Сроки службы Марко


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «beskarss78» > "Сроки службы" Марко Клоос
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Сроки службы» Марко Клоос

Статья написана 22 октября 2020 г. 14:04

Фильмы «Падение черного ястреба» и «Звездный десант» — это два источника и обе составляющих этой книги.

Текст это что-то среднее между новеллизацией и фан-сервисом по фильмам.

.

Пункт раз: безнадега и реденькая нищета американских мегаполисов будущего. Герой таки поступает в армию. Кроме матери, которую он уже скорее жалеет, чем любит — ничего хорошего за спиной.

Пункт два: учебка. Сумма фильмов про американскую контрактную армию 80-90-х, только вместо М-16 — винтовка М-66.   И «Звездный десант», понятное дело — у героя появляется любовь.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Пункт три: работа. Распределение в карательные части на Земле (США противостоят китайско-российскому блоку и время от времени надо гасить недовольных). Работают. Отдыхают. Снова отдыхают, снова работают. И тут раз — взбунтовался Детройт. /его девушка — получила назначение во флот/

Пункт четыре: «Падение черного ястреба» в Детройте. Герой работает как автомат — кого-то из сослуживцев растерзала толпа, ну так очередями её. Откуда-то взялись тяжелые пулеметы и сбили вертолет. Надо пробиться к вертолету и обратно, разрушив по дороге несколько зданий с их обитателями. Может быть у героя появится какая-то рефлексия? Сомнения? Вопросы? Хотя бы в госпитале? Вдруг другой такой же солдаттен его мамочку застрелит? Нет, не появились. Только стало ясно, что на гражданку он не вернется.

Пункт пять: в госпитале разыгрывает штампованная драма «хороший командир прикрывает бойца от армейских и политических следаков». Герой решает свалить с Земли и перевестись во флот. И таки его переводят.

Пункт шесть: новая учебка, везение + хитрость, и вот он уже на космическом корабле, где служит его девушка.

Пункт семь: у дальней планеты, которую почти закончили терраформировать — какая-то фигня. Еле удается спастись с корабля (он и она — сила и ум, смекалка и навыки), падают рядом со станцией терраформирования. А тут какие-то чужие, только не из яиц, а здоровенные, как бронтозавры, её уже сносить хотят. Звездный десант стреляет в них из ДШК и «джавелинов» — кого-то убивают, но приходиться прятаться в подвале-убежище. И тут радио оживает на прием — флот на орбите! Герои и героиня пробиваются к небольшому кораблю, дают сигнал бедствия, наводят штурмовики на бронтозавров.

Пункт восемь: герой и героиня получают разные назначения, но теперь они душою вместе навсегда — а впереди еще столько лет войны...

.

«Сроки службы» — это почти полное противоречие «Бесконечной войне» Холдемана. Если там герой переживает внутренний кризис, и обретает критический взгляд на вещи, то здесь — страшные испытания не открывают никаких врат сомнения, а превращают человека в стандартного легионера III-го века нашей эры. Связи с обществом он уже не чувствует. А вот армия это его дом, семья, смысл жизни и действия. Да и армии уже плевать на гражданских. Расстреливать бунтовщиков на Балканах или в своих мегаполисах — один черт расстреливать. А до политики, когда будут ставить нового императора — герой еще дорастет.

Можно ли считать это авторским расчетом — или всего лишь побочным эффектом?

Описанная структура мира весьма противоречива. Второй-третий слой повествования — почти не ощущаются. Когда герой в Детройте убивает какую-то женщину с винтовкой — все описано максимально подробно, возможно, есть намек на какою-то конкретную мисс или миссис. Однако для моего постороннего глаза всё слишком завуалировано. Так же нет никакой политической пропаганды для своих, когда вполне лояльным солдатам должны объяснять, а чего такого творится, что мы своих гражданских из пулеметов косим. Такое впечатление, что вкусного мяса в столовой достаточно для агитации солдаттенов.

Если автор и держит в кармане какую-то фигу, как-то недоволен современным американским обществом — это очень маленькая, почти миниатюрная фига.

Никаких проблем с роботами в боевых порядках войск (не завезли роботов), никаких сомнений насчет того, что если прогресс дальше пойдет, то людей целиком вытеснят машины. Из всей техники последних двух десятилетий — только слово «нейросеть» и толстый намек на конвертопланы.

Скорее автор добросовестно копирует взгляды десантников из любимого кино. А если заимствует детали из «Чужих», то какие там сомнения у ребят в бронежилетах и касках? Да никаких. Дерутся, умирают, выживают. Пусть Рипли думает...

Для героя набить морду сослуживцам в форме немного других оттенков — это радость.

Узнать, что твой сержант набила морду офицеру, но её не разжаловали и не вышвырнули из армии потому что имеет редкую награду? Это предмет для гордости.

Да, такие люди есть, их много. Но вокруг героя только такие как он персонажи. Без лишних вопросов.

Словом, эта вещь бесконечно далека от «Билла, героя галактики» или «Бравого солдата Швейка». Даже до «Мичмана Фландри» ей еще расти и расти.

Искать в ней надо не глубоких размышлений (возможно, автор оставил их на будущее, он уже цикл выдал, минимум из восьми текстов), а лишь повторного переживания ощущений от просмотра того же «Звездного десанта».

Если вы такого хотите — это ваша книга. Там хватает смачных эпизодов и ярких описаний. Накал событий не спадает. Ощущение принадлежности героя к воинскому коллективу — автору вполне удалось. Потому я так щедро отсыпал спойлеров: ну невозможно пересказать все эпизоды, а кроме них там очень мало интересного. И цикл вы потом купите — ради эпизодов.

Если нет — и начинать не надо.

Ссылка на страницу — https://fantlab.ru/work518121





1874
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение22 октября 2020 г. 14:52
Большое спасибо за рецензию!
Всё очень чётко, ясно и по делу — практически по-военному! ;-) — чтобы каждый мог определиться, надо ли ему это, вообще, читать. Хотя лично у меня были определённые сомнения ещё после «Счастливой тринашки».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 октября 2020 г. 15:12
:beer:
 


Ссылка на сообщение22 октября 2020 г. 19:58
Так по Клоосу не только 13ку сняли, еще же эпизод с оборотнями в армии и войной в афганистане. Выглядело достаточно необычно
 


Ссылка на сообщение22 октября 2020 г. 20:11
Это тоже по Клоосу? %-\ Как-то я этот момент упустил из виду.
К тому же я говорю именно про литературный первоисточник, а перевода на русский про оборотней мне не попадалось.
 


Ссылка на сообщение22 октября 2020 г. 20:20


Ссылка на сообщение22 октября 2020 г. 15:40

цитата beskarss78

Да, такие люди есть, их много. Но вокруг героя только такие как он персонажи.

Так, исходя из контекста романа, там других просто быть не может. По определению. На этом, собственно, и строится основной посыл книги. Другие просто не выживают, отсеиваясь еще на стадии учебки.

цитата beskarss78

Ощущение принадлежности героя к воинскому коллективу — автору вполне удалось.

Полностью согласен. Что является большой редкостью в творчестве современных авторов. В творчестве современных авторов, человек, берущий в руки ружье, тут же начинает отчаянно рефлексировать на самые различные темы. Причем до такой степени, что становится непонятным, для чего он вообще это ружье брал. В реальности, если такие люди и попадаются в действующей армии (кстати участвующей в активных военных действиях), то срок их жизни (в качестве солдат и вообще) крайне не долог.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 октября 2020 г. 15:53
«Так, исходя из контекста романа, там других просто быть не может.»

То есть в армии одни «служаки» ;) ? Нет. В армии не задают лишних вопросов? Задают. А уж анекдот про полковника, который говорит сыну, что полковником тот станет, а у генерала свой сын есть — не мной придуман.

Если почитать «Люди с чистой совестью» Вершигоры или «Живые и мертвые» Симонова — рефлексий там навалом.

Я человек гражданский и могу только со стороны посмотреть: воинское братство и рефлексии — две стороны одной медали. Чтобы армия жила без рефлексий она должна состоять из муравьев.
 


Ссылка на сообщение22 октября 2020 г. 16:29

цитата beskarss78

Я человек гражданский и могу только со стороны посмотреть: воинское братство и рефлексии — две стороны одной медали. Чтобы армия жила без рефлексий она должна состоять из муравьев.

Я не говорил, что рефлексии в армии нет вообще. Конечно же она в армии присутствует, как и в любом человеческом сообществе. Просто ее там по минимуму, относительно большинства сообществ. Причины понятны: члены этого сообщества берут в руки оружие, чтобы им пользоваться, то есть, чтобы убивать себе подобных.
Но тут собственно не про армию речь, а про роман. Произведений, где ГГ непрестанно рефлексирует по поводу и без повода, и так много. Хорошо это или плохо? Как по мне, должен быть разумный баланс. Роман Клооса такой баланс как раз и обеспечивает. Ну просто хочется вот иной раз почитать подобное.
А что до муравьев, то да — подмечено очень точно. Сделать из солдата муравья, живущего реалиями не личными а муравейника, — заветная мечта любой армии мира.
 


Ссылка на сообщение22 октября 2020 г. 16:39

цитата beskarss78

В армии не задают лишних вопросов? Задают.

В армии вредно задавать лишние вопросы :-))) Я как-то не могу себе представить рефлексирующего солдата или даже офицера. Такое бывает только в кино :-)))
 


Ссылка на сообщение22 октября 2020 г. 16:42

цитата bounty

Такое бывает только в кино

Ну или в романах. Нужен внутренний мир ГГ. А про то, как внутренний мир ГГ сузился (или наоборот — расширился) до ощущений муравья в муравейнике, читать не всем интересно.
 


Ссылка на сообщение22 октября 2020 г. 18:34

цитата avsergeev71

про то, как внутренний мир ГГ сузился (или наоборот — расширился) до ощущений муравья в муравейнике, читать не всем интересно.

А ведь так хочется иногда. Чтоб не про внутренний мир и любовь, а чтоб про тактику и стратегию, про «пожертвуем 10, чтоб спасти 100», чтоб как Вархаммер, но не так бездарно с точки зрения военного искусства.
 


Ссылка на сообщение22 октября 2020 г. 19:37

цитата ton-tan

А ведь так хочется иногда. Чтоб не про внутренний мир и любовь, а чтоб про тактику и стратегию, про «пожертвуем 10, чтоб спасти 100»

Согласен. :beer:
Муштра, казарма, оружие, сражения ...
Вынос башки и никакой рефлексии!
 


Ссылка на сообщение25 октября 2020 г. 12:53
Видно, что вы не служили и находитесь в плену штампов. Про рефлексию есть очень прикольное: После ВМВ американцы постепенно перемещали своих на Родину, домой. И доучивали тех, кто ждет транспорта, чтобы было чем людям заняться. И был дан выбор класса: обучиться на сантехника, стоматолога, еще-кого-то и курсы по философии (на всякий случай). ОЧень удивились, когда на философию было максимум людей. Почему? Люди только прошли войну, убивали и теряли товарищей. И таких людей интересовали глобальные вопросы))) Исторический факт(
 


Ссылка на сообщение25 октября 2020 г. 17:17

цитата ILRebrov

ОЧень удивились, когда на философию было максимум людей. Почему?

Как мне кажется, вы путаете рефлексию и философию.
После того, как выпустил автомат из рук — хоть на кафедру философии. А пока автомат в руках, изволь из него стрелять, а не рефлексировать.
А что до американцев, то они — вояки еще те. Наверное, слишком много рефлексируют. Автор, если что, — немец, живущий в Америке.
Впрочем, здесь разговор про конкретную книгу. Она либо нравится, либо нет. Никто здесь ни кому и ни чего не докажет.
 


Ссылка на сообщение25 октября 2020 г. 17:40
«А сколько раз и какими только словами мы не проклинали себя за то, что у нас нет то того, то этого! И до сих пор еще многого нет! И до сих пор, когда начинаешь думать, не понимаешь: как это могло случиться? Я еще учился в школе, когда наши радиолюбители первыми поймали SOS с дирижабля Нобиле. А у меня в батальоне до сих пор нет подвижной рации. И сколько посыльных погибло на моих глазах из-за того, что у нас не хватало самой обыкновенной телефонной связи, из-за того, что у нас огромные телефонные катушки и нужно тащить их вдвоем, и провод толстый, тяжелый, и чтобы связь работала как следует, нужно ее тянуть в два провода. И этого провода всегда не хватает... А фашист, сволочь, бежит и крутит маленькую катушку, и на ней проводок, тонкий-тонкий. А нам на чем только не приходилось ставить связь из-за того, что не хватало провода, даже на колючей проволоке ставили...

У меня лопается голова, когда бывает время думать над тем, как все это могло случиться. Значит, что-то было не так еще до войны, и не я один об этом думаю, а думают почти все. И те, которые иногда говорят, и те, которые никогда не говорят об этом. Наверное, я не все понимаю, даже безусловно. Иначе и не может быть. Но я все равно понимаю, что мы до войны чего-то не понимали. И я думаю о том, как же все будет после войны.»

К. Симонов «Живые и мертвые»
 


Ссылка на сообщение25 октября 2020 г. 18:35
«У меня, когда я был на западе Америки уже один, без Эренбурга, как-то спросили на пресс-конференции, читал ли я книгу Троцкого, в которой он излагает биографию Сталина? Я ответил, что нет, не читал. Тогда спросили, хотел бы я её прочесть, эту книгу? Я сказал, что нет, не испытываю такого желания, потому что книги подобного сорта меня не интересуют. Тогда меня спросили, что я подразумеваю под «книгами такого сорта». Я ответил, что это те неспортивные книги, в которых человек, получивший нокаут и проигравший матч на первенство, начинает подробно описывать, как именно он его проиграл, и жалуется на происшедшее с ним.»
К.Симонов «Глазами человека моего поколения». ;-)
 


Ссылка на сообщение26 октября 2020 г. 10:06

цитата ILRebrov

Видно, что вы не служили и находитесь в плену штампов.

Если я правильно понял, то это ответ мне. Так вот, вы наверное разочаруетесь в своей проницательности, но я служил в нашей российской армии один год, проходил срочную службу. Могу вам точно сказать, что если солдаты начинают слишком много думать, значит им нечем заняться. Поверьте человеку, который подметал плац ломом и натирал колеса Камаза гуталином :-))) Разве что траву красить не приходилось. После армии я восстановился в институте и дописал диплом, но это было уже после армии, понимаете? А в самой армии нет места рефлексии и размышлениям.


Ссылка на сообщение23 октября 2020 г. 09:45
Странный эффект от отзыва. Вроде понятно, что в нём не о книге, а об авторе отзыва рассказывается, но тем не менее желание прочесть «Сроки службы» отбило.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 октября 2020 г. 10:55

цитата клин1998

Странный эффект от отзыва.

Почему же странный?
Насколько я понял, автор отзыва не в восторге от книги и рекомендует ее к прочтению только при соблюдении ряда условий:

цитата beskarss78

Если вы такого хотите — это ваша книга.

цитата beskarss78

Если нет — и начинать не надо.


Добавлю чуток от себя.
В принципе, я во многом согласен с beskarss78. Роман довольно специфичен, тем более, «в наше интересное время». То, чего ищет большинство читателей в произведениях подобной тематики, они здесь не найдут. Поэтому, чтобы не было разочарования от впустую потраченных деньгах и времени, лучше и не начинать.
Но в то же время, роман просто находка для тех, кто хочет почитать про армию как она есть. Без лишней рефлексии, попастраданий и розовых соплей. Да, таких меньшинство, и пишут для этой группы весьма редко. Тем более ценен для них данный роман.


Ссылка на сообщение25 октября 2020 г. 22:28
Нужно различать военную литературу от антивоенной. Это как «На западном фронте без перемен» и «В стальных грозах». Книги как бы про одно и то же, но взгляд и подача совершенно разные.

Вот Клоос это не про «...без перемен», это про «..грозы»)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 октября 2020 г. 22:46
Именно так

«Сроки службы» — это почти полное противоречие «Бесконечной войне» Холдемана.


Ссылка на сообщение16 ноября 2020 г. 16:31
Самая большая проблема книги, на мой взгляд, это то, что в ней есть источники потенциально интересных конфликтов, но этим источникам не дают никакого развития. Ну вот например те же карательные операции, в которые отправляют Эндрю — это ж такой источник личностного конфликта, это ж такое интересное развитие персонажа — ну я бы с удовольствием бы почитал, что творится в голове у человека, который еще вчера жил в толпе таких же, а теперь гасит их со всех стволов. Может, он так хочет отыграться за свое прошлое, может он их презирает, может ему страшно? Герой же должен что-то чувствовать — но проблема в том, что герою пофиг. И так всю книгу. А если герою пофиг — то почему мне должно быть не пофиг? Может, конечно, в реальной жизни все так и есть, но увольте — я же не производственный роман про наших срочников читаю, а боевую, блин, фантастику.
С точки зрения военной фантастики здесь тоже ловить нечего, на самом деле. Военщина тут очень схематичная, а фантастики вообще нет. Даже крузовского оружейного порно не привезли — никогда не думал, что оно будет уместным, но тут бы не помешало.
Сеттинг вообще даже не обрисован, а набросан, причем так пунктирно, будто для сетевого шутера.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 ноября 2020 г. 17:02
Увы, да.

При минимальных исправления автор мог бы превратить героя либо в человека, которому совесть не позволяет стрелять в своих соседей, либо в проныру, который понимает, что на Земле с такими раскладами делать нечего, его рано или поздно грохнут подпольщики или он сам так замажется в крови, что его сольет начальство. А на периферии социальные конфликты так не заострены, можно вырулить.


⇑ Наверх