США, Великобритания, Канада, 1986, 95 мин.
Реж. Дэвид Кроненберг
В ролях Джефф Голдблюм, Джина Дэвис, Джон Гец, Джой Баушел, Лесли Карлсон, Джордж Чувало, Майкл Коупмен, Дэвид Кроненберг, Кэрол Лазар, Шон Хьюит
Фантастические ужасы
Оценка 7.6 (163494) Моя оценка 7.5 (очень хорошо)
Производство SLM Production Group, Brooksfilms
Экранизация рассказа (1957) Джорджа Ланжелена (я читал это замечательное произведение в «Черном журнале»).
Эксцентричный ученый Сет Брандл создал телеподы, устройства для телепортации материи, в том числе и живых существ (а все потому, что Сет не переносит транспорт «В детстве меня и на трехколесном велосипеде укачивало»).
«Пять абсолютно одинаковых костюмов? — Научился у Эйнштейна. Так мне не приходится выбирать».
В результате одного неудачного эксперимента ученый стал мутантом — помесью человека и мухи.
Актерский состав. Снял эту картину легендарный «певец тьмы» Дэвид Кроненберг. Он сыграл в эпизодической роли гинеколога.
В фильме снялись звезды и известные актеры Джефф Голдблюм (Сет, ученый), Джина Дэвис (журналистка Вероника),Джон Гетц (Статис Боранс, редактор, шеф и бывший любовник Вероники) («Пчелы-убийцы», «Просто кровь», «Рожденный четвертого июля», «Трамбо»), пятикратный чемпион Канады по боксу, дважды дравшийся с Мохамедом Али Джордж Чувало (Марки).
Джефф Голдблюм и Джина Дэвис поженились после съемок.
Почему смотреть стоит (плюсы). Классический фильм ужасов, вошедший в историю жанра и кинематографа. В свое время настоящий сцуперхит.
Кроненберг настоял, чтобы главную роль сыграл Джеф Голдблюм. И тот справился со сложной ролью на отлично. Многие считают, что это лучшая роль Голдблюма. Я бы так утверждать не стал. Но одна из самых запоминающихся точно.
Особо интеллигентные личности усмотрят прямую связь со знаменитым рассказом Франца Кафки «Превращение».
Дэвид Кроненберг мастерски использует страх перед различными мутациями и трансформациями.
Почему смотреть не стоит (минусы). Фильм качественный, но временами очень мерзкий. Не зря создатели грима получили «Оскар». Интересно здесь вот что. Крис Уоллас, делавший здесь спецэффекты, через три года снял «Муху 2».
Фильмы Кроненберга временами неприятны, а тут уж режиссерская фантазия побуйствовала. Это такое эталонное воплощение «боди-хоррора», торжество эстетики мерзкого, изуродованного и деформированного.
Картина была очень популярна во времена видеосалонов (заодно тогда она была новинкой), но я на нее не ходил. Был у меня один одногруппник из Долины. Он любил в жутко противных подробностях пересказать этот фильм всем желающим и нежелающим. Получалось красочно и впечатляюще.
Интересно. По первоначальному замыслу, фильм должен был снимать Тим Бертон. А главную роль должен был сыграть Майкл Китон. У Бертона фильм наверняка был бы совесем другим, до уровня мерзости картин Кроненберга ему далеко.
Дэвид Кроненберг ради этой картины отказался от работы над «Вспомнить все».
Одним из продюсеров был Мел Брукс. И это одна из самых смешных его шуток.
Итог. Этапный фильм, мерзкий, но очень качественный, не зря приобрел культовый статус.
Картина сильно отличается от рассказа и фильма 1958 года.
Критики усматривали в этом празднике «кровавого уродства» воплощение страха перед СПИДом. Но сам режиссер назвал это чушью.
О рассказе и его авторе. Джордж Ланжелен (он же Жорж Ланжелан) (George Langelaan) 19 января 1908 года, Париж — 9 февраля 1972 года, Булонь-Биянкур) — французский и британский писатель. Мать писателя француженка, отец — британский журналист, голландец по национальности.
Во время войны служил в разведке, был сброшен (парашютист) на территорию Франции, схвачен немцами, приговорен к смертной казни. Бежал.
Большинство произведений писал на французском, но не прославивший его рассказ «Муха», изданный в 1957 в журнале Playboy.