Бестер Человек без


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kkk72» > Бестер. Человек без лица
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Бестер. Человек без лица

Статья написана 22 февраля 2010 г. 07:23

http://www.fantlab.ru/images/editions/big/25570" align=right style='margin-left:10px; max-width:600px'>

Впервые я прочел эту книгу еще студентом и был очень впечатлен ею. Честно говоря, взявшись перечитывать роман спустя полтора десятка лет, я серьезно опасался, что посмотрю на него совсем другими глазами, и что еще один кумир моей молодости покажется мне простым и наивным. К счастью, мои предположения оказались ошибочными, и я вновь получил огромное удовольствие от чтения романа.

Первое, что бросается в глаза — интересный мир, в котором очень важную роль играют телепаты-эсперы. Нечасто современные авторы уделяют внимание этой тематике. Видимо, компьютерное направление кажется им более перспективным. А ведь еще свыше пятидесяти лет тому назад Бестер выстроил очень интересную и достаточно логичную систему сосуществования и взаимодействия телепатов и нетелепатов, и продемонстрировал, к каким возможным последствиям это приведет в человеческом обществе. Нельзя сказать, что мир, описанный в романе, продуман совсем уж до мелочей, определенные натяжки встречаются. Но очень важным кажется то, что при сохранении очень многих недостатков, присущих современному обществу, мир будущего оказался добрее и мудрее нашего.

Казалось бы, в таком мире телепаты должны получить огромные преимущества перед людьми, подобными способностями не обладающими, но все оказывается гораздо сложнее. И яркий пример тому  один из главных героев романа — Бен Рич, человек, обладающий бешеной энергией, напором, дерзостью и решительностью. Нечасто мне попадались столь незаурядные отрицательные персонажи. Противостояние преступника Рича и эспера-полицейского Пауэла, противоборство их разумов и воль — одно из самых ярких и запоминающихся в фантастике. Другие персонажи не столь заметны, а скорее, они просто меркнут на фоне двух главных героев. Хотя каждый из них — от элитной куртизанки до эсперов-полицейских, получился довольно убедительным. Да, в детективно-приключенческой линии есть свои натяжки. Например, описывается, что уже 70 лет не было убийств и тут же упоминается банда наемных головорезов. И все же противоборство героев производит сильное впечатление.

Еще одна важная линия — взаимодействие телепатов с окружающим миром. Ведь в изображении Бестера телепатия — обмен не только мыслями, но и чувствами, впечатлениями. Сама сущность телепатии по Бестеру застваляет ее носителей становиться мудрее и гуманней, а взаимодействие телепатов заставляет вспомнить глагол «грокнуть» из «Чужака» Хайнлайна. Не случайно будущее человечества автор связывает с всеобщим обретением подобных способностей.

Ну и, наконец, самое важное. «Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить». Эта библейская фраза определяет смысл романа. Противостояние двух главных героев, а равно и поступки многих второстепенных персонажей ярко и наглядно демонстрируют две противоположные модели поведения. Человек может либо пытаться захватить, отобрать у других, подмять под себя все, до чего он может дотянуться, либо делиться с окружающими своими способностями, делать им добро — и это добро воздастся сторицей. Без занудного морализаторства, мощно и впечатляюще автор показывает картину ужасного одиночества, к которому неизбежно приведет эгоизм и себялюбие. Эпизод, когда вокруг главного героя гаснут звезды и пропадают Луна с Солнцем, невозможно забыть.

Еще и еще раз автор напоминает нам, что  самый страшный враг человека — он сам. Можно украсть, ограбить, убить, но невозможно избавиться от собственных кошмаров, от своей больной совести, от безмолвного и страшного Человека без лица.

А вот концовка романа вызывает у меня неоднозначную реакцию. Да, Бен Рич сам вынес себе приговор. И все же насильственная перековка личности выглядит ужасной карой, кошмаром из тоталитарного прошлого.

Очень много еще можно найти в этом романе — от сложных проблем человеческого сознания и подсознания, до совершенно новаторских приемов, использованных автором. Помотрите, например, как Бестер передает мысленный диалог эсперов. Что ж, несмотря на полвека, прошедших со дня его написания, роман Бестера не потерял ни увлекательности, ни актуальности.





335
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение27 апреля 2010 г. 21:56
Интересный роман. Немного похоже на фильм «Схватка»(да, фильм-то вышел позже, но посмотрел я его раньше), но в футуристических декорациях, поединок Суперполицейского и Суперпреступника дополняется интересными НФ-идеями(телепатия, перековка). И радует, что автор не построил книгу на одних лишь этих НФ-идеях, а и на людях.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 апреля 2010 г. 22:26
Вот фильм-то я и не смотрел. А стоит?
 


Ссылка на сообщение27 апреля 2010 г. 22:38

цитата kkk72

Вот фильм-то я и не смотрел. А стоит?

Скорее — да, чем нет. Недурная криминальная драма. Не скажу, что фильм сильно впечатлил, но это весьма любопытная попытка описать именно жизнь главных героев, их ценности, характеры, судьбы(а не просто то, как лейтенант Аль Пачино охотился за преступником Робертом де Ниро(который, кажется, хотел ограбить банк)). Впрочем, мне кажется, что «Схватка» могла быть и лучше. В общем, задумка отличная, а вот ее воплощение просто неплохое(но это уже дело вкуса).
 


Ссылка на сообщение27 апреля 2010 г. 22:45
Спасибо за совет!:beer:


Ссылка на сообщение28 августа 2010 г. 16:49
Кстати, а как Вам «Тигр»? Собираетесь писать на него отзыв?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 августа 2010 г. 17:55
Надо бы перечитать, прежде чем читать отзыв8:-0
Страницы: 12

⇑ Наверх