Игорь Петров Когда умер А


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «slovar06» > Игорь Петров. Когда умер А. Беляев? 2011
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Игорь Петров. Когда умер А. Беляев? 2011

Статья написана 5 ноября 2020 г. 19:40

Восстановил по бумажной копии «Граней» недостающие страницы дневника Л.Осиповой.

14.10.41 — 22.10.41

23.12.41

23.02.42 — 28.02.42

n0_spam и terrykoo указали на одно странное обстоятельство. По дневнику Осиповой знаменитый фантаст А.Беляев, который тоже жил в Пушкине, умер до 23.12.41:

23.12.41 ...Писатель Беляев, что писал научно-фантастические романы вроде «Человек-Амфибия», замерз от голода у себя в комнате. «Замерз от голода» — абсолютно точное выражение. Люди так ослабевают от голода, что не в состоянии подняться и принести дров. Его нашли уже совершенно закоченевшим. Между прочим, большая ошибка во время голода поддаваться желанию лежать. Верная гибель.

Между тем принятая официально дата смерти 06.01.42, Борис Ляпунов, в частности, в биографическом очерке 1967 г. пишет:

Когда я разыскивал в Пушкине архив писателя, старожилы подтвердили, что Александр Романович тяжело болел и умер зимой, в начале 1942 года. Ни дома его, ни архива его не сохранилось.

Та же дата фигурирует в мемуарах дочери:

Отец стал пухнуть. В конце декабря он совсем слег, а в ночь с 5 на 6 января умер. Перед смертью бредил. Говорил о каких—то нотах и о музыке.

Из маминых воспоминаний:

«Александр Романович стал пухнуть с голода и с трудом передвигался. В конце декабря сорок первого он слег, а 6 января 1942 года скончался. Начались мои хлопоты. В городе у нас было три гробовщика, но все они умерли. В Городской управе зарегистрировали смерть Александра Романовича, там же я получила гроб. Но отвезти умершего на кладбище было не на чем. А Казанское кладбище находилось от нас далеко, за Софией Во всем городе осталась только одна лошадь, но пользовались ею только немецкие солдаты. Надо было ждать, когда она освободиться. Я положила Александра Романовича в гроб и мы вынесли с мамой его в соседнюю квартиру. Я каждый день навещала его. Через несколько дней его раздели. Он остался в одном белье. Я обернула его в одеяло,

его шутливое пожелание. Как—то он сказал: Когда я умру, не надо ни пышных похорон, ни поминок. Заверните меня просто в газету. Ведь я литератор и всегда писал для газет. Почти так и вышло.

Если, однако, сверить даты в мемуарах Беляевых с дневником Осиповой, то выяснится, что это не единственное расхождение.

Осипова: 26.12.41 Профессор Чернов умер.

Беляева: Пока я достала от доктора свидетельство о смерти, пока сделали гроб, прошло почти две недели. Приходилось ежедневно ходить в Городскую управу. Как прихожу и слышу кто—то говорит: «Профессор Чернов умер». И я подумала, хорошо бы похоронить их рядом. В дверях я столкнулась с женщиной. Мне почему—то показалось, что это жена Чернова. Я не ошиблась. Мы познакомились и договорились, что как только я достану лошадь, мы вместе отвезем наших покойников и похороним их рядом...»

Осипова: 22.02.42 ... В городе объявлена эвакуация фольксдойчей. Всех, кто хочет, записывают в фольксдойчи и отправляют. Повидимому, командование решило под этим предлогом разгрузить город. Ивановы, Петровы, Нечипуренки идут за фольксдойчей...

25.02.42 Уехали с фольксдойчами и Давыдовы... Иванова-Разумника вели на машину под руки. У него совсем плохо с желудком — голодный понос. Как он доедет! Везут их куда-то за 70 км в пересыльный лагерь.

Беляева: Забыла сказать, что все жители Пушкина должны были пройти регистрацию в Городской Управе. Моя бабушка была шведкой, поэтому нас занесли в список лиц нерусской национальности, после чего объявили, что мы будем вывезены из Пушкина. Об отъезде заявили за сутки, предупредив, что вещей можно брать столько, сколько человек может унести в руках... Ровно через месяц после смерти отца, 6-го февраля 1942 года, мы покинули город Пушкин. Отец так и остался лежать в склепе...

То, что в последнем случае речь идет об одной и той же эвакуации косвенно подтверждается в интервью Сергея Голлербаха:

В феврале 42-го года нам сказали, что население города вывозят на работу в Германию. Так я и очутился в Германии. В лагере оказалось много интересных людей. Был известный литературовед, друг моего дяди Разумник Васильевич Иванов-Разумник. Мы с ним были в одном бараке... Были там вдова и дочь писателя Александра Беляева, с которыми я познакомился во время немецкой оккупации (сам Беляев уже умер от болезней и голода). Дочь звали Светланой — потом, после войны, она прочла где-то мои воспоминания и написала мне письмо.

Объяснений может быть два: либо дневник Осиповой писался, пусть на основе каких-то реальных записей 41-42 г.г., но постфактум, в начале 50-х, либо Беляевы, конечно, переживавшие, что Александра Романовича не удалось похоронить, сознательно или бессознательно схлопнули «окно» между его смертью и своей эвакуацией с двух месяцев до одного.

Tags: осипова

23 комментария | Оставить комментарий

Comments

[User Picture]

From: mendkovich

Date: 5 Март 2011 13:51 (местное)

Отслеживать

(Link)

А когда дневник Осиповой был впервые опубликован?

(Ответить) (Thread)

[User Picture]

From: labas

Date: 5 Март 2011 13:53 (местное)

Отслеживать

(Link)

В 1954-м, в «Гранях», N21.

(Ответить) (Parent) (Thread)

[User Picture]

From: mendkovich

Date: 5 Март 2011 13:57 (местное)

Отслеживать

(Link)

Когда его первый раз читал мне резал глаз язык, какого я не встречал в письмах и дневниках той эпохи. Тогда показалось, что там явный избыток англицизмов.

(Ответить) (Parent) (Thread)

[User Picture]

From: labas

Date: 5 Март 2011 14:04 (местное)

Отслеживать

(Link)

Ну у нее, конечно, попадаются своеобразные лексические конструкции, но каких-то решительно невозможных для 41-го мне в глаза не бросилось. Людям вон «профит» приглянулся, но профит и в журнале «Знамя» 1939 г. встречается.

(Ответить) (Parent) (Thread)

[User Picture]

From: mendkovich

Date: 5 Март 2011 14:48 (местное)

Отслеживать

(Link)

Мне тоже бросился в глаза «профит», но, если он уже в то время широко использовался, — почему нет.

(Ответить) (Parent) (Thread)

[User Picture]

From: labas

Date: 5 Март 2011 14:52 (местное)

Отслеживать

(Link)

Широко нет, но все же встречался.

(Ответить) (Parent) (Thread)

[User Picture]

From: french_man

Date: 5 Март 2011 14:05 (местное)

Отслеживать

(Link)

Может быть, Осипова по ст. стилю писала?

(Ответить) (Thread)

[User Picture]

From: labas

Date: 5 Март 2011 14:09 (местное)

Отслеживать

(Link)

Нет, там есть записи про немецкое рождество, например

18.12.41 Ночью мне пришла гениальная идея. Немцы очень празднуют Рождество

Ну и это могло бы объяснить расхождение в одну сторону, а оно в обе стороны

23.12.41 <-> 06.01.42

25.02.42 <-> 06.02.42

(Ответить) (Parent) (Thread)

[User Picture]

From: jkz

Date: 5 Март 2011 14:27 (местное)

Отслеживать

(Link)

путается в стилях?

(Ответить) (Thread)

[User Picture]

From: labas

Date: 5 Март 2011 14:33 (местное)

Отслеживать

(Link)

Нет, потому что расхождения в обе стороны, см. комментарий выше. Да и по дневнику никакой особой путаницы нет — 24.12. немецкое рождество, 06.01 православное рождество: Мы не спали всю ночь и просидели у прелестной ёлочки.

(Ответить) (Parent) (Thread)

[User Picture]

From: _niece

Date: 5 Март 2011 14:37 (местное)

Отслеживать

(Link)

А не может быть такого, что он не умер, а был вывезен в Германию со своей семьей? А потом этот факт как-то скрывался? Они-то потом вернулись в СССР, или так там и остались?

(Ответить) (Thread)

[User Picture]

From: labas

Date: 5 Март 2011 14:43 (местное)

Отслеживать

(Link)

Нет, очень маловероятно. Кто-нибудь его бы видел.

Беляевы вернулись, и их на 10 лет сослали в Казахстан. С.Беляева пишет, что в 1956-м был издан трехтомник и на гонорар они вернулись в Ленинград.

Недавно еще была известная история со скандалом вокруг авторских прав.

(Ответить) (Parent) (Thread)

[User Picture]

From: eta_ta

Date: 5 Март 2011 14:47 (местное)

Отслеживать

(Link)

я склоняюсь к 1му обьяснению (что Осипова писала дневник постфактум). Потому что Беляевы пишут о событиях, случившихся с ними самими. Такое обычно запоминается лучше, чем горести знакомых. Голлербах, например, не приводит дат, когда, по его мнению, Иванов-Разумник оказался в лагере, или когда там очутились Беляевы, и это естественно — фокус мемуаров всегда на себе.

(Ответить) (Thread)

[User Picture]

From: labas

Date: 5 Март 2011 20:59 (местное)

Отслеживать

(Link)

С другой стороны, непонятно когда жена Беляева писала воспоминания (умерла она в 82-м). Если в 70-х, то ошибки из-за аберрации памяти более вероятны.

(Ответить) (Parent) (Thread)

[User Picture]

From: terrykoo

Date: 5 Март 2011 21:11 (местное)

Отслеживать

(Link)

+1

Только, по-моему, дневник Осиповой не писался после войны, а готовился к изданию, или редактировался, на основе более ранних оригинальных записей, в связи с чем возникла путанница с хронологией.

Поэтому, одновременно со сверкой опубликованного текста с оригинальными источниками, неплохо бы систематически проверять датировку. Например, какого числа немцы вошли в Царское Село и т.д.

(Ответить) (Parent) (Thread)

[User Picture]

From: labas

Date: 5 Март 2011 21:14 (местное)

Отслеживать

(Link)

Беляева: К вечеру шестнадцатого сентября наши войска оставили Пушкин.

Осипова: 15.09.41 Сейчас абсолютная тишина. Нигде не видно и не слышно ни души. Кто-то сказал: «А что, если во всем городе одни мы и остались»... Прошла кучка солдат без командиров и без оружия. Впечатление полной растерянности. Мы спросили: где немцы? В Кузьмине. Значит, у нас они будут, примерно, через два часа.

17.09.41. До сих пор никаких немцев.

19.09.41 Свершилось. Пришли немцы!

(Ответить) (Parent) (Thread)

[User Picture]

From: terrykoo

Date: 5 Март 2011 21:28 (местное)

Отслеживать

(Link)

Ок. Похоже, Осипова ошиблась с датой смерти Беляева.

Осталось выяснить почему в её дневнике эта смерть датируется двумя неделями раньше реальных событий.

(Ответить) (Parent) (Thread)

[User Picture]

From: yahin_yur

Date: 5 Март 2011 19:35 (местное)

Отслеживать

(Link)

Очень интересно. По документам-то 6 января.

(Ответить) (Thread)

[User Picture]

From: terrykoo

Date: 5 Март 2011 20:50 (местное)

Отслеживать

(Link)

Очень странно...

> Беляева: Отец стал пухнуть. В конце декабря он совсем слег, а в ночь с 5 на 6 января умер...

> Осипова: 23.12.41 ...Писатель Беляев, что писал научно-фантастические романы вроде «Человек-Амфибия», замерз от голода у себя в комнате.

Не доверять записям Беляевой о смерти отца, кажется, нет никаких оснований, тем более что она дважды в разных местах указывала на дату 6 января.

Такое впечатление что некоторые даты у Осиповой приводятся по Юлианскому календарю (23 декабря ст.ст. и 6 января по новому стилю полностью совпадают), причем когда Осипова пишет от 7 января, что «вчера» (!) гости просидели всю ночь под ёлкой и посыпали лепёшки маком «как и полагается в сочельник», то речь могла идти не о Рождественском сочельнике, а о Крещенском. Правда, тогда не понятно почему немцы праздновали православное Рождество и Новый год.

А не могла ли возникнуть путанница с хронологией в связи с использованием разных стилей в «Гранях», издании Ломагина и в самом оригинале дневника? Или, например, не могла ли Осипова «при советах» писать по новому стилю, а после прихода немцев временно перейти на старый?

(Ответить) (Thread)

[User Picture]

From: labas

Date: 5 Март 2011 21:09 (местное)

Отслеживать

(Link)

Нет, маловероятно. То есть я думал об этом вначале, но если посмотреть на запись о Чернове и особенно на запись об эвакуации, то видно, что расхождения нелинейны и разнонаправленны (раз в прошлое, раз в будущее).

Кроме того никто вроде за границей особенно старым стилем не увлекался, да и Осипова не была столь набожна и, судя по тексту, больше ненавидела советы, чем любила «старое время».

Датировка у Ломагина и в Гранях в целом совпадает с двумя оговорками. Порой Ломагин склеивает куски двух записей под одной датой (просто для экономии места, скорее всего). И там, где идет речь о болезни (апрель 42-го), даты расходятся, причем в Гранях датировка явно ошибочна, потому что получается, что в больнице с тифом она провела 2 что ли дня.



Edited at 2011-03-05 21:09 (local)

(Ответить) (Parent) (Thread)

[User Picture]

From: terrykoo

Date: 5 Март 2011 21:15 (местное)

Отслеживать

(Link)

Гм... понятно. Тогда нужно перепроверить другие факты, чтобы понять насколько дневнику Осиповой можно доверять.

(Ответить) (Parent) (Thread)

[User Picture]

From: kamen_jahr

Date: 9 Март 2011 10:08 (местное)

Отслеживать

«..Не доверять записям...»

(Link)

«Не доверять записям Беляевой о смерти отца, кажется, нет никаких оснований,«

Как раз есть основания — поскольку это мемуары и точно писались по прошествии определенного времени.

https://labas.livejournal.com/891093.html



Тэги: Беляев


129
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх