Галина Красные волки


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kkk72» > Галина. Красные волки, красные гуси
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Галина. Красные волки, красные гуси

Статья написана 17 марта 2010 г. 11:05

http://www.fantlab.ru/images/editions/big/42402" align=right style='margin-left:10px; max-width:600px'>

Мария Галина за последние пару лет стремительно ворвалась в круг авторов, которые для меня обязательны к прочтению. Не разочаровал меня и этот сборник, хотя я все же ждал от него немного большего.

В этот сборник вошли повести и рассказы, написанные автором за последние десять лет. Не так-то просто определить жанр большинства из них: фантастика, мистика, магреализм, хоррор? Пожалуй, всего понемногу, хотя эта пропорция сильно меняется в разных произведениях. Во многом, рассказы сборника продолжают тему, поднятую в «Малой Глуше», — соприкосновение нашего мира с потусторонней реальностью. При этом другая реальность у Галиной в большинстве случев вызывает мистический страх, отторжение, отвращение, и в этом отчетливо видны лавкрафтианские нотки. Бог знает какие Ктулхи водятся в том мутном тумане иномирья, попасть в который мы можем, порой просто свернув за угол или заглянув в соседнюю комнату. Ну а уж когда эти создания начинают пробираться в нашу реальность — мало нам не покажется. Но дело в том, что и наш мир в представлении Галиной — отнюдь не самое приятное место. Раз за разом в рассказах «Заплывая за буйки», «Ящерица», «В плавнях», «Контрабандисты» автор сталкивает свинцовые мерзости советского образа жизни с темными мистическими силами, и выясняется, что они стоят друг друга, и не случайно подобное притягивается к подобному. В результате в большинстве произведений этого сборника царит мрачная, давящая на психику атмосфера, которая производит впечатление, но впечталение это не из приятных. Пожалуй, только в «Юго-Западной железной дороге» мелькает проблеск светлого чуда и то очень быстро меркнет.

Несколько выделяются из общего ряда по сюжету, но не по настроению «И все деревья в садах» — впечатляющий образчик постапокалиптики и «Прощай, мой ангел» — интересный образец биологическо-социальной альтернативки.

В общем-то почти каждая история сборника хороша, в каждой есть своя изюминка. Не понравились мне только «Спруты», где автор, на мой взгляд, накрутила совсем уж мрачную конструкцию и реалистичное, но слишком бытовое «Краткое пособие по собаководству». Самыми же лучшими, на мой взгляд, оказались эффектные «Красные волки», красные гуси», «В плавнях», «Контрабандисты», «Заплывая за буйки» и «Сержант Ее Величества».

Сержант Ее Величества. Автору этой истории удалось меня в очередной раз удивить. Сюжет этой истории вращается вокруг увлечения писателя Конан Дойля спиритизмом. Галиной удается посмотреть на эту довольно тривиальную историю с совершенно необычной точки зрения. В небольшом по объему рассказе автору удалось поднять сложные темы столкновения европейской и африканской цивилизаций, первой мировой войны, падения могущества Британской империи. Выводы Галиной парадоксальны, но при этом вполне логичны. Щедро разбросанные по тексту аллюзии доставят истинное удовольствие всем поклонникам творчества Конан Дойля, к которым отношусь и я. Очень ярким и необычным получился образ самого знаменитого писателя.

Заплывая за буйки. Мария Галина продолжает сражаться против умершего льва советского социализма со всем рвением Дон Кихота. Но, черт возьми, от ее ударов этому льву пришлось бы несладко, даже если бы он еще оставался жив. Ведь автор не просто критикует и обличает то время. От описаний советской системы, порядков, царивших в то время, тянет мерзким гнилостным душком сюрреалистичного кафкианского кошмара. Неправильны не какие-то отдельные черты этого общества, неправильно оно все в целом. В нем нельзя что-то улучшить, можно только отменить его все полностью. И единственным способом спастись, выжить для героев Галиной оказывается побег. То ли на самодельном плоту в Турцию, то ли просто в спасительное сумасшествие.

Невозможно не заметить отличное литературное мастерство Галиной. Очень непросто изобразить внутренний мир человека, балансирующего на грани сумасшествия, а то и перешедшего через эту грань, отразить окружающую действительность глазами такого героя. Автору это удается, и это очень усиливает впечатление от  текста. Хороша и очень нетривильна основная изюминка рассказа — изменение реальности через текст. Последствия этих изменений изображены несколько прямолинейно, но весьма ярко. Весьма эффектна финальная точка, окончательно сводящая воедино реальность и безумие.

Случается порой такое, что ночью приснится страшный сон. Выныриваешь из мутных глубин кошмара и долго приходишь в себя, как пловец, чудом вырвавшийся на поверхность. Вот такое впечатление и произвел на меня этот рассказ.

Контрабандисты. Задумка этого рассказа весьма неожиданна. Не так много я знаю фантастических произведений, основанных на известных стихотворениях. И конечно, кому, как ни Галиной, под силу воссоздать колорит той старой Одессы, которая уже почти окончательно исчезла в тумане времени. Да и идея контрабанды из иного мира — весьма нетривиальна. Хотя сам предмет контрабанды — пресловутый хрустальный череп — несколько разочаровал. Да и попытки объяснить чьи-то злодейства только влиянием этого артефакта кажутся достаточно наивными. Зато запомнилось и произвело впечатление то, как многоцветье старой Одессы постепенно сменяется серо-стальным однообразием зачистившей все власти.

Красные волки, красные гуси. Этот рассказ недаром дал название всему сборнику. Именно в нем лучше всего проявилось писательское мастерство Галиной, умение соединять обыденное и мистическое. Вот и в этот раз история путешествий натуралиста по отдаленным уголкам то ли Кавказа, то ли Средней Азии показывается с двух сторон. Один вариант — благостное и вполне официальное описание приключений и неожиданностей, которые поджидают путешественника, другой вариант — мистическая изнанка событий, в которой ложь и жестокость сталинских времен вполне органично сливаются с древними тайнами. В этой истории есть место чудесному, но это — страшное, я бы даже сказал, жуткое чудо. Тем неожиданнее для меня оказалась концовка этой истории. Да, умеет все-таки Галина и нагнать страху на своих читателей, и заморочить нам головы, и заставить серьезно задуматься о том, какова все же правда.

В плавнях. Один из наиболее запомнившихся рассказов автора. С одной стороны, история очень атмосферна. Невозможно не проникнуться странным образом жизни в плавнях, где-то на границе то ли двух стран, то ли двух миров. Просто чувствуешь неторопливое течение реки, туман, скрывающий звуки, множество мелких островков, на каждом из которых может ожидать неведомое. Все это очень перекликается со второй частью «Малой Глуши». Странные, необычные существа действуют в этой истории — от традиционных русалок и любимых автором псоглавцев до загадочных зеленых людей. Поневоле поверишь, что в этих краях можно встретить кого угодно. Да кто такие, в конце концов, сами жители этих плавен? А уж о том, что находится на другом берегу, и подумать-то боязно.

С другой стороны, рассказ наполнен мощным содержанием — вечным спором о правде и истине. Прочтя эту историю, трудно не задуматься о том, почему борьба за лучшую жизнь неизбежно несет за собой кровь, смерть, мучения ни в чем не повинным людям. Действительно ли человеческую природу невозможно изменить и кровопролитие будет длиться вечно? Стоит ли вступаться за слабых и обиженных или жизнь по принципу «моя хата с краю» — самый надежный путь к выживанию? Порой я не во всем согласен с автором, но эта история заставляет мыслить и чувствовать. Что это, если не признак настоящей литературы?

Нельзя не отметить, как сильна эта история в мелких нюансах, в деталях. Например, как о многом автору удается сказать нам в эпизоде с кружкой молока! А как хорош разговор Никодима с зелеными людьми! Обратите внимание на этот рассказ!

Эту же фразу я готов повторить и по поводу всего сборника в целом. Если вас не пугают сложные, насыщенные образами тексты, если вы не боитесь посмотреть в лицо кошмару и не менее мрачной реальности — этот сборник Галиной безусловно стоит прочесть.





136
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение17 марта 2010 г. 11:25
Конечно, я рекомендации Константина Эдуардыча уважаю, но...
Пока из всего сборника читал только «Красные волки, красные гуси» в «Полдне», поэтому из-за рассказа, давшего название сборнику, моё отношение к нему уже несколько подпорчено. И виноват в этом не столько сам рассказ, сколько журнал — окончательно достала чернушность, мизантропия и излишнее увлечение бичеванием социальных язв и пороков. Рассказ Галиной хорошо ложился в этот формат, да и большинство остальных, судя по рецензии, тоже. У меня же к текстам такого плана начало вырабатываться стойкое отторожение.
Это второе прочитанное мной произведение Галиной, а первым был расхваленный «Гиви и Шендерович», не понравившийся мне совершенно...
Такие дела.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 марта 2010 г. 11:33
«Полдень» я, увы, не читаю — добыть его в Украине довольно проблематично.

цитата Крафт

окончательно достала чернушность, мизантропия и излишнее увлечение бичеванием социальных язв и пороков. Рассказ Галиной хорошо ложился в этот формат

Тут я с вами согласен. Если хочется прочесть что-то светлое и позитивное, рассказы Галиной — отнюдь не лучший выбор. И «Красные волки» еще однюдь не самая мрачная и беспросветная история в сборнике. У Галиной действительно даже не сколько мизантропический, сколько пессимистический взгляд на нашу реальность. Но пишет она при этом очень хорошо.
Из отечественных авторов я с трудом назову кого-то, кто пишет в сходной манере, а из западных, пожалуй, Лавкрафт и Гейман
 


Ссылка на сообщение18 марта 2010 г. 04:32

цитата Крафт

читал только «Красные волки, красные гуси» в «Полдне»,

Этот рассказ печатался не в «Полдне», а в «Если».
 


Ссылка на сообщение18 марта 2010 г. 08:09
Да, действительно...
Значит отрицательный заряд «Волков, гусей» ещё выше, чем я думал, раз этот рассказ проассоциировался у меня именно с «Полднем»: «Стажеры, как предчувствие», «Шаражка» и т.п.
Вот в таком вот аксепте...
А за ошибку покорно прошу прощения.


Ссылка на сообщение17 марта 2010 г. 11:33
Спасибо за отзыв, вот только по прочтении остается единственный вопрос: сколько можно пинать мертвого льва? Может хватит уже? Пора похоронить да по сторонам оглядеться? Ох уж мне эта до сих пор не изжившая себя мода хаять все совковое... не красит это серьезного писателя.8:-0
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 марта 2010 г. 11:40
А вот тут интересно. С одной стороны, мне тоже порой режет глаз эта отличительная особенность творчества автора. С другой стороны, судя по всему, Галина видит, как в нашей сегодняшней реальности шляется этакий зомби этого дохлого льва, уже не слишком живой, но еще более опасный и отвратительный. Не соглашаясь во многом с политическими взглядами автора, не могу не признать, что продвигает их Галина тонко, но весьма убедительно
 


Ссылка на сообщение17 марта 2010 г. 12:13
А не может быть причина в том, что пинать мертвого льва безопаснее, чем во весь голос говорить о недостатках современного тигра?
Тем паче ненависть к совку до недавних пор, а, может, и по сей день, искусственно культивируется и разжигается в общественном сознании.
 


Ссылка на сообщение17 марта 2010 г. 13:04

цитата rusty_cat

А не может быть причина в том, что пинать мертвого льва безопаснее, чем во весь голос говорить о недостатках современного тигра?

Вот это уж точно вопрос не ко мне, а к автору;-)
Скажем так, литературные достоинства текстов Галиной для меня очевидны, а политические взгляды автора не портят впечатление от ее творчества
 


Ссылка на сообщение17 марта 2010 г. 13:06
Ко всему прочему пинок по мёртвому льву — это своеобразная система опознания «свой-чужой»
 


Ссылка на сообщение17 марта 2010 г. 13:28
Так автор «сигналит» тем, кому приятно лишний раз пнуть этого самого мертвого.... мол, и я с вами?
Мне вот это не понятно. Зачем? По мне, пинать беззащитных и мертвых — поступок «с душком». И не есть признак силы.
 


Ссылка на сообщение17 марта 2010 г. 13:34
Все же не стоит воспринимать все так однозначно. А то мы так скажем, что «Сержант ЕЕ Величества» — еще один пинок по дохлому льву Британской империи. Думаю, автор ставит перед собой и более сложные задачи. чем просто оттоптаться по ушедшему в небытие режиму.
 


Ссылка на сообщение25 марта 2010 г. 22:56

цитата kkk72

зомби этого дохлого льва

А дальше недалеко до азарта Новодворской, восхищенной Грузией и проклинающей Россию. Увы, давно уже дело не в мертвых львах, а в живых шакалах Табаки. Которые и там были успешны, и здесь прекрасно себя чувствуют. Не могу разделить талант и современность. Если человек всего себя изводит на борьбу с прошлым, очерняя его яро и чрезмерно — может, просто так удобнее? Ведь за это давно уже не казнят, а дают премии. Охотно. Потому что шакалы Табаки готовы дать немало денег, чтобы доказать: сейчас мы живем лучше. Хотя мы вымираем. Активно и стремительно. И как нация, и как социум, и как культурная среда. Нынешнее страшнее. Но за него премии не дают. Простите за резкость, но я всю жизнь прожил в той системе. И я прекрасно знаю, и что было плохо, и что было хорошо. А вот идеально оно не бывает никогда... И не станет, если двигаться вперед, пятясь задом и грозя кулаком прошлому.
 


Ссылка на сообщение25 марта 2010 г. 23:39

цитата starikf1

Если человек всего себя изводит на борьбу с прошлым, очерняя его яро и чрезмерно — может, просто так удобнее?

Может быть. А может, у человека есть свои личные счеты с этим прошлым. Я не знаю, поэтому не берусь судить категорично
 


Ссылка на сообщение26 марта 2010 г. 14:01
Сегодня прочел в блоге Соловьева, хотя и прежде слышал. Дети в милом таком современном городе в нормальной школе играли в футбол учительницей 73 лет. Понимаете? Они били женщину ногами. В живот, в лицо — куда попало. Безнаказанно по сути. Это наша современность. И это гораздо демоничнее и страшнее, чем прошлое. Я не про счеты к прошлому, сам проверялся в КГБ и немало по этому поводу имею комментариев... Я про ответственность перед настоящим. Если автор берется за социальную прозу и обличает — значит, он (она) эту ответственность должен осознавать. Наши беды не в псевдо-коммунизме, они в дремучем феодализме современности. Только о нем действительно опасно писать. Взять хоть судьбу Шутова, рискнувшего написать о Собчаке. Или кладбище журналистов во Владовостоке, которое я видел. Не только там, увы, имеются такие компактные по датам и причинам смерти захоронения. Поймите меня правильно: сейчас я вижу действительно демонизм, который надо бы описывать именно таким, как в обсуждаемом сборнике, стилем. И искренне не понимаю, почему ужас современности не «пробивает» сильного автора?


Ссылка на сообщение17 марта 2010 г. 12:25
Спасибо за отзыв :beer: Уже довольно часто видел имя писательницы в колонках фантлабовцев. Я вообще к нашей литературе отношусь неплохо, но не знаю кто лучше в каком жанре пишет и тп. Вот, поэтому вопрос — с какой книги Галиной лучше начать знакомство ?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 марта 2010 г. 13:02
Самая сильная у нее книга — «Малая Глуша». Но для первого знакомства я бы посоветовал сборник «Берег ночью». Он недорогой, а три повести и рассказ достаточно успешно демонстрируют разные стороны творчества автора.


Ссылка на сообщение17 марта 2010 г. 13:11
Сейчас читаю «Малую Глушу», а этот сборник заказал на Озоне...;-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 марта 2010 г. 13:13
Ну и как впечатления?


Ссылка на сообщение17 марта 2010 г. 13:23
Нормальные, я Галину по рассказам-то знаю. Автор качественный.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 марта 2010 г. 13:32
С интересом прочту ваш отзыв.


Ссылка на сообщение17 марта 2010 г. 14:00
Спасибо за отзыв. Прочитанная мной только часть сборника (до «Красных волков» включительно) оставила в общем хорошее впечатление. Из российских авторов пока только творчество Галиной мне интересны, хотя у неё читала только рассказы.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 марта 2010 г. 14:06

цитата Мириам

Из российских авторов пока только творчество Галиной мне интересны

На мой взгляд, вы очень много теряете. Попробуйте прочесть хотя бы Стругацких.
 


Ссылка на сообщение17 марта 2010 г. 14:28
Книг Стругацких дома практически нет. Только старое иллюстрированное издание «Сказки о тройке» да потрепанная временем книга «Понедельник начинается в субботу». Как то сложилось, что русскоязычных авторов дома мало, дедушка еще начинал книги покупать, но он отдавал предпочтение переводному, и у меня почти нет привычки читать то, что изначально написано на русском.
 


Ссылка на сообщение17 марта 2010 г. 14:35
Привычка — великая вещь, но и среди наших авторов попадаются очень достойные
 


Ссылка на сообщение17 марта 2010 г. 17:32
Мириам, в этом деле начинать никогда не поздно)))
А чтобы было проще, начать попробуйте с электронок (их полно в сети) по рекомендациям «Фантлаба» (см. меню)
«Присоединяйтесь, барон, присоединяйтесь...» (с)
 


Ссылка на сообщение17 марта 2010 г. 17:39

цитата Крафт

начать попробуйте с электронок

Читать с экрана? Нет, мне моё зрение дороже...
 


Ссылка на сообщение17 марта 2010 г. 20:47
Прочитайте «Трудно быть Богом» и, уверяю, Вы полюбите Братьев:cool!:


Ссылка на сообщение17 марта 2010 г. 20:58
У кого-то я уже видел рассказ об увлечении Конан Дойля спиритизмом...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 марта 2010 г. 23:14
Я тоже видел пару таких рассказов. Но у Галиной получилось лучше.


Ссылка на сообщение17 марта 2010 г. 22:10
Как раз начал читать. Пока очень понравились «Сержант Ее Величества» и «Контрабандисты», хорошо пошёл заглавный рассказ, но дочитан только до середины, поэтому судить рано. «Буйки» и «Деревья» тоже хороши, а вот со «Спрутами» что-то Галина перемудрила.

Общие ощущения от сборника пока самые положительные, автор сильный, буду читать исчо.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 марта 2010 г. 23:15

цитата olvegg

Пока очень понравились «Сержант Ее Величества» и «Контрабандисты», хорошо пошёл заглавный рассказ, но дочитан только до середины, поэтому судить рано. «Буйки» и «Деревья» тоже хороши, а вот со «Спрутами» что-то Галина перемудрила.

Совпали пока полностью. Если надумаешь читать ее еще — рекомендую «Малую Глушу» и сборник «Берег ночью»


⇑ Наверх