ЧССР, 1965, 85 мин.
Реж. Штепан Скальски
В ролях Раде Маркович, Иозеф Ветровец, Зора Бажинова, Станислав Вандас, Власта Кубеликова
Шпионский детектив
Оценка 4.5 (11) Моя оценка 3 (плохо)
В 1966 фильм был в прокате в Польше.
Другие названия: «Улыбающийся ангел смерти» (ГДР)
Производство студия «Баррандов»
Чешская контрразведка перехватила шпионскую передачу. Выходит, что кто-то будет убит. Известно время, но не известно кто и где. На шоссе разбивается машина. Погиб придурок-механик, любивший катать своих девок на чужих шикарных тачках, сданных в ремонт. Пошли по следу владельца машины, а он мертвый в своем номере.
Ну и идут доблестные контрразведчики от следа к следу, а зритель вяло тащится за ними в этой невероятно скучной тягомотине.
Основная цель всех этих операций (то есть, операций разных разведок) — заполучить архивы нацистских спецслужб.
Актерский состав. Снял картину не самый известный режиссер и сценарист Штепан Скальски («Тихий американец в Праге»). Это четвертый фильм режиссера. В 1968 он был исключен из партии и отлучен от режиссерской работы.
В фильме снялись звезды и известные актеры Йозеф Ветровец (инженер Радек) («Ангел соблазняет Дьявола», «На комете», «Жизнь и смерть Фердинанда Люса»), серб Раде Маркович (резидент) (Бессмертная молодость», «Волшебный меч», «Похитители персиков»).
Почему смотреть стоит (плюсы). Фильм был в советском прокате. Может кто долгие годы тоскует по столь качественному снотворному.
Почему смотреть не стоит (минусы). Наверное, чехи хотели противопоставить западной шпионской продукции (в 60-е был ее расцвет), ориентированной на зрелищность, фильмец о том, как было по настоящему.
Никакой романтики, просто дикая скука. Это сделали как документалку, но и документальные фильмы обычно намного интереснее.
Фишка фильма — стилизация под документальный фильм. Но это и делает картину малоинтересной. Режиссер в интервью сказал, что была сознательно сделана ставка «на другую эстетику». Главная цель «полностью отличаться от конкурентов». Зритель должен был почувствовать, что «так оно и было или могло быть». Авторы знакомились с подлинной работой контрразведчиков. Но, как я и написал выше, скрупулезность оказала им «медвежью услугу».
Итог. Тоскливое кино про шпионов.