстрированный Уленшпигель: Книга третья (худ. Е.Кибрик, П.Бунин, А.Кравченко, Ф.Константинов, Ю.Иванов и др.)

Статья написана 3 августа 2021 г. 16:19

Разгорелась война Испании с Нидерландами, война метрополии с мятежной провинцией — а это всегда отчасти и партизанская война.

Худ. Ю.Иванов (открытка, 1975)
Худ. Ю.Иванов (открытка, 1975)

Третья книга «Легенды об Уленшпигеле» — объёмная. Де Костер пытается войти повторно в воду Первой книги. Тут и беззаботность проделок Тиля, и появление призраков прошлого — Рыбника, донос которого перевернул жизнь Уленшпигеля, и напоминание о Каталине, у которой огонь рвётся из головы. Как выразить в одной иллюстрации квинтэссенцию Третьей книги? Такая задача стояла перед Кравченко и Бисти. Оба они выбрали военную тему. Бисти — отвлечённо, дал Уленшпигелю мушкет (или аркебузу). А Кравченко — роскошно вырезал сцену дуэли Уленшпигеля с немецким наёмником.

Худ. Д.Бисти (1979)
Худ. Д.Бисти (1979)
Худ. А.Кравченко (1928)
Худ. А.Кравченко (1928)

Сцену шутовской дуэли со смертельным исходом отметили все художники. Видимо, эта сцена и является символом третьей книги.

Он умер от чёрной ярости

Обзор иллюстраций к Третьей книге я решил построить по модели «сравнялки» картинок разных художников к ключевым сценам. А ключевые сцены выбрал, опираясь, в основном, на те фрагменты, которые иллюстрировал Кибрик. Его литографии помещены все, а, например, рисунки П.Бунина даны очень выборочно. Такие неутомимые и быстрые художники как П.Бунин или Г.А.В.Трауготы основали в советском искусстве формат графического романа невиданного художественного уровня — но из-за этого и получается, что их сюиты без текста рассматривать невозможно.

Эгмонт без головы

Про казнь Эгмонта в романе только упоминается — никакого описания сцены нет. Но как скрытый двигатель истории и как ответ на слова Тиля в конце Второй книги («Эгмонт — изменник») эта казнь занимает важное место. Многие художники рисуют плаху на заставке ко Второй книге (ну, может, им просто плаху интересно рисовать).

Худ. Е.Кибрик (1938)
Худ. Е.Кибрик (1938)

Худ. Ю.Иванов (книга, 1972)
Худ. Ю.Иванов (книга, 1972)
Худ. П.Бунин (1975)
Худ. П.Бунин (1975)

Худ. Ф.Константинов (1961)
Худ. Ф.Константинов (1961)
Худ. Б.Тржемецкий (1983)
Худ. Б.Тржемецкий (1983)

Человек с ружьём

Кибрик на первой страничной иллюстрации в Третьей книге рисует (несколько опережая сюжет) вооружённых Тиля и Ламме. Забавный толстяк встал под знамёна революции. Лицо у него вдохновенное. Важная черта. Художники пока игнорируют этот посыл. Только Бунин при его подробности не мог не нарисовать вооружённого Ламме — и этот Ламме свиреп и бесчеловечен. Что война с людьми делает!

Худ. Е.Кибрик (1938)
Худ. Е.Кибрик (1938)
Худ. П.Бунин (1975)
Худ. П.Бунин (1975)

Антиклерикальный юмор

Как в старые добрые времена Тиль разыгрывает балаганную сценку. Тиль нанимается к служителю церкви — обжоре и пьянице. Обожрав приора, он сдвигает деревянные статуи святых в церкви и раскладывает возле них объедки еды и пустые бутылки. Приор по-свойски разбирается со святыми за кражу — избивает их (ломает хрупкие статуи). Ну и дальше — вместо поломанной статуи на крестный ход приходится нести звонаря, а Тиль ему и сопровождающим подсыпает порошка, от которого зуд по телу и т.д.

Почти все художники отметили в той или иной степени эту антицерковную шалость.

Худ. П.Бунин (1975)
Худ. П.Бунин (1975)
Худ. Л.Зусман (1935)
Худ. Л.Зусман (1935)

Худ. И.Кусков (1988)
Худ. И.Кусков (1988)
Худ. Б.Тржемецкий (1983)
Худ. Б.Тржемецкий (1983)

А Кибрик рисует только выразительный портрет приора-обжоры.

Худ. Е.Кибрик (1938)
Худ. Е.Кибрик (1938)

Человек с горбом

Ещё одна традиционная шутка-фокус. Тиль делает себе горб из костей рыбы, внутрь помещает пузырь с кровью. Намеренно богохульствует в церкви, получает в наказание горб, раскаивается, трётся обо что-то, горб ломается, хлещет кровь — Уленшпигель исцелён. Калеки осыпают его деньгами — деньги идут на революцию. Никого не грабил, только смошенничал. Эта сцена — только у Кибрика и Линена.

Худ. Е.Кибрик (1938)
Худ. Е.Кибрик (1938)
Худ. А.Линен (1914)
Худ. А.Линен (1914)

Дуэль

Ну вот и дуэль — запоминающийся эпизод. Тиль, находясь в рядах повстанческой армии, довёл своими шутками немецкого наёмника. Состоялась дуэль. Немец прибыл тяжеловооружённым, а Уленшпигель —

цитата

Уленшпигель снарядился как истинный рыцарь. Боевого коня заменял ему осел. Седлом служила ему юбка девицы легкого поведения. Вместо налобника с перьями на морде осла красовалась плетушка из ивовых прутьев, украшенная стружками, трепетавшими на ветру. Позаботился он и о латах – то была его рубашка в заплатах, ибо, пояснил он, железо дорого, к стали приступу нет, а меди столько ушло за последнее время на пушки, что кролику бы на вооружение не хватило. На голове вместо шишака шишом торчал лист салата, увенчанный лебединым пером, – то был прообраз лебединой песни на тот случай, если бы Уленшпигель приказал долго жить.

Взамен легкой негнущейся шпаги Уленшпигель захватил добрую длинную толстую еловую жердь с метелкой из еловых веток на конце.

Неуклюжий немец в горячке поединка упал на спину, Уленшпигель начал возить ему метлой по харе. Убивать немца не было в намерениях Тиля, но тот сам умер от чёрной ярости. Вот как это Кибрик изобразил.

Худ. Е.Кибрик (1938)
Худ. Е.Кибрик (1938)

Выявились особенности цветной сюиты Ю.Иванова. К Третьей книге у него много совпадений в книжных иллюстрациях и в открытках. Варианты картинок к одним и тем же эпизодам. Вот таких вот:

Худ. Ю.Иванов (открытка и книга)
Худ. Ю.Иванов (открытка и книга)

После сканера всё выходит в одном размере. Можно устроить полноценное сравнение вариантов. Вот Тиль в рыцарском наряде.

Худ. Ю.Иванов (книга, 1972)
Худ. Ю.Иванов (книга, 1972)
Худ. Ю.Иванов (открытка, 1975)
Худ. Ю.Иванов (открытка, 1975)

И иллюстрации остальных художников (все отметились, кроме Зусмана в 1935 году). Бунин дал дуэль в углу панорамы военного лагеря — так, обычное дело. Остальные рисуют сцену крупным планом.

Худ. П.Бунин (1975)
Худ. П.Бунин (1975)
Худ. Ф.Константинов (1961)
Худ. Ф.Константинов (1961)

Худ. И.Кусков (1988)
Худ. И.Кусков (1988)
Худ. Б.Тржемецкий (1983)
Худ. Б.Тржемецкий (1983)

Худ. И.Шабанов (1948)
Худ. И.Шабанов (1948)
Худ. А.Линен (1914)
Худ. А.Линен (1914)

На ослах

Тиль и Ламме много разъезжали по своим шпионским делам на ослах, что особенно подчёркивал автор. Вели серьёзные разговоры. Кибрик нарисовал беседующих друзей.

Худ. Е.Кибрик (1938)
Худ. Е.Кибрик (1938)

Остальные художники тоже рисовали парочку на ослах, но больше как колорит эпохи или по ассоциации с Дон Кихотом и Санчо Пансой.

Худ. П.Бунин (1975)
Худ. П.Бунин (1975)
Худ. Л.Зусман (1935)
Худ. Л.Зусман (1935)

А у Тржемецкого парочка ослов попала во Вторую книгу. Возвращаю её на законное место. Есть ослы и у Линена.

Худ. Б.Тржемецкий (1983)
Худ. Б.Тржемецкий (1983)
Худ. А.Линен (1914)
Худ. А.Линен (1914)

Неле

Переклички с Первой книгой продолжаются. Тихая Неле разлучена с Тилем, ждёт встречи. Кибрик рисовал тихую Неле в Первой книге, ему повторяться незачем. Неле нарисовал Ю.Иванов — в двух вариантах (на открытке у ног Неле — дворняжка брабантской породы).

Худ. Ю.Иванов (книга, 1972)
Худ. Ю.Иванов (книга, 1972)
Худ. Ю.Иванов (открытка, 1975)
Худ. Ю.Иванов (открытка, 1975)

И Бунин нарисовал Неле. Хрупкая она у него очень. Лучший, наверное, женский образ у художника.

Худ. П.Бунин (1975)
Худ. П.Бунин (1975)
Худ. П.Бунин (1975)
Худ. П.Бунин (1975)

Грозный Ламме

«Легенда об Уленшпигеле» — это, конечно, плутовской роман, проделки героев которого просты и наивны. Потому, наверное, роман и имеет успех у младших школьников, которые верят действенности нехитрых приёмов и думают, что сами смогли бы придумать что-нибудь позаковыристее. Есть забавный эпизод: Тилю на глазах у всех надо попасть к единомышленникам на какую-то барку так, чтобы это выглядело случайностью. Решено использовать втёмную Ламме: его задирает силач с корабля, Ламме отвечает тем же. Ему предлагают подняться на барку для драки. Ламме, конечно, «побеждает» силача под изумлённый выдох публики. Художник Кибрик к Ламме неравнодушен и выбрал для маленькой текстовой иллюстрации портрет отчаянного Ламме.

Худ. Е.Кибрик (1938)
Худ. Е.Кибрик (1938)

Некоторые художники тоже нарисовали этот эпизод

Худ. Ф.Константинов (1961)
Худ. Ф.Константинов (1961)
Худ. И.Кусков (1988)
Худ. И.Кусков (1988)

В кузнице

Тиль и Ламме помогают в кузне изготовлять холодное оружие для повстанческой армии. Почему-то советские иллюстраторы полюбили этот эпизод (возможно потому, что хоть революция и буржуазная, но подпольщики товарищи Уленшпигель и Гудзак оказались близки пролетариату).

Худ. Е.Кибрик (1938)
Худ. Е.Кибрик (1938)

Худ. Ю.Иванов (книга, 1972)
Худ. Ю.Иванов (книга, 1972)
Худ. Ю.Иванов (открытка, 1975)
Худ. Ю.Иванов (открытка, 1975)

Худ. Л.Зусман (1935)
Худ. Л.Зусман (1935)
Худ. Б.Тржемецкий (1983)
Худ. Б.Тржемецкий (1983)

Время звенеть бокалами

Длинный эпизод, где Тиля и Ламме вроде бы заманили в ловушку (приманкой служит весёлый дом со старухой-содержательницей во главе). Но Тиль из этой ситуации выкручивается — у него уже везде сочувствующие. Под рефрен «время звенеть бокалами» революционные массы громят заведение, уводят девушек (вставших на путь исправления), вешают старуху-осведомительницу. Эпизод был безумно популярен, рефрен стал одним из символов «Легенды об Уленшпигеле». Даже песни какие-то бардовские на эту тему писали. Борьба против тайной полиции как-никак, но под выпивку. Очень душевно. Почти все художники (кроме трезвенника Зусмана) этот эпизод отразили в иллюстрациях.

Кибрик рисует самое начало — девицу-приманку, которая пританцовывает на ночных улицах.

Худ. Е.Кибрик (1938)
Худ. Е.Кибрик (1938)

Иванов рисует в двух вариантах застолье, когда пока ещё не очень грозно начинают звенеть бокалы.

Худ. Ю.Иванов (книга, 1972)
Худ. Ю.Иванов (книга, 1972)
Худ. Ю.Иванов (открытка, 1975)
Худ. Ю.Иванов (открытка, 1975)

Ну и остальные художники рисуют, что кому ближе: попойку или разгром.

Худ. П.Бунин (1975)
Худ. П.Бунин (1975)
Худ. Худ. Ф.Константинов (1961)
Худ. Худ. Ф.Константинов (1961)

Худ. И.Кусков (1988)
Худ. И.Кусков (1988)
Худ. Б.Тржемецкий (1983)
Худ. Б.Тржемецкий (1983)

Худ. А.Линен (1914)
Худ. А.Линен (1914)

И отдельно — про ксилографию Кравченко. Не получилось у него сделать полное совпадение пяти шмуцтитулов к каждой книге. К третьей книге было сделано две иллюстрации — про дуэль (я видел её на шмуцтитуле издания 1935 г.) и про «время звенеть бокалами». Эта гравюра, видимо, была помещена к Четвёртой книге в издании 1935 г. Конечно, застолий в романе хватает — можно во всякой части их отыскать. Но здесь явно иллюстрация к нашему эпизоду. Так что волю художника (или редактора) уважать не будем.

Худ. А.Кравченко (1928)
Худ. А.Кравченко (1928)

Оборотень

Тени прошлого: Рыбник, который погубил Клааса и Сооткин, теперь, оставляя волчьи следы, нападает на одиноких путников в дюнах. Все в мистическом ужасе. Но Уленшпигель — материалист, он в оборотней не верит, ловит Рыбника.

Худ. Е.Кибрик (1938)
Худ. Е.Кибрик (1938)

Худ. П.Бунин (1975)
Худ. П.Бунин (1975)
Худ. Худ. Ф.Константинов (1961)
Худ. Худ. Ф.Константинов (1961)

Худ. И.Кусков (1988)
Худ. И.Кусков (1988)
Худ. Б.Тржемецкий (1983)
Худ. Б.Тржемецкий (1983)

Тот же суд (возможно, в другом персональном составе), который более десяти лет назад приговорил к сожжению Клааса, теперь под всеобщее одобрение постановляет пытать Рыбника. И приговор справедливый:

цитата

Язык его будет прободен раскалённым железом, правая рука отрублена, а сам он изжарен на медленном огне

Клаас-то ещё дёшево отделался: всего-навсего гуманное сожжение на сильном огне.

Каталина

Окончание Третьей книги: напоминание о всё ещё живой Каталине — матери Неле. Пока она жива, Неле не может присоединиться к Тилю.

Худ. Е.Кибрик (1938)
Худ. Е.Кибрик (1938)

Остальные художники не придали концовке значения. А зря. Композиционно это перекличка с Первой — самой сильной — книгой. Хотя де Костер, по-видимому, был слабым композиционистом.





399
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх