Польша, 1961, 93 мин.
Реж. Войцех Хас
В ролях Владислав Ковальски, Кшиштоф Хамец, Барбара Краффтувна, Здзислав Маклякевич, Адам Павликовски, Эльжбета Чижевска, Александр Фогель, Войцех Семион, Галина Добруцка, Тадеуш Фиевски, Ян Кобушевски, Тадеуш Калиновски, Данута Королевич, Влодзимеж Квасковски, Лешек Кубанек, Кшиштоф Литвин, Тереса Миколайчук, Адам Мулярчик, Ежи Турек, Ирена Орска, Чеслав Пясковски, Войцех Раевски, Мариан Войтчак, Мариан Виснёвски, Юзеф Сайдак, Ядвига Хас, Войцех Хас
Психологическая драма
Оценка 6.5 (68) Моя оценка 7 (хорошо)
В 1963 фильм был показан на МКФ в Локарно.
Другие названия «Золото моей мечты» (Франция)
Производство ZRF «Kamera»
Парень (его имя так и не назовут. Он сам представится в последние пять минут — Казик меня зовут) ночью попутками пытается куда-то добраться. Причем голосует в обе стороны. В итоге приезжает на строительство энергетического комбината в Туруве, там добывают уголь и строят электростанцию. Комбинат находится неподалеку от границы. Пару раз зритель увидит пограничные патрули.
На вопрос «А что здесь есть?», водила ответил «Конец света»
«Однажды мы плыли в Аргентину, в Рио-де-Жанейро». Несмотря на то, что парень безбожно врет, геолог решил ему помочь.
парень становится помощником экскаваторщика, устраивается в рабочее общежитие.
Ужиться с контингентом общаги непросто. Один сосед читал ему Джека Лондона и тут встрял экскаваторщик, который был в Освенциме и грузил «горы жидовского золота».
Парень въехал одному в морду, а экскаваторщику сказал: «Ты умеешь тольео жрать»
Инженер-геолог, который ему помог и которому парень рассказал о своих товарищах по общаге, говорит «Но есть и другие. Их трудно найти, но оно того стоит».
На горнодобывающем комплексе его новые коллеги поинтеллектуальнее — они хорошо говорят по-французски, знают о большом мире, танце «хула-хула», автомобиле «ягуар» и матадоре Манолетто.
Один работяга говорит барменше «Разве это жизнь... А время уходит, время не стоит на месте».
А через несколько дней появляется мужик, который разыскивает парня, но тот от него прячется.
Инженер говорит парню, который собирается перебежать границу: «Там не будет лучше или хуже — всего лишь по-другому. Эта линия не отделяет мир, в котором ты не хочешь или не можешь жить от идеального мира. Таким как ты на Земле очень мало места».
В итоге для парня все наладится, а вот для его благодетеля — нет.
Актерский состав. Снял картину выдающийся польский режиссер Войцех Хас («Как быть любимой», «Рукопись, найденная в Сарагосе», «Кукла», «Санаторий под клепсидрой»).
В фильме снялись звезды и известные актеры Владислав Ковальски (Казик) («До свидания, до завтра», «Академия пана Кляксы», «Преступник оставляет след», Мастер в «Мастере и Маргарите»), Кшиштоф Хамец (геолог Петр) («Капитан Сова идет по следу», «Марыся и Наполеон», «Ставка больше, чем жизнь», «Четыре танкиста и собака»), Барбара Крафтувна (барменша Зося) («Пепел и алмаз», «Рукопись, найденная в Сарагосе», «Четыре танкиста и собака»), Здзислав Маклякевич (шофер Габрысь) («Как быть любимой», «Дневник пани Ганки», «Закон и кулак»), Адам Павликовски (приятель Петра) («Пепел и алмаз», «Дневник пани Ганки», «Девушка из банка»), Эльжбета Чижевска (Дорота) («Рукопись, найденная в Сарагосе», «Капитан Сова идет по следу»), Александр Фогель (Старик) («Крест храбрых», «Крестоносцы», «Рукопись, найденная в Сарагосе»)
Почему смотреть стоит (плюсы). Интересная и необычная для социалистического кино психологическая производственная драма.
История интересна, то есть это кино для людей, а не сделанное по разнарядке (хотя Хас не делал кино по разнарядке, он сам был руководителем нескольких студий и мог выбирать интересные ему проекты).
Разительное отличие — в советских фильмах все сплошь возвышенные энтузиасты и борцы за светлое будущее. Здесь по-другому. Один пролетарий хочет накопить на мотоцикл и у него трудный выбор «Ява-250» или «ЮНАК», к которому трудно найти запчасти, второй хочет открыть птицеферму. Выживший в Освенциме — просто старая сволочь (омерзительная сцена — его разговор о жидовском золоте и зубках).
В общем, значительная часть работяг приехала в эту дыру, потому что тут платят больше, а не из-за сознательности (как в Союзе ехали на север).
Вместе с реализмом, граничащим с натурализмом, есть и другой взгляд. Геолог Петр не устает напоминать, что кроме этого болотца на краю мира есть и мир нормальных людей, и туда надо стремиться. Жизнь человека именно там.
Тромбонист, репетирующий над карьером — сюрреалистическая картина. Интересно, что тромбонист на вопрос «Не играешь сегодня?» отвечает «Что за дело мне до этого клейзмерования»
Цитаты. «Не добрая и не приветливая, а человек с дороги. — тоже мне новость. Здесь все с дороги»
« Я тоже раньше думал, что все знаю. Но эта уверенность пройдет. Вот увидишь».
«Если разобраться, то горы — это старинные шрамы на теле Земли».
«Нет, я не нашел ни золота, ни драгоценных камней. Но я и не искал их. Как только перестал быть ребенком».
Почему смотреть не стоит (минусы). Фильм довольно депрессивный. Многие герои — словно обломки кораблекрушения. Чувствуется, что авторы уже разочаровались новой народной властью и новыми перспективами, казавшимися так возможными после войны.
Итог. Интересная психологическая драма о буднях рабочего класса. Действительно социалистический реализм. Настоящий, а не высосанный из книжечки с решениями партсъезда. Как ни странно, в таком фильме полно отсылок к библейским историям.