http://www.fantlab.ru/images/editions/big/42402" align=right style='margin-left:10px; max-width:600px'>
Мария Галина за последние пару лет стремительно ворвалась в круг авторов, которые для меня обязательны к прочтению. Не разочаровал меня и этот сборник, хотя я все же ждал от него немного большего.
В этот сборник вошли повести и рассказы, написанные автором за последние десять лет. Не так-то просто определить жанр большинства из них: фантастика, мистика, магреализм, хоррор? Пожалуй, всего понемногу, хотя эта пропорция сильно меняется в разных произведениях. Во многом, рассказы сборника продолжают тему, поднятую в «Малой Глуше», — соприкосновение нашего мира с потусторонней реальностью. При этом другая реальность у Галиной в большинстве случев вызывает мистический страх, отторжение, отвращение, и в этом отчетливо видны лавкрафтианские нотки. Бог знает какие Ктулхи водятся в том мутном тумане иномирья, попасть в который мы можем, порой просто свернув за угол или заглянув в соседнюю комнату. Ну а уж когда эти создания начинают пробираться в нашу реальность — мало нам не покажется. Но дело в том, что и наш мир в представлении Галиной — отнюдь не самое приятное место. Раз за разом в рассказах «Заплывая за буйки», «Ящерица», «В плавнях», «Контрабандисты» автор сталкивает свинцовые мерзости советского образа жизни с темными мистическими силами, и выясняется, что они стоят друг друга, и не случайно подобное притягивается к подобному. В результате в большинстве произведений этого сборника царит мрачная, давящая на психику атмосфера, которая производит впечатление, но впечталение это не из приятных. Пожалуй, только в «Юго-Западной железной дороге» мелькает проблеск светлого чуда и то очень быстро меркнет.
Несколько выделяются из общего ряда по сюжету, но не по настроению «И все деревья в садах» — впечатляющий образчик постапокалиптики и «Прощай, мой ангел» — интересный образец биологическо-социальной альтернативки.
В общем-то почти каждая история сборника хороша, в каждой есть своя изюминка. Не понравились мне только «Спруты», где автор, на мой взгляд, накрутила совсем уж мрачную конструкцию и реалистичное, но слишком бытовое «Краткое пособие по собаководству». Самыми же лучшими, на мой взгляд, оказались эффектные «Красные волки», красные гуси», «В плавнях», «Контрабандисты», «Заплывая за буйки» и «Сержант Ее Величества».
Сержант Ее Величества. Автору этой истории удалось меня в очередной раз удивить. Сюжет этой истории вращается вокруг увлечения писателя Конан Дойля спиритизмом. Галиной удается посмотреть на эту довольно тривиальную историю с совершенно необычной точки зрения. В небольшом по объему рассказе автору удалось поднять сложные темы столкновения европейской и африканской цивилизаций, первой мировой войны, падения могущества Британской империи. Выводы Галиной парадоксальны, но при этом вполне логичны. Щедро разбросанные по тексту аллюзии доставят истинное удовольствие всем поклонникам творчества Конан Дойля, к которым отношусь и я. Очень ярким и необычным получился образ самого знаменитого писателя.
Заплывая за буйки. Мария Галина продолжает сражаться против умершего льва советского социализма со всем рвением Дон Кихота. Но, черт возьми, от ее ударов этому льву пришлось бы несладко, даже если бы он еще оставался жив. Ведь автор не просто критикует и обличает то время. От описаний советской системы, порядков, царивших в то время, тянет мерзким гнилостным душком сюрреалистичного кафкианского кошмара. Неправильны не какие-то отдельные черты этого общества, неправильно оно все в целом. В нем нельзя что-то улучшить, можно только отменить его все полностью. И единственным способом спастись, выжить для героев Галиной оказывается побег. То ли на самодельном плоту в Турцию, то ли просто в спасительное сумасшествие.
Невозможно не заметить отличное литературное мастерство Галиной. Очень непросто изобразить внутренний мир человека, балансирующего на грани сумасшествия, а то и перешедшего через эту грань, отразить окружающую действительность глазами такого героя. Автору это удается, и это очень усиливает впечатление от текста. Хороша и очень нетривильна основная изюминка рассказа — изменение реальности через текст. Последствия этих изменений изображены несколько прямолинейно, но весьма ярко. Весьма эффектна финальная точка, окончательно сводящая воедино реальность и безумие.
Случается порой такое, что ночью приснится страшный сон. Выныриваешь из мутных глубин кошмара и долго приходишь в себя, как пловец, чудом вырвавшийся на поверхность. Вот такое впечатление и произвел на меня этот рассказ.
Контрабандисты. Задумка этого рассказа весьма неожиданна. Не так много я знаю фантастических произведений, основанных на известных стихотворениях. И конечно, кому, как ни Галиной, под силу воссоздать колорит той старой Одессы, которая уже почти окончательно исчезла в тумане времени. Да и идея контрабанды из иного мира — весьма нетривиальна. Хотя сам предмет контрабанды — пресловутый хрустальный череп — несколько разочаровал. Да и попытки объяснить чьи-то злодейства только влиянием этого артефакта кажутся достаточно наивными. Зато запомнилось и произвело впечатление то, как многоцветье старой Одессы постепенно сменяется серо-стальным однообразием зачистившей все власти.
Красные волки, красные гуси. Этот рассказ недаром дал название всему сборнику. Именно в нем лучше всего проявилось писательское мастерство Галиной, умение соединять обыденное и мистическое. Вот и в этот раз история путешествий натуралиста по отдаленным уголкам то ли Кавказа, то ли Средней Азии показывается с двух сторон. Один вариант — благостное и вполне официальное описание приключений и неожиданностей, которые поджидают путешественника, другой вариант — мистическая изнанка событий, в которой ложь и жестокость сталинских времен вполне органично сливаются с древними тайнами. В этой истории есть место чудесному, но это — страшное, я бы даже сказал, жуткое чудо. Тем неожиданнее для меня оказалась концовка этой истории. Да, умеет все-таки Галина и нагнать страху на своих читателей, и заморочить нам головы, и заставить серьезно задуматься о том, какова все же правда.
В плавнях. Один из наиболее запомнившихся рассказов автора. С одной стороны, история очень атмосферна. Невозможно не проникнуться странным образом жизни в плавнях, где-то на границе то ли двух стран, то ли двух миров. Просто чувствуешь неторопливое течение реки, туман, скрывающий звуки, множество мелких островков, на каждом из которых может ожидать неведомое. Все это очень перекликается со второй частью «Малой Глуши». Странные, необычные существа действуют в этой истории — от традиционных русалок и любимых автором псоглавцев до загадочных зеленых людей. Поневоле поверишь, что в этих краях можно встретить кого угодно. Да кто такие, в конце концов, сами жители этих плавен? А уж о том, что находится на другом берегу, и подумать-то боязно.
С другой стороны, рассказ наполнен мощным содержанием — вечным спором о правде и истине. Прочтя эту историю, трудно не задуматься о том, почему борьба за лучшую жизнь неизбежно несет за собой кровь, смерть, мучения ни в чем не повинным людям. Действительно ли человеческую природу невозможно изменить и кровопролитие будет длиться вечно? Стоит ли вступаться за слабых и обиженных или жизнь по принципу «моя хата с краю» — самый надежный путь к выживанию? Порой я не во всем согласен с автором, но эта история заставляет мыслить и чувствовать. Что это, если не признак настоящей литературы?
Нельзя не отметить, как сильна эта история в мелких нюансах, в деталях. Например, как о многом автору удается сказать нам в эпизоде с кружкой молока! А как хорош разговор Никодима с зелеными людьми! Обратите внимание на этот рассказ!
Эту же фразу я готов повторить и по поводу всего сборника в целом. Если вас не пугают сложные, насыщенные образами тексты, если вы не боитесь посмотреть в лицо кошмару и не менее мрачной реальности — этот сборник Галиной безусловно стоит прочесть.