Е Айпин Божья Матерь в


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «baroni» > Е. Айпин. Божья Матерь в кровавых снегах
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Е. Айпин. Божья Матерь в кровавых снегах

Статья написана 28 февраля 2010 г. 22:42

Роман Еремея Айпина «Божья Матерь в кровавых снегах»  (Амфора, 2010) наконец-то поступил в продажу.

Кстати, 2006 году венгерский литературовед Каталина Надь предложила выдвинуть роман Айпина на Нобелевскую премию.

Как отмечает российский критик Л. Данилкин, роман Айпина «вполне конкурентоспособен. Жаль, что даже в России не имел хорошей прессы и незаслуженно остался незамеченным».

Однажды единый народ  разделился на три потока:

— одна часть ушла в неведомую историю, но шла так, что Солнце каждый день освещало левую сторону головы (потомками этих людей стали современные венгры);

— другая часть ушла таким путём, что Солнце освещало левую сторону головы и левую сторону затылка (потомками этих людей стали современные эстонцы, финны, а также — мордва, мари, некоторые другие народы);

— третья часть нашла свою судьбу, уходя с Южного Урала таким путём, что Солнце светило им всё время точно в затылок; с этими людьми как раз и находились предки героев книги Айпина «Божья Матерь в кровавых снегах» — народы российского Крайнего Севера — ханты и манси.

Рассказ о трёх путях исхода Великого переселения — прорыва к свободе как к своей судьбе — в композиционном центре книги Айпина, это своеобразная ось, вокруг которой завивается трагедия Матери Детей, Богоматери и Кровавых Снегов Севера.

Внешняя канва описываемых в книге Айпина событий проста: остяки (так до советской «истории» называли народ ханты) терпели большевистскую власть ровно семнадцать лет; в 1933 году они подняли восстание, известное по архивным документам как Казымское, которое было подавлено в 1934 — 1935 годах. Причиной восстания была невыносимость установленных красными порядков. Поводом послужило — обычное для красных святотатство: они осквернили святая святых остяков — остров посреди Божьего озера, в верховье реки Казым, куда до этого чужакам вход был заказан. Остяки восстали, чтобы изгнать красных со своих земель и жить свободно, то есть по своим обычаям и верованиям, «со своими богами и богинями», как пишет в Прологе сам Еремей Айпин.

Восставшие разбили первый отряд красных, пришедших подавить бунт северного народа. После этого красные срочно подняли войска в Свердловске и направили их в очаги восстания; против восставших применили даже аэропланы. Оставшиеся в живых и не попавшие в плен мятежники-повстанцы отошли на Восток по верховьям правых притоков Оби и к Надымской тундре.

«Впереди красных отрядов шла весть: «Красные лиственничными дубинками забивают насмерть восставших остяков. И там, где прошли их войска, белые снега Севера стали красными. Это были снега зимы 1933 — 1934 годов», — такими словами заканчивается у Еремея Айпина Пролог. Дальше начинается история Матери Детей и Богоматери. Эта история развёртывается в кровавых снегах зимы 1933/34 года, и повествует она о том, как  люди отрекаются от жизни в неволе, какая сила нужна для этого отречения и какую цену приходится платить за желание быть свободным.

Французский литературовед, профессор  Анн-Виктуар Шаррен говорит о романе Айпина:

— Завершение советской эпохи в России подняло скрытые в глубине память и боль, я сказала бы, подземных лет. В свое время бывшая идеология требовала все забыть, в реальности ни отдельные личности, ни целые народы не забыли своего прошлого... В хантыйской литературе тем, кто сохранил  память, является Е. Айпин. Каждый этнос способен пойти на любые жертвы ради какой-то важной цели, так же как и найти в своем лоне лучших представителей народа, героев. Это фундамент, суть, корни народа. Таковые, на мой взгляд, Шаламов у русских, Айтматов у казахов, Шесталов у манси, Айпин — у ханты. Следует сказать о внутренней встрече Айпина со своим народом. Глубинный источник его таланта и мышления основывается на коллективной памяти народа. Именно в силу этого в произведениях Айпина «Звезда утренней зари» присутствует сожаление  об исчезнувшей древности, об утерянном величии народа, об угасающем языке, об утрате мира, где ханты жили по законам тайги, сожаление о прошлом самой России, о ее великой истории. Эти темы встречаются во всех произведениях Айпина. До совершенства символа доведены детали, эти символы возвращают нас к начальной азбуке человеческого сознания, как мы теперь говорим — к мифу. Миф по своей структуре является вместилищем запредельных небесных событий и персонажей, но прежде всего выполняет функцию первичной материи восприятия и понимания, включая в себя всю сумму познаний о мире. Каждый человек живет по законам мифа и определяет свое земное существование. Миф формулирует законы этики, морали, духовной и социальной организации людей, также выстраивает строгие барьеры между действительной эстетикой и красотой и околокультурным восприятием мира. В советские годы бала строгая и беспощадная борьба с мифом, уничтожение интеллигенции народов — естественного носителя мифов, уничтожение средств воспроизведения мифов в ритуале труда , в проведении праздников. Это объяснялось лишь неспособностью идеологии государства честно конкурировать с мифом.

Литература становится литературой с большой буквы только тогда, когда писатель приближается к мифу. В этом процессе можно проследить два взаимосвязанных творческих постулата: отражение и выражение действительности. Это значит следующее. Суть писательского акта определяется в возможности автора войти в духовный контакт с реальностью, вычленяя из нее кардинальные элементы, способные сублимировать эту реальность. Группа этих элементов, построенная определенным поэтическим образом, зеркально вбирает в себя описываемый его мир. Создавая свою уникальную словесную архитектуру, писатель ничего не придумывает и ничего не изобретает, ибо любое изобретение по своей сути является технологически поверхностным актом. Писатель творит, а это значит, что он находится в тисках высочайшей дисциплины, при исполнении своего акта творчества. Писатель не является свободным реализатором своих идей, самоуправно играя в своих произведениях героями и текстами, нет. Настоящий творческий  процесс обуславливается неизбежности строгого подчиненного положения писателя перед его творением, ибо любое отклонение от целенаправленной оси приводит к немедленной потере контроля над как будто исчезающим произведением, превращая его в штампы, в ненастоящую литературу.  Литература, отвечающая вышеприведенным критериям, становится универсальной, теряя свое качество отражающей и превращаясь в выражающую литературу. Мое любимое произведение — «Божья Матерь в кровавых снегах». Это меня потрясло, оно войдет в мировую литературу навсегда.





380
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение28 февраля 2010 г. 22:59
Уже куплена?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 февраля 2010 г. 23:10
У меня есть екатринбуржское издание 2003 года.
Но Амфора издала полную версию романа.
Так что завтра, скорее всего, куплю.
Кстати, фильм по роману уже вроде как сняли. Под названием «Лед».


Ссылка на сообщение1 марта 2010 г. 06:41
Очень интересно. Вероятно, куплю. А фильм точно найду.
Спасибо!


Ссылка на сообщение1 марта 2010 г. 16:05
Спасибо. Заинтересовало, попробую почитать...:-)
Помню, вы говорили, что вообще не любите исторические романы. Выходит, есть исключения?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 марта 2010 г. 16:12
Ну, «Божью Матерь...» можно назвать «историческим романом» настолько, насколько «Войну мир». Собственно роман Айпина — об обретении человеком подлинной свободы.
Да, историческая составляющая здесь очень сильная, но не самоценная.
Я не люблю чистых, безприместных «исторических» романов. Вроде Яна, или Пикуля. Или Дрюона.
Вообще, жанр ИР очень тенденциозный и амбициозный. Последнее чаще всего — безосновательно.
 


Ссылка на сообщение1 марта 2010 г. 16:19
Понял.
А с изданием 2003 года действительно есть серьезные различия?
 


Ссылка на сообщение1 марта 2010 г. 16:22
Пока еще не успел взять «амфоровскую» книжку, поэтому ничего не могу сказать.
Просто сам Айпин упоминал о том, что в «Амфоре» наконец-то будет полный текст «Божьей матери...»


Ссылка на сообщение1 марта 2010 г. 22:18
ни в одном интернет-магазине этой книги нет:-(
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 марта 2010 г. 22:31
Нв ОЗОНе в режиме ожидания товара.
В московских магазинах вчера только начала продаваться.
 


Ссылка на сообщение1 марта 2010 г. 22:32
 


Ссылка на сообщение1 марта 2010 г. 22:47
Глянул, в Зоне ИКС появилось:
http://www.zone-x.ru/Show...
 


Ссылка на сообщение1 марта 2010 г. 23:20
да, только у них видел, но с Зоной дел не имел. в марте в москву поеду, если повезет за живые деньги куплю:beer:


Ссылка на сообщение2 марта 2010 г. 16:46
Давно жду уже.


Ссылка на сообщение2 марта 2010 г. 16:54
Айпин на ОЗОНе.261 руб.
Скидка по кодовому слову «весна» 10% (действует до 8 марта)
http://www.ozon.ru/context/detail/id/...


⇑ Наверх