Л Бугаева ПОДВОДНЫЙ МИР


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «slovar06» > Л. Бугаева. ПОДВОДНЫЙ МИР СОВЕТСКОЙ УТОПИИ: АЛЕКСАНДР БЕЛЯЕВ
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Л. Бугаева. ПОДВОДНЫЙ МИР СОВЕТСКОЙ УТОПИИ: АЛЕКСАНДР БЕЛЯЕВ

Статья написана 4 апреля 2021 г. 17:45

Первые десятилетия XX века — это время интенсивного развития но-

вых технологий и не менее интенсивного построения утопических моделей

будущего, в которых результатом эволюционного процесса является „но-

вый человек”. На первый план выдвигаются проблемы биологии, считав-

шейся в то время царицей наук: получает развитие тема евгеники, биоло-

гического моделирования человека, в литературе берущая начало в Утопии

Томаса Мора и Республике Платона, а в науке оформившаяся как учение

в 1860-е годы в работах Фрэнсиса Гальтона. Революция 1917 года не только

не прерывает, но, напротив, стимулирует как научные, так и художествен-

ные фантазии по созданию „нового человека”.

Александр Беляев (1884–1942), русский и советский писатель-фантаст,

в научно-фантастическом романе Человек-амфибия (1927), впервые опу-

бликованном в научно-популярном страноведческом журнале „Вокруг све-

та” в 1928 году (№ 1–6, 11–13), превращает подводный мир океана в про-

странство научного эксперимента, в котором усилиями энтузиаста-ученого

осуществляется биомедицинское совершенствование человека. В романе,

действие которого происходит в вымышленной Аргентине, врач Сальва-

тор, экспериментирующий с людьми и животными, предстает всесильным

156

Любовь Бугаева

божеством, спасителем, на что прозрачно намекает его имя. Считается, что

Сальватор „держит в своих пальцах жизнь и смерть” и творит чудеса: „хро-

мым он делает новые ноги, живые ноги, слепым дает зоркие, как у орла,

глаза и даже воскрешает мертвых” 1 .

Место уникальных экспериментов — спускающиеся со скалы к морю

обширные владения Сальватора, организованные по принципу кругов ада

в Божественной комедии Данте: земельный участок с виллой, огороженный

каменной стеной, в свою очередь разделенный внутренними стенами на

несколько частей, каждая из которых соотносима с одной из сторон иссле-

довательской деятельности Сальватора. На вершине скалы — лаборатория

Сальватора, где собраны „строительные блоки”, необходимые для акта тво-

рения:

Там в стеклянных банках, наполненных какими-то растворами, пульсиро-

вали разные органы. Отрезанные руки и ноги продолжали жить. И когда эти

живые, отделенные от тела части начинали болеть, то Сальватор лечил их, вос-

станавливая угасавшую жизнь [с. 46–47].

За неким подобием дворика уровнем ниже находился первый сад, где

жили странные животные: шестиногая ящерица, змеи с двумя головами и с

двумя лапами, поросенок с одним глазом, „сиамские близнецы” — крысы

и овцы, собака-обезьяна, воробей-попугай, „собаки с кошачьими головами,

гуси с петушиными головами, рогатые кабаны, страусы-нанду с клювами

орлов, бараны с телом пумы”, змеи с рыбьими головами и жабрами, рыбы

с лягушечьими лапами, жабы с телом ящерицы [с. 44–45] и т. п. Во втором —

нижнем — саду, отделенном от первого сада стеной, резвились дети, паци-

енты Сальватора, и говорящие обезьяны, бесхвостые и „без клочка шерсти

на теле” [с. 48]. Тайная дверь в последней стене вела в сад с бассейном, рас-

положенным в небольшой котловине, а через бассейн с обезьяной-амфиби-

ей открывался еще один проход вниз — в подземную пещеру со стеклянной

стеной, за которой находился „огромный аквариум — вернее, стеклянный

дом на дне моря” [с. 56], где и обитал Ихтиандр, человек-амфибия, спасен-

ный от смерти Сальватором, который пересадил умирающему мальчику

жабры молодой акулы. Таким образом, вершина творения доктора — Их-

тиандр — находится в последнем, самом нижнем круге пространства.

Описание лаборатории Сальватора и его занятий выглядит упражне-

нием в описании межвидовой пересадки органов, ошибочно определяемой

1 А. Р. Беляев, Человек-амфибия, [в:] его же, Собрание сочинений в восьми томах, т. 3,

Москва 1963, с. 33. Далее цитаты из романа Человек-амфибия приводятся по этому изданию

с указанием страницы в скобках.

157 ПОДВОДНЫЙ МИР СОВЕТСКОЙ УТОПИИ…

писателем как вивисекция. Впрочем, очевидно, что Беляев, рассуждающий

о создании симбиотического организма, более совершенного, чем каждая из

его составляющих, достаточно хорошо знаком с экспериментами молодой

советской науки, занятой в 1920-е годы вопросами межвидового скрещива-

ния и межвидовой трансплантации органов и омоложения человеческого

организма 2 . Герой романа Беляева, обвиненный в незаконной медицинской

практике, упоминает о проводимых в это время биомедицинских экспери-

ментах и утверждает, что его опыты вполне закономерны:

Особенно меня увлекла проблема обмена и пересадки тканей между далеко

стоящими животными: например, между рыбами и млекопитающими, и нао-

борот. И здесь мне удалось достичь того, что ученые считают вообще немысли-

мым. Что же тут необычайного? То, что сделал я сегодня, завтра будут делать

рядовые хирурги [с. 179–180].

Сальватор — ученый, предпочитающий опытный путь познания, кото-

рый сводится к

[…] чрезвычайно дерзким по замыслу и блестящим по выполнению опера-

циям: к пересадке тканей и целых органов, сшиванию двух животных, к пре-

вращению двудышащих в однодышащих и обратно, превращению самок в сам-

цов, к новым методам омоложения [с. 173].

Цель его экспериментов — раскрытие механизмов, позволяющих управ-

лять эволюцией человека и совершенствовать человека в физиологическом

плане. Обвиненный в посягательстве на авторитет бога-творца („Неужели

творец создал людей несовершенно? Неужели нужно какое-то вмешатель-

ство профессора Сальватора, чтобы придать человеческому телу совершен-

ный вид?” [с. 169]), Сальватор привлекает в союзники Дарвина, парируя

предъявленное обвинение предположением о существовании альтернатив-

ной модели эволюции:

Вы сами создали процесс, в котором невидимо присутствуют на стороне

обвинения господь бог в качестве потерпевшего, а на скамье подсудимых —

вместе со мной Чарлз Дарвин в качестве обвиняемого. Может быть, я огор-

чу еще раз некоторых сидящих в этом зале своими словами, но я продолжаю

утверждать, что организм животных и даже человека не совершенен и требует

исправления. […] Получив в процессе эволюционного развития большие преи-

мущества по сравнению со своими животными предками, человек вместе с тем

потерял многое из того, что имел на низших стадиях животного развития. Так,

2 См.: N. Krementsov, Revolutionary Experiments: The Quest for Immortality in Bolshevik Sci-

ence and Fiction, Oxford 2013.

158

Любовь Бугаева

жизнь в воде дала бы человеку огромные преимущества. Почему бы не вернуть

человеку эту возможность? [с. 178]

Следует заметить, что в первые десятилетия ХХ века эволюционных

теорий человека и общества, актуальных для культурно-художественных

интерпретаций, в том числе в российской и советской научно-фантасти-

ческой литературе, собственно говоря, четыре: в первую очередь, теория

эволюционного развития человека Дарвина (Charles Darwin, The Descent of

Man, and Selection in Relation to Sex, 1871), социал-дарвинизм (Герберт Спен-

сер, Фрэнсис Гальтон), творческая эволюция (Жан Батист Ламарк), этиче-

ская эволюция (Томас Гексли), кооперативная эволюция (Петр Кропоткин).

Если в основе биологической социологии Спенсера лежало сравнение об-

щества с живым организмом (Herbert Spencer, Social Statics, or the Conditions

Essential to Human Happiness Specified, and the First of them Developed, 1851),

то творческая эволюция по Ламарку — это совершенствование организма

в результате „упражнения органов”, то есть реакции организма на внеш-

ние раздражители (Jean-Baptiste Lamarck, Philosophie Zoologique, 1809). По

Гексли, в борьбе людей за существование имеет место не конкурирование

видов, а „этический процесс”, конечным этапом которого является выжи-

вание более достойных с точки зрения этики (Thomas H. Huxley, Evolution

and Ethics and Other Essays, 1825). Кооперативная революция Кропоткина —

кооперация людей в „этическом процессе”, так называемой „Взаимной По-

мощи” (Петр Кропоткин, Взаимная помощь как фактор эволюции, 1902).

В Человеке-амфибии Беляев ориентируется в основном на Дарвина

и создает модель эволюции человека как движения вперед, но с оглядкой

назад: для дальнейшего развития человека оказывается необходимым со-

здание и совершенствования физиологических характеристик, утраченных

им в ходе эволюционного процесса, что даст возможность изменить антро-

погенез, вернуть человека в водную среду. При этом он во многом опирает-

ся на фантастический антиутопический роман Герберта Дж. Уэллса Остров

доктора Моро (The Island of Doctor Moreau, 1896), также проигрывающий

темы трансплантации органов и вивисекции для „улучшения” человека.

Сводя различие между человеком и животным исключительно к физиоло-

гии, доктор Моро экспериментирует с возможностями бога-создателя; его

задача — изменить „формы мозга”, то есть улучшить умственное развитие.

В романе, что не удивительно, если учитывать отрицательное отношение

Уэллса к вивисекции, эксперимент не удался, и зверолюди после убийства

доктора стремительно регрессируют. Эксперимент Сальватора по созда-

нию совершенного человека также провалился — подводное общество так

159 ПОДВОДНЫЙ МИР СОВЕТСКОЙ УТОПИИ…

и не было создано, хотя и по иным причинам. В некотором смысле Сальва-

тор — светлая составляющая доктора Моро; сад во владениях Сальватора

связывается не только с кругами ада, но несет в себе целый ряд ассоциаций

с райским садом с Сальватором в роли бога-творца.

Человек-амфибия — это роман о создании нового человека и одновре-

менно подводная утопия, исследующая возможность переселения челове-

чества на дно океана. Создание подводного общества возможно в случае

усовершенствования человеческого тела. Примечательно, что тема соци-

альной несправедливости, хотя и присутствует в романе 3 , но не связывается

с революционной активностью. Отсутствие революционной темы в романе

Беляева тем более ощутимо, что в одноименном фильме Человек-амфибия

(1961, Ленфильм, реж. Владимир Чеботарёв, Геннадий Казанский), проиг-

норировавшем обсуждение эволюции человека и общества, тема классовой

борьбы находится в центре экспериментов Сальватора. В романе Беляева

Ольсен, друг Гуттиэре — девушки, которую полюбит Ихтиандр, работает

на пуговичной фабрике приемщиком раковин и планирует, продав жем-

чужное ожерелье Гуттиэре, уехать с ней в США, чтобы спасти ее от свадь-

бы с нелюбимым человеком, за которого ее сватает отец. В фильме Ольсен

(Владлен Давыдов) преследует совсем иные цели. Он журналист, издатель

социалистической газеты, которую Гуттиэре (Анастасия Вертинская) хочет

поддержать и спасти от закрытия. Сальватор (Николай Симонов) в кино-

версии Человека-амфибии не имеет амбициозных планов своего литератур-

ного прототипа по изменению эволюционного процесса и направлению его

в другую сторону. Его цель — исключительно построение подводного мира,

свободного от социального неравенства и эксплуатации, некой Земли обе-

тованной, куда можно будет переселить бедняков после трансплантации

жабр. Против идеи построения подводной утопии выступает социалист

Ольсен, считающий, что и на дне океана восстановление классовой систе-

мы общества и социального неравенства неизбежно, если не произойдет

революционного преобразования системы общественных отношений и не

будет уничтожено деление людей на эксплуататоров и эксплуатируемых 4 .

3 Морской Дьявол, как называют Ихтиандра местные индейцы, помогает бедным рыба-

кам, раздает им деньги и рыбу, удивляется, зачем ловить больше рыбы, чем можно съесть.

Он не знаком ни с денежной системой, ни с товарными отношениями и не понимает эконо-

мических законов, действующих в обществе.

4 Интересно, что в недавней телевизионной версии Человека-амфибии (2004, реж. Алек-

сандр Атанесян) отсутствуют и тема моделирования эволюции человека, и тема социальной

несправедливости, требующей революционного преобразования. Превращение Ихтиандра

в амфибию связано с недостаточным уровнем развития медицины, что не позволило спасти

160

Любовь Бугаева

Советская реальность конца 1920-х–начала 1930-х годов требовала но-

вого подхода к возможностям, открывавшимся в глубинах океана. Океан,

как и Арктика, представлялся огромным „белым пятном”, нуждающимся

в изучении. На суде Сальватор говорит о богатстве морских глубин:

Больше семи десятых земной поверхности составляет пространство водной

пустыни. Но эта пустыня с ее неистощимыми запасами пищи и промышленно-

го сырья могла бы вместить миллионы, миллиарды человек. […] люди могли

бы расположиться по нескольким подводным этажам. Миллиарды людей без

тесноты и давки могли бы разместиться в океане.

А его мощность! […] Практически беспредельный запас энергии. Как он ис-

пользуется сухопутным человечеством? Почти никак.

А мощность морских течений! […] А мощность волн и приливов! […] Как

человечество использует эти силы? Почти никак. […]

Как же мы используем беспредельные богатства океанов? Ловим рыбу —

я бы сказал, снимаем улов только с самой верхней пленки океана, оставляя

совершенно неиспользованными глубины. Собираем губки, кораллы, жемчуг,

водоросли — и только.

[…] если бы человек без скафандра, без кислородных приборов мог жить

и работать под водой. Сколько сокровищ открыл бы он! [с. 182–183]

Практическая реализация мечтаний Сальватора в советской стране, но

без хирургического вмешательства в физиологию человека, стала темой на-

писанного через три года романа Беляева Подводные земледельцы („Вокруг

света” 1930, № 9–23). В Подводных земледельцах писатель создает модель

подводного мира, но не как убежища от несправедливостей общества на по-

верхности земли, а как места, которое необходимо заселять и использовать

в хозяйственных целях. Небольшая группа энтузиастов — агроном, инже-

нер-электрик, профессор, комсомолец-активист, старый охотник с женой,

кореянка-повар и аспирантка из Москвы — поселяются в подводном доме

и создают подводную ферму. Культивируя водоросли на подводных полях,

„подводные земледельцы” ставят задачей, переняв японский метод пище-

вой переработки водорослей, решить проблему нехватки продовольствия

в советской России. Как замечает агроном Волков, если „самим взяться за

разведение морской капусты, как это японцы делают”, то можно „удесяте-

рить сбор и сбыт капусты” 5 . Подводное хозяйство становится возможным

благодаря нескольким техническим новшествам: созданному инженером

его от смерти без пересадки жабр, и все усилия Сальватора направлены на то, чтобы вернуть

Ихтиандра в исходное — человеческое — состояние.

5 А. Р. Беляев, Подводные земледельцы, [в:] его же, Собрание сочинений в восьми томах,

т. 3, Москва 1963, с. 232–233.

161 ПОДВОДНЫЙ МИР СОВЕТСКОЙ УТОПИИ…

Гузиком мини-аккумулятору для получения кислорода непосредственно из

морской воды, что позволило водолазам оставаться под водой длительное

время, и „умной” конструкции подводного жилища, в котором можно за-

ниматься исследованиями, спать, готовить вкусную еду и т. д. „Подводные

земледельцы” выращивают водоросли, изучают морских обитателей, ис-

следуют возможности жизни под водой (экспериментируют с различными

способами передвижения в воде, наблюдают за поведением перемещенной

в подводный дом собаки и т. п.), борются с кознями японских шпионов

и мечтают о „подводной” жизни человека в будущем: „Мы выстроим на дне

настоящие города. Проведем дороги. Наставим электрических фонарей.

И по этой подводной дороге будем ездить на подводных автомобилях к под-

водным знакомым!” 6 . В их мечтах дно океана покрывается не только под-

водными домами, но огромными подводными городами, жизнь в которых

становится возможной для человека не в силу его превращения в челове-

ка-амфибию, но благодаря техническим изобретениям, которые без вмеша-

тельства в строение тела, позволяют человеку длительное время находиться

под водой и перемещаться в воде со скоростью акулы:

Мы сможем строить подводные жилища, снабженные всем необходимым.

И кто знает, быть может, через много-много веков, когда население земли уве-

личится и на суше станет слишком тесно, часть людей уйдет на постоянное

жительство под воду. Здесь имеется еще огромная неиспользованная площадь.

[…] Представьте себе подводные города, залитые электрическим светом, под-

водные автомобили, велосипеды, трамваи, поезда, своеобразные подводные

дирижабли, телеграфы, телефоны, подводные сады и парки с лужайками для

детей, с кучками песку, с прирученными вместо собачек рыбами. Разве это не

заманчивая перспектива? Гидрополис — только первая ласточка 7 .

Впрочем, несмотря на отказ Беляева в Подводных земледельцах от идеи

физиологического совершенствования человека и направленной эволюции,

в романе все же просвечивают идеи кооперативной эволюции Кропоткина.

1960-е годы, когда на экраны советских кинотеатров вышел фильм Чело-

век-амфибия, — время, романтизирующее первопроходцев и исследователей

неизведанных территорий. Тайга, горы, океан, Крайний Север представля-

лись территорией свободы и романтики в сравнении с несвободным, пол-

ным ограничений и запретов и гораздо менее романтичным городским про-

странством. Океан перестал восприниматься как опасное и таинственное

место, в котором у человека есть две возможности — или бороться за вы-

6 Там же, с. 234.

7 Там же, с. 320.

162

Любовь Бугаева

живание, или покорить стихию океана. По сравнению с 1930-ми годами, для

которых характерно противопоставление человека и природы, 1960-е годы

отличает сотрудничество человека с природой, которую не нужно покорять,

но с которой нужно творчески взаимодействовать. Роман Александра Бе-

ляева Человек-амфибия, поднимающий вопросы освоения и использования

морских богатств, и роман Подводные земледельцы, затрагивающий тему

подводного строительства, оказываются в фокусе внимания романтиков

шестидесятых, стремящихся к творческому преобразованию действитель-

ности. В 1966 году на территории СССР начался продолжавшийся восемь

лет период уникальных подводных экспериментов, которые проводили эн-

тузиасты, вдохновленные произведениями Александра Беляева.

Советские исследователи океана, впрочем, были не единственными

и далеко не первыми в области экспериментов по подводному проживанию.

Длительное нахождение под водой стало возможным благодаря созданному

Робертом Дэвисом еще в 1910 году кислородному ребризеру, известному

как Спасательный аппарат Дэвиса. В США в 1960-е годы исследованию

морских глубин уделялось большое внимание, и в Атлантическом и Тихом

океанах появилось несколько подводных лабораторий (SEALABs). Глава

первой американской подводной лаборатории Джорж Ф. Бонд утверждал,

что в обозримом будущем люди смогут жить и трудиться на глубине 700 ме-

тров и глубже. Французский исследователь Мирового океана Жак-Ив Кусто

в это же время разработал и провел в рамках проекта „Преконтинент-1” се-

рию экспериментов по подводному проживанию, в том числе в знаменитом

„Диогене”, первом подводном доме, установленном на глубине 10 метров,

где два акванавта прожили семь дней. Вдохновленные проектом подводно-

го дома Кусто и идеей подводного хозяйства в романе Беляева Подводные

земледельцы, историей человека-амфибии, энтузиасты, члены любитель-

ского клуба „Ихтиандр” в Донецке, в марте 1966 года во время обсуждения

планов на собрании членов клуба приняли решение создать первый в СССР

подводный дом:

Итак, анкетные данные. Имя — „Ихтиандр”. Родители — Александр Беляев

и Жак-Ив Кусто. Дата рождения — 30 марта 1966 года. Место рождения — Укра-

ина, Донецк. Состав семьи — 100 аквалангистов в возрасте от 18 до 50 лет. Обра-

зование — техническое и медицинское 8 .

Первый эксперимент по подводному проживанию был проведен летом

1966 года в Крыму около мыса Тарханкут. Каждому подводному археологу

8 А. А. Чернов, Гомо акватикус, Москва 1970.

163 ПОДВОДНЫЙ МИР СОВЕТСКОЙ УТОПИИ…

знакомо описание легендарного первого советского гидрополиса, состоя-

щего из одной маленькой комнаты с окнами-иллюминаторами, двухэтаж-

ной деревянной кроватью и столом с приборами и телефоном. В исследо-

вательском плане реальных обитателей подводных домов, вдохновленных

фантастикой Беляева, как и „подводных земледельцев”, интересует человек,

длительное время живущий под водой, а также поведение в доме под во-

дой животных (собак, кроликов), реакция морских животных и рыб на но-

вых поселенцев и т. п. За „Ихтиандром-66” последовали другие подводные

поселения: „Ихтиандры 67” и „68”, „Садко”, „Спрут”, „Черноморец” и т. д.,

строительство которых продолжалось до 1974 года. Советским экспери-

ментаторам, большинство из которых были энтузиастами-любителями,

работающими на добровольных началах, часто без институциональной

поддержки, удалось реализовать некоторые идеи подводных утопий Беля-

ева, в первую очередь — доказать возможность жизни и работы в подвод-

ном доме. Эксперименты водолазов-любителей, хотя далеко не идеальные,

были нацелены на доместикацию подводного пространства, превращение

его в „свое” пространство.

Эволюционные фантазии Беляева и идеи совершенствования человека

в физиологическом плане, в частности при помощи трансплантации вну-

тренних органов, не были созвучны романтике неосвоенных пространств,

характерной для периода 1960-х годов. Идеи же кооперации человека

и природы, которые Беляев развивает в Подводных земледельцах, напротив,

оказались близки энтузиастам шестидесятых. Таким образом, в Советском

Союзе 1960-х годов океан стал местом реализации творческих фантазий,

направленных на сотрудничество с подводным миром.

Человек-амфибия — единственное произведение Беляева, которое писа-

тель, по его утверждению, хотел бы продолжить и которое было продолжено

в киноверсиях романа и литературных попытках сиквела 9 , а также в смелых

экспериментах энтузиастов-романтиков 1960-х годов и в опытах с дельфи-

нами 10 . Возможно, продолжение еще следует. Эксперименты по биомодели-

рованию человека при помощи вивисекции, как представляется, утратили

свою новизну, ушла в прошлое и социальная проблематика, характерная

для советской научной фантастики периода 1960-х годов. В фокус внима-

9 В частности, не отличающийся литературным мастерством роман: Александр Климай,

Ихтиандр, Курган 1993.

10 В романе Человек-амфибия у Ихтиандра есть друг и помощник — дельфин Лидинг.

В 1965 г. на Черном море был создан научно-исследовательский центр, просуществовавший

до начала 1990-х гг., в задачи которого входило изучение военного использование морских

млекопитающих.

164

Любовь Бугаева

ния сегодня переместилась генетическая инженерия в эпоху становления

новой евгеники, то есть очередной попытки улучшить генетику человека

и тем самым ускорить эволюционный процесс, что заставляет современных

писателей и кинематографистов обращаться к научным и художественным

экспериментам по созданию „нового человека”, имевшим место в в первые

десятилетия ХХ века.

Коллективная монография под ред. А. Пашкевич и Э. Тышковской-Каспшак

Вроцлав–Санкт-Петербург–Краков 2018

Любовь Бугаева

Санкт-Петербургский государственный университет

ПОДВОДНЫЙ МИР СОВЕТСКОЙ УТОПИИ:

АЛЕКСАНДР БЕЛЯЕВ





126
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх