Опрос про сюжет


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Anariel R.» > Опрос про сюжет
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Опрос про сюжет

Статья написана 6 марта 2021 г. 10:48

А вот скажите, из всех книг, какие вы читали в жизни, в каких самый лучший сюжет: самый крепкий, лучше всего сведенный, самый захватывающий? Помимо Толкина :)



Тэги: вопрос


275
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение6 марта 2021 г. 11:41
Ищите чего бы такого почитать?
Обратите внимание на:
Кобо Абэ «Совсем как человек».
Станислав Лем «Рукопись найденная в ванне».
Филип Дик «Три стигмата Палмера Элдрича».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 марта 2021 г. 15:05
Размышляю об устройстве сюжета.


Ссылка на сообщение6 марта 2021 г. 13:09
Из современной отечественной НФ Михаил Харитонов подходит. Но автор умер не дописав, так что не известно каково было бы окончание.

1
Путь Базилио (2016)
2
Золото твоих глаз, небо её кудрей (2019)
3
Безумный Пьеро [не окончено]

https://fantlab.ru/work793048?sort=ra...
https://fantlab.ru/work482923
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 марта 2021 г. 15:05
Интересно, спасибо.
 


Ссылка на сообщение6 марта 2021 г. 15:32
Посмотрела на рецензии, теперь запихиваю глазки обратно в глазницы :)


Ссылка на сообщение6 марта 2021 г. 13:27
Из зарубежной фэнтези Скотт Бэккер (но только первая трилогия)
https://fantlab.ru/work28330

Отмечу ещё Роулинг (ГП) и хорватского автора пишущего на английском Домагоя Курмаича (но это зарубежный самиздат, тут своя специфика) — https://fantlab.ru/work1398806

Вот и всё, пожалуй.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 марта 2021 г. 14:03
А со второй трилогией что не так по вашему? Я просто еще не читал Бэккера в принципе, но запланировал.
 


Ссылка на сообщение6 марта 2021 г. 14:35
Не совсем точно выразился — во второй «трилогии» четыре романа8-)

Отвечая на вопрос попробую провести аналогию с творчеством Джорджа Мартина — первые два романа трилогии это уровень основных книг серии Песнь Льда и Пламени. А квадрология Бэккера (которая прямое продолжение первых книг несколько лет спустя) это уровень мартиновских приквелов Пламя и кровь++. Интересно, но уже не шедевр.

На форуме по творчеству Бэккера можно спросить, там много поклонников автора, которые хорошо всё распишут. Только сам форум не читайте — спойлеры.
 


Ссылка на сообщение6 марта 2021 г. 15:23
Спасибо, гляну.


Ссылка на сообщение6 марта 2021 г. 13:34
Если не фантастика — Михаил Шолохов «Тихий Дон»
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 марта 2021 г. 15:06
Именно с т.з. сюжета? У меня в памяти сохранилось, что там полно всякого занудства...
 


Ссылка на сообщение6 марта 2021 г. 17:16

цитата Anariel R.

полно всякого занудства
Пожалуй соглашусь, не без этого.
Так то у многих классиков этого добра хватает...
А как Вам — Анатолий Иванов «Вечный зов» ?
 


Ссылка на сообщение6 марта 2021 г. 17:46
(краснея) Не читала


Ссылка на сообщение6 марта 2021 г. 13:49
Сложно сказать. Я никогда не оценивал именно сюжет. На восприятие влияет многое — достоверность, интересный сеттинг, психологизм повествования, юмор.

Есть много книг, которые мне было интересно читать и даже перечитывать. Но сюжет... обычно он просто есть. Я как-то не могу отделить перепитии сюжета от смысла повествования. То есть, мне конечно же важно, как именно рассказывается история, потому что бывают тексты, где линии сюжета слишком сильно перемешаны и это мешает воспринимать историю, но это именно плохой сюжет. Если он нормальный, то его и не замечаешь вовсе, потому что важнее становится не как, а что тебе сообщают.

Поэтому затрудняюсь ответить.
Могу только отметить, что формы подачи сюжета бывают более изящные, с переплетениями, отступами и прочими финтифлюшками, и более линейные, простые. Лично мне всё равно, как. Если в финале я вижу законченное высказывание, то неважно, как его преподнесли.

Например, у Ле Гуин в «Обездоленных» структура сюжета состоит из двух временных потоков, по которым персонаж движется в пространстве сначала ОТ дома и затем К ДОМУ. Это изящно, и выражает идею одновременности разных пространств, на которой построен ансибль — изобретение главного героя. Но если бы текст был линейным, я не думаю, что это что-то бы изменило для моего восприятия.

А вот к примеру линейный сюжет в «Граде Обреченном». Отличный сюжет, крепко сбитый, динамический, с расстановкой ключевых точек взросления ГГ. Если бы сюжет был не линейным, а построен, например, как набор обрывочных воспоминаний, с перескоками во времени, что бы это дало читателю? Думаю, ничего, кроме головной боли.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 марта 2021 г. 15:09
Понятно.
Мне сейчас интересно устройство сложного сюжета, хотелось бы посмотреть, как это делают другие авторы, у которых читатели выделяют как особенность именно качество и сложность сюжета.
 


Ссылка на сообщение6 марта 2021 г. 19:35
Ну, самый разветвлённый сюжет, разумеется, у Песен Льда и Пламени.
До Мартина я бы назвал «Гиперион» Дэна Симмонса. Шесть рассказов, которые сходятся в одну точку. Хотя лично мне нравится вторая часть, «Падение Гипериона», там сюжет попроще, а сама история эпичнее.

Ещё сложные сюжеты у Олди в Ахейском цикле. Но там, по-моему, не сам сюжет сложен, а структура текста. Они специально так всё переусложнили, чтобы читатель половину не понимал. Мне это не понравилось.

Ещё я пытался вспомнить примеры по-настоящему нетривиальных сюжетов, и вот что пришло в голову. Во-первых, «За Перевалом» Вл. Савченко. Там очень любопытно, на мой взгляд, то, что сюжет построен вроде бы как вокруг профессора Берна, но чем дальше, тем больше Берн отступает на второй план. История астронавта Дана подаётся как второстепенная, а потом — как основная. В конце главные герои по сути меняются местами. При этом читателю постоянно предлагается взгляд со стороны. Финал — тоже. Лично мне это очень понравилось.

Второй пример, это Михаил Ахманов, Кристофер Гилмор «Капитан Френч, или Поиски Рая». Формально там сюжет вроде бы линейный, повествование идет о «настоящем» времени рассказачика, но с многими отступлениями-воспоминаниями. А вот финал смещает все, о чем было рассказано, из настоящего в прошлое. Так что финал для читателя выглядит как subvert expectation, что кажется мне нетривиальным. Хотя, возможно, это просто я с таким не сталкивался.
 


Ссылка на сообщение6 марта 2021 г. 20:08

цитата tick

Ну, самый разветвлённый сюжет, разумеется, у Песен Льда и Пламени.

Разветвлённость я бы в данном случае не назвал достоинством. Попытка рассказать в одном произведении все возможные истории и описать все приключения всех героев в разных частях мира привели к тому, что разветвлённость перетекла в расползание.
Хотя сам приём — описывать события с точки зрения разных персонажей — определённо хорош. И он действительно не нов. Тот же Богомолов, о котором я написал ниже, применил его филигранно. При этом его роман как раз выгодно отличается именно тем, что рассказывается одна конкретная история. В результате сюжет не расползается, а держится единым стержнем. (Как, кстати, и у Толкина в ВК.) Невозможно описать в одном произведении всю историю всего мира — куда продуктивнее выбрать один конкретный сюжет и рассказывать именно его. А способов, как этот сюжет выстроить в повествовании, действительно может быть много разных. При этом самый традиционный из них — через похождения одного ГГ — лично для меня один из наименее интересных. Гораздо интереснее, когда важных персонажей много и очень трудно определить, кто из них главнее с т.зр. сюжета и авторского отношения.


Ссылка на сообщение6 марта 2021 г. 15:44
Богомолов. В августе 44-го.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 марта 2021 г. 15:56
Спасибо.


Ссылка на сообщение6 марта 2021 г. 15:46
имхо, за сюжетами книгам стоит сходить в кино. Спилберг первые Индианы Джонсы.
Из книг конечно приключенческая классика Копи царя Соломона, Затерянный мир.
Опора таких сюжетов — столь же классический набор персонажей, это да.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 марта 2021 г. 15:55
У кино другая динамика, коль скоро средний фильм примерно равен рассказу или небольшой повести.
 


Ссылка на сообщение6 марта 2021 г. 15:59
ок


Ссылка на сообщение7 марта 2021 г. 19:18
Если именно сюжет... Тогда Страуд, «Трилогия Бартимеуса», и Кэтрин Фишер, https://fantlab.ru/work157558 — именно этот цикл.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 марта 2021 г. 16:22
Спасибо!


Ссылка на сообщение19 марта 2021 г. 17:46
Интересный вопрос.
Из любимой классики приходят на ум:

Майн Рид «Морской волчонок» (часть про выживание в трюме, с иллюстрациями), «Всадник без головы»
Жюль Верн «Дети капитана Гранта»
Илья Ильф, Евгений Петров «12 стульев»
Аркадий и Борис Стругацкие «Обитаемый остров»
Станислав Лем «Мир на Земле»

Из современного рекомендую оригинальные произведения в уникальных жанрах: сетевую повесть «Кордицепс, или Больно все умные» (кстати, неплохо переведённую) — деконструкция рационалистики, и сетевой роман «Червь» — деконструкция супергероики.

Из кинематографии, также на тему амнезии — «Помни» Нолана. (Надо будет как-нибудь попробовать найти и прочитать рассказ, положенный в основу, жаль, что, по-видимому, не переведён).
Ну и трилогия «Назад в будущее», конечно :)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 марта 2021 г. 19:06
Спасибо, Стругацких люблю, остальных знаю, но не всех :).


Ссылка на сообщение19 марта 2021 г. 19:22
Кстати, недавно наткнулся на заинтриговавшее у Умберто Эко «Шесть прогулок в литературных лесах»:

цитата

В последующих лекциях я буду часто обращаться к одному из величайших художественных текстов, «Сильвии» Жерара де Нерваля. Я прочел ее в двадцать лет и с тех пор продолжаю перечитывать. В молодости я написал по ней очень плохую работу, а с 1976 года веду по ней семинары в Болонском университете; результатом этого стали три докторские диссертации и специальный выпуск журнала «VS» в 1982 году. В 1984 году я читал лекции о «Сильвии» студентам последнего курса Колумбийского университета; по ней было написано несколько очень интересных курсовых работ. Я успел изучить каждую запятую и каждый потайной рычажок этой повести. Сорок лет перечитывания одного и того же произведения показали мне, какие глупцы те, кто утверждает, что препарирование и дотошный анализ текста убивают его магию. Хотя [26] я знаю «Сильвию» во всех ее анатомических подробностях — возможно, потому, что я знаю ее так хорошо, — всякий раз, снимая ее с полки, я заново влюбляюсь в нее, словно читаю впервые.
Добавил в планы прочитать саму вещь и её анализы :)
Страницы: 12

⇑ Наверх