Израиль, 1969, 85 мин.
Реж. Жак Катмор
В ролях Аарон Алмог, Тирце Арбель, Адар Эшет, Хиллит Катмор, Гад Кейнер, Авива Пас, Йосси Спектор, Энн Тохмайер, Игаэль Тумаркин
Драма
Оценка 6.6 (70) Моя оценка 6 (средне)
Производство Lamut Le'at Ltd. (единственный фильм компании. Вряд ли могла долго существовать фирма с названием «Умирай медленно лимитед»).
Черно-белая авангардистская драма. Первый израильский фильм, показанный на Венецианском кинофестивале.
Больница. Хирургическая операция. Хирург моет руки, смывая кровь с перчаток. Пациентка, молодая женщина, по всей видимости умерла. Крупные планы, нчень крупные. В первые минуты понять что-то сложно. Чуть позже покажут: лицо накрыли простыней и повезли в морг.
Затем нам расскажут историю девушки из богемной среды. Вот она на какой-то вечеринке, вот позирует скульптору Игаэлю Тумаркину (знаковая фигура израильского искусства. В фильме играет сам себя). Ее друг (он глава рекламного агентства, довольно авангардного) говорит о Тумаркине «Он берет красивую женщину вроде тебя и делает что-то сломанное».
Разговоры об искусстве, о собственном теле, о странных местах, идиотские развлечения богемных полудурков.
Друг героини ездит на «копейке» (ВАЗ 2101).
«Для тебя женщина всего лишь объект? — Возможно».
Актерский состав. Более понять фильм поможет фигура его создателя. Жак Катмор — уроженец Каира, еврей, обучавшийся в иезуитской школе. Известная, можно сказать культовая личность израильского культурного андеграунда. Как и многие из этого андеграунда, крайний левак, анархист. В 1960-е он создал коммуну The Third Eye (Третий глаз). Как пишут местные СМИ, вроде хиппарей с наркотой, идеями Тимоти Лири, соответствующей музыкой. Некоторые члены коммуны снялись в этой картине, как утверждают многие, единственной в его творчестве. В главной роли снялась его жена Хиллит Катмор, дочь известного поэта Авота Йешуруна. Он делал телепрограммы, а затем эмигрировал и не куда-нибудь, а в Камбоджу. Затем долго скитался по миру.
Пара вскоре после съемок фильма развелась. Хиллит в 1968-72 годах снялась в нескольких фильмах и одном сериале.
Почему смотреть стоит (плюсы). Это экстремально редкий израильский артхаус.
Женщины здесь действительно красивы. Модельная внешность конца 60-х.
Все сопровождается неплохой, хотя и своеобразной (дань времени) музыкой группы «Черчиллим» (Черчилли), в том числе их известной композицией Open Up Your Eyes (Take a Look Around You).
Оператор очень изобретательно использует особенности архитектуры, например балконы и лестничные проемы.
Авторы обличают потребительское отношение к женщине, в том числе сравнивая старые семейные фотографии и работы рекламного агентства героя. «Обнаженность — вот что продает эту картину»
Сложная игра с символикой, текстом (например «организм, оргазм, 00, 0») и много псевдоинтеллектуальных разговоров модели и дизайнера.
«Маарив» сравнивал этот фильм с работами Микеланджело Антониони, Джеймса Джойса и Жан-Люка Годара.
Йорам Канюк писал, что фильм критикует ужасы современного мира.
Всякие интеллектуалы находили здесь множество смыслов, очень глубоких — от политических и социальных до фрейдистских.
Почему смотреть не стоит (минусы). Смотреть трудно — часто просто мелькают какие-то отрывки, отдельные образы.
Зритель лютый авангард с непонятной картинкой не принял — были проданы всего 38 тысяч билетов.
При том, что в фильме много голых женщин, редко увидишь настолько асексуально снятое кино.
Итог. Авангардный художник решил высказаться по поводу изменений в мире и влияния быстро меняющегося мира на роль и место женщины, а заодно выступить против рассмотрения женщины как коммерческого объекта. Так как тип андеграундный, то сделал это как умел, то есть не очень.
Получился киноэксперимент, в котором чувствуется сильное влияние французской «новой волны».
Заодно можно посмотреть на жизнь израильской богемы рубежа 60-70-х.
Этот фильм находится не только за пределами мейнстрима израильского кино, но и за пределами любого нормального кино вообще.
О фильме в свое время (то есть в момент его выхода) много писали издания «Маарив» и «Давар»