Умер Константин Эдуардович Циолковский — знамени-
тый деятель науки, гениальный ученый-изобретатель. ° В
предсмертном письме к вождю. народа — товарищу Стали-
ну, завещая свои труды по авиации, ракетоплаванию и
межпланетным сообщениям «партии большевиков и советской
власти—подлинным `руководителям прогресса человеческой
культуры», К. Циолковский подчеркнул, что лишь после
Октября он’ «почувствовал любовь народных ‘масс», и это
дало ему силы до последних дней жизни продолжать не-
устанную творческую фаботу.. Нищету и равнодушие дала
царская Россия калужскому учителю Циолковскому. Дей-
ственную помощь и уважение народа получил Циолковский
в Стране Советов.
Научные заслуги К. Э. Циолковского подробно освеще-
ны в нашей печати, но мало кто знает Циолковского—ли-
.тератора, автора научно-фантастических произведений.
Этому вопросу — и посвящена-статья Я. И. Перельмана.
Чтобы пронизать умственным
взором бескрайние просторы все-
ленной, мысленно вживаться в чуж-
дые, не-земные условия, провидеть
за десятилетия картины техниче-
ского ‘прогресса, нало обладать не
только могучим умом, но и сильно
развитым воображением, близким к
хуложественному.
Циолковский был надеден им в
высшей степени. Фантазия окрыля-
ла полет его научной и техниче-
ской мыели. Он сам ясно отдавал
себе отчет в том, какую роль игра-
ло воображение в его творчестве,
«Сначала,—писал он, — неизбежно
идут мысль и фантазия. За ними
шествует научный расчет. И уже в
конце концов исполнение `енчает
мысль. Исполнению предшествует
мысль, точному расчету—Ффантазия».
Эти слова биографически точны
лля творческого пути Циолковского
го. Развитие его плодотворных
идей началось с художественных
фантазий, вделанных в оправу ма-
тематического расчета. — Первым
произведением, вышедшим из под
его пера, был рассказ, написанный
им в тридцатилетнем возрасте, в
1887 г. и опубликованный в 1892. г.
в приложении к журналу «Вокруг
Света» (в 1932 г., по моей инициа-
тиве, ГИЗ переиздал это произведе-
ние).
«На луне»—научная фантазия ‘в
чисто беллетристической форме,
Гениальная идея ракетного адппа-
рата тогда еще ‘не зародилась в
уме Циолковского. О посещении
иных миров он мог лишь мечтать
в форме сновидения. Рассказ огме-
чен печатью несомненного литера-
турного даревания. Картины лун-
ной природы и сщены пребывания в
ином мире полны жизненности и
волнуют читателя.
В 1895 г. вышло,в с©вет второе
научно-фантастическое — произведе-
ние Циолковского-—Грезы о земле
и небе» (в 1933 г. переиздано
Госмашметиздатом под измененным
заглавием «Тяжесть исчезла», до-
вольно неудачно придуманным).
И на этот раз мечты будущего
основоположника межпланетных пу-
тешествий заключены в строгие
рамки законов природы. Речь идет
о силе тяжести, так хоропю изве-
стной всем и. каждому чуть ди не ©
первого же дня жизни. Но какие не-
ожиданные, никем ‘не подозревае-
мые, ‘поразительные —пфоявления
этой, казалось бы, столь банальной
силы природы усмотрела’ творчес-
кая фантазия Циолковского!
Многие описания поражают своей
пластичностью, хотя говорят о том,
что никем никогда не было пере-
жито. В качестве образчика мане-
ры и стиля привожу отрывок, опи-
сывающий условия пребывания че-
ловека на крошечном астероиде
диаметром 6 километров (такие
планетки реально существуют):
«Вы стойте на поверхности асте-
роида прямо, по-земному, но ма-
лейшее ваше движение вздымает
рас, как пушинку, на воздух. Уси-
лие, нужное для того, чтобы
вспрыгнуть на земной порог в 10
сантиметров, поднимает вас тут нз
четверть километра—немного ниже
башни Эйфеля.
Если вы. наклонитесь и захотите
повалиться на почву, подобно под-
пиаенному дереву, то вы будете
ждать окончания этого удоволь-
ствия несколько минут,—и удаюа от
падения, конечно, никакого не по-
чувствуете. Если вы подожмете но-
ги, чтобы сесть, то ноги валпи бу-
дут висеть в пространстве без опо-
ры секунд десять, в течение кото-
рых вы успеете закурить папиро-
су (жаль, ‘что отсутствие воздуха
этого не позволит). Если лежа вы
попювельнетесь, потянетесь, чихне-
те, то немедленно взлетите кверху
на несхолько метров, точно перыш-
ко, ина которое подул ветерок, под-
нял его, пронес немного и опять
уронил. Лежать и стоять вы може-
те на острых камнях: тела не из-
режете, бока не отлежите».
— Спустя 8 лет после «Грез» Циол-
ковский уже разрешил «точным
расчетом» проблему осуществления
казавшейся несбыточной мечты о
межпланетных перелетах и напеча-
тал в «Научном обозрении» класси-
чесжкую работу об «Исследовании
мировых пространств реактивными
приборами».
Только в 1917 г., перед самой ре-
волюцией, отчаявшись в возможно-
сти успешно работать на поприще
исследователя и изобретателя в.
условиях царской России, Циолков-
ский находит утешение в вообра-
жаемом межпланетном путешествии
на. страницах романа. Так появил-
ея роман «Вне Земли», печата-
вшийся в сжатом извлечении в
журнале «Природа и люди» (под
моей редакцией), а в полном виде
вышедший отдельным изданием в
1920 г. в Калуге. Многие ‘техниче-
ские идеи Циолковского налили се-
бе в этом романе художественно»
выражение.
Представление о характере рома-
на дает следующий неполный пере-
чень глав;
«Замок в Гималаях.— Восторг от-
крытия.—Приготовления к полету
кругом Земли.--Вечная весна.—То-
ска; по те.—Искуественная ‘тя-
жесть.—Ракета превращается в цветущий сад.
— Разговоры © жизни в
эфире.—Сооружение оразжереи.—
Неиссякаемые ‚ жизненные продук-
ты.—Телеграфирование солнечным
светом.—Таинственный стук.—-Часо-
вой в эфире.—События на родной
планете.—На ‘горах. и долинах ЛУ-
ны.—Жизнь в эфирных колониях».
Это произведение Циолковского
является первым по времени науч-
но-фантастическим. ‘романом на те-
МУ о ракетном летании не только.
у нас, но и во всем мире.
Оно предшествовало появлению тома
немецкого писателя Отто Гайля и
советского беллетриста А. Р. Бе-
ляева («Прыжок в ничто»).