Всё-таки решил системно писать об оперативно прочитанных новинках. Сегодня в программе: Анна Тьма «Белое пламя», Серегй Джевага «Тотем козерога», Джеймс Клеменс «Огонь ведьмы», Юлия Зонис «Дети богов».
Начнём с худшей книги нашего обзора и худшей книги, из прочитанных в этом году. Речь о романе «Тотем козерога» Сергея Джеваги. С творчеством автора знаком я не был, хотя и знал, что в «Армаде» издавалась пара его фэнтезийных романов. Однако, то, что «Тотем» был издан «Эксмо» в серии «Русская фантастика» гарантировало хотя бы среднее качество, по крайней мере я в это верил. А вот фиг вам! Городское фэнтези о герое обретшем суперспособности и всех врагов победившем, сильного раздражения бы не вызвало, ну очередной опус, ну бог с ним. Однако, Джевага сделал текст тупо «русско-патриотическим» с мировым правительством западных колдунов, стирающих целые народы, с Русским Духом, который Русью пахнёт, но вот-вот падёт от западников. В общем, смесь Головачёва, с Никитиным, приправленная неумением автора придумать складный непротиворечивый сюжет.
Нечитабельно в принципе.
После «шедевра» Джеваги опус «Белое пламя» Анны Тьмы производит если не хорошее впечатление, то как минимум желание плеваться возникает не сразу. Другое дело, что начинаясь, как история выжившего в войне ветерана, книга скатывается к «перумовщине» с богами и демонами, ведущими себя, как подростки. Редактура книге пошла на пользу, тот языковой ужас-ужас-ужас, что был в электронной версии почищен (по крайней мере селянинов, которые тормозят телегу, запряженную лошадью не осталось). Зато никуда не делось авторское открытие в области технологий — «зачарованный мифрил, окованный кевларом», а также собственно понятие «сплав кевлара», который если кто не в курсе является синтетическим волокном. Здравый смысл и логика повествования полностью соответствуют знаниям о кевларе.
Читать от безысходности можно, но совершенно незачем.
«Огонь ведьмы» Клеменса (он же Роулинс, он же Чайковски) написан в 1998 году, однако, по тексту этого не скажешь. Так писали в 80-е, ну может в начале 90-х. В наличии — пророчество, реальный Тёмный Властелин (так и зовут, честное слово!), партия добрых героев разных рас, которая в течении всего романа собирается вместе и т.д. и т.п. Причём ситуация достаточно любопытная: злодеи однозначно злы и ужасны, но вот герои вовсе не добрячки. Они достаточно разные, каждый уникален, у каждого свои заморочки, которые влияют на их поведение. И если первая часть романа читается с некоторым позёвыванием, настолько всё предсказуемо, то чем дальше, то тем любопытнее становится. А выбранные антагонисты (не сам Властелин, а некоторые его помощники) крайне оригинальны. Пожалуй только ради противостояния с ними и стоит читать цикл. По жанру это эпик, причём на грани «тёмного» эпика — зло давным давным давно победило, а добро вот только сейчас начинает бороться за возрождение.
Крепкий середняк с отдельными оригинальными сюжетными ходами.
Ну и в конце обзора нечаянная радость — роман Юлии Зонис «Дети богов». Подробно о нём будет в рецезнии для сайта «Книжный клуб «Фантастика» уже в этот вторник, а потому здесь очень кратко. Я ничего не ждал от этого текста. Когда книга только пришла в магазин, вертел её в руках, прочитал первую страницу и поставил на полку. И очень зря. Потому что «Дети богов» — это глоток свежего воздуха в мутном потоке бездарных МТА. Прекрасный язык (хотя пара шероховатостей всё-таки встретилась), внимание к деталям, придаюoим повествования глубину, динамичный сюжет, который кажется поначалу примитивным, но постепенно это ощущение исчезает, а в книге проявляются новые смысловые слои. Если проводить сравнение, то начинается всё в духе Панова, а заканчивается с ощущением, что у нас появился автор, чьё творчество сравнимо с ранними романами Олди. Философский боевик», как у нас любили писать на обложках.
Читать обязательно, но помнить — это умное отлично написанное приключенческое фэнтези (а может и фантастика, смотря как посмотреть).