Часто слышу и читаю упреки читателей, де, автор романа грешит описательностью, отступлениями, не оказывающими на сюжет никакого влияния.
Утомляют, де, описания костюмов, ландшафтов, обычаев местностей в эпизодах. Меня это вельми удручае.
Писанину, которая лишена такого художественного обрамления, я могу назвать литературой только покашливая. Хотя, не будем торопиться.
Отрывок из ВК:
цитата
Многие подданные Владыки Раздола провожали в дальнюю дорогу Хранителей.Слышались мелодичные голоса эльфов, желающих Отряду доброго пути, но никто
не смеялся, не пел песен — проводы получились довольно грустные.
Путники перешли по мостику Бруинен — здесь, у истоков, он был еще узким
— и начали подыматься на крутой склон, замыкающий с юга раздвоенную долину,
в которой издавна жили эльфы. Поднявшись к холмистой вересковой равнине, они
окинули прощальным взглядом мерцающий веселыми огоньками Раздол — Последнюю
Светлую Обитель — и углубились в ветреную ночную тьму.
Хранители дошли по Тракту до Переправы и тут круто свернули на юг.
Перед ними расстилалась изрытая оврагами, поросшая вереском каменистая
равнина, ограниченная с востока Мглистым хребтом; если б они пересекли
хребет, а потом спустились к руслу Андуина, то быстрее достигли бы южных
земель, ибо долина Великой Реки славилась плодородием и удобными дорогами.
Но именно поэтому соглядатаи Саурона наверняка стерегли приречные пути; а
продвигаясь к югу по западной равнине, отделенной от Андуина Мглистым
хребтом, путники надеялись остаться незамеченными.
Впереди Отряда шел Гэндальф Серый; по правую руку от него — Арагорн,
превосходно знавший западные равнины, так что темнота не была ему помехой;
за ним шагали остальные путники; а замыкал шествие эльф Леголас, который,
как и все лихолесские эльфы, ночью видел не хуже, чем днем. Сначала поход
был просто утомительным, и Фродо почти ничего не запомнил — кроме ледяного
восточного ветра. Этот ветер, промозглый, пронизывающий до костей, неизменно
дул из-за Мглистых гор, так что Фродо, несмотря на теплую одежду, постоянно
чувствовал себя продрогшим — и ночью, в пути, и днем, на отдыхе.
По утрам, когда непроглядный мрак сменялся серым бессолнечным сумраком,
путники находили место для отдыха и забирались под колючие ветви падуба —
заросли этих низкорослых кустов, словно островки, чернели на равнине — или
прятались в каком-нибудь овраге. Вечером, разбуженные очередным часовым, они
вяло съедали холодный ужин и, сонные, продрогшие, отправлялись в путь.
Хоббиты не привыкли к таким путешествиям, и утрами, когда зачинался
рассвет, у них от усталости подкашивались ноги, но им казалось, что они не
двигаются, а из ночи в ночь шагают на месте: унылая, изрезанная оврагами
равнина с островками колючих зарослей падуба не менялась на протяжении сотен
лиг. Однако горы подступали все ближе. Мглистый хребет сворачивал к западу,
и теперь они шли по предгорному плато, рассеченному трещинами черных ущелий
и отвесными стенами высоких утесов. Извилистые, давно заброшенные тропы
часто заводили Хранителей в тупики — то к обрыву над бурным пенистым
потоком, то к сухой, но широкой и глубокой расселине, то к пологому спуску в
бездонную трясину.
На четырнадцатую ночь погода изменилась. Восточный ветер ненадолго
стих, а потом устойчи во потянул с севера. Тяжелые тучи к рассвету
рассеялись, прозрачный воздух стал морозней и суше, а из-за Мглисты х гор
выплыло солнце — громадное, но по-зимнему неяркое и холодное. Путники
подошли к гряде холмов, поросших могучими горными дубами, — казалось, что их
черно-серые стволы вырублены в древние времена из гранита.
Несомненно, можно было б обойтись и упоминанием того, что вышли Хранители из Раздола-Ривенделла и по прошествии стольких-то недель достигли Мории, где и случилось знаковое событие, проливающее свет на то, почему уже в Лихолесье Гэндальфа нет среди членов экспедиции.
Можно было бы опустить историю в Старом Лесу с Дядькой-Ивой (Вязом), Томом и Золотинкой, инцидент с умертвиями в Могильниках.
Три-четыре строки и действие не прервалось бы. Но грех многословия словно поразил профессора и понеслась душа в рай.
С другой стороны.
Идеальными примером сосредоточенности на действии является образец народного фольклора — Репка. Действие не покидает ни на миг. И главное, всё подчинено решению задачи героев в произведении, ни одного лишнего движения:
Дед посадил, не чая беды в будущем, потом столкнулся с проблемой вытягивания сильно разросшегося корнеплода из плотного грунта. Завязка лаконична, не нудна. Не осилил дед — кликнул бабку, бабка внучку, внучка... Работа не лишена идеи — «один в поле не воин», «вместе мы сила» какбе говорит нам произведение. В конце концов, эти светлые силы (Хранители) союзно побеждают упёртую Репку (Саурона) и наступает счастье. В детстве мне эта сказка нравилась, годов эдак в 4. Просто идеал для экшнфилов.