Фильмы «Падение черного ястреба» и «Звездный десант» — это два источника и обе составляющих этой книги.
Текст это что-то среднее между новеллизацией и фан-сервисом по фильмам.
.
Пункт раз: безнадега и реденькая нищета американских мегаполисов будущего. Герой таки поступает в армию. Кроме матери, которую он уже скорее жалеет, чем любит — ничего хорошего за спиной.
Пункт два: учебка. Сумма фильмов про американскую контрактную армию 80-90-х, только вместо М-16 — винтовка М-66. И «Звездный десант», понятное дело — у героя появляется любовь.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Пункт четыре: «Падение черного ястреба» в Детройте. Герой работает как автомат — кого-то из сослуживцев растерзала толпа, ну так очередями её. Откуда-то взялись тяжелые пулеметы и сбили вертолет. Надо пробиться к вертолету и обратно, разрушив по дороге несколько зданий с их обитателями. Может быть у героя появится какая-то рефлексия? Сомнения? Вопросы? Хотя бы в госпитале? Вдруг другой такой же солдаттен его мамочку застрелит? Нет, не появились. Только стало ясно, что на гражданку он не вернется.
Пункт пять: в госпитале разыгрывает штампованная драма «хороший командир прикрывает бойца от армейских и политических следаков». Герой решает свалить с Земли и перевестись во флот. И таки его переводят.
Пункт шесть: новая учебка, везение + хитрость, и вот он уже на космическом корабле, где служит его девушка.
Пункт семь: у дальней планеты, которую почти закончили терраформировать — какая-то фигня. Еле удается спастись с корабля (он и она — сила и ум, смекалка и навыки), падают рядом со станцией терраформирования. А тут какие-то чужие, только не из яиц, а здоровенные, как бронтозавры, её уже сносить хотят. Звездный десант стреляет в них из ДШК и «джавелинов» — кого-то убивают, но приходиться прятаться в подвале-убежище. И тут радио оживает на прием — флот на орбите! Герои и героиня пробиваются к небольшому кораблю, дают сигнал бедствия, наводят штурмовики на бронтозавров.
Пункт восемь: герой и героиня получают разные назначения, но теперь они душою вместе навсегда — а впереди еще столько лет войны...
.
«Сроки службы» — это почти полное противоречие «Бесконечной войне» Холдемана. Если там герой переживает внутренний кризис, и обретает критический взгляд на вещи, то здесь — страшные испытания не открывают никаких врат сомнения, а превращают человека в стандартного легионера III-го века нашей эры. Связи с обществом он уже не чувствует. А вот армия это его дом, семья, смысл жизни и действия. Да и армии уже плевать на гражданских. Расстреливать бунтовщиков на Балканах или в своих мегаполисах — один черт расстреливать. А до политики, когда будут ставить нового императора — герой еще дорастет.
Можно ли считать это авторским расчетом — или всего лишь побочным эффектом?
Описанная структура мира весьма противоречива. Второй-третий слой повествования — почти не ощущаются. Когда герой в Детройте убивает какую-то женщину с винтовкой — все описано максимально подробно, возможно, есть намек на какою-то конкретную мисс или миссис. Однако для моего постороннего глаза всё слишком завуалировано. Так же нет никакой политической пропаганды для своих, когда вполне лояльным солдатам должны объяснять, а чего такого творится, что мы своих гражданских из пулеметов косим. Такое впечатление, что вкусного мяса в столовой достаточно для агитации солдаттенов.
Если автор и держит в кармане какую-то фигу, как-то недоволен современным американским обществом — это очень маленькая, почти миниатюрная фига.
Никаких проблем с роботами в боевых порядках войск (не завезли роботов), никаких сомнений насчет того, что если прогресс дальше пойдет, то людей целиком вытеснят машины. Из всей техники последних двух десятилетий — только слово «нейросеть» и толстый намек на конвертопланы.
Скорее автор добросовестно копирует взгляды десантников из любимого кино. А если заимствует детали из «Чужих», то какие там сомнения у ребят в бронежилетах и касках? Да никаких. Дерутся, умирают, выживают. Пусть Рипли думает...
Для героя набить морду сослуживцам в форме немного других оттенков — это радость.
Узнать, что твой сержант набила морду офицеру, но её не разжаловали и не вышвырнули из армии потому что имеет редкую награду? Это предмет для гордости.
Да, такие люди есть, их много. Но вокруг героя только такие как он персонажи. Без лишних вопросов.
Словом, эта вещь бесконечно далека от «Билла, героя галактики» или «Бравого солдата Швейка». Даже до «Мичмана Фландри» ей еще расти и расти.
Искать в ней надо не глубоких размышлений (возможно, автор оставил их на будущее, он уже цикл выдал, минимум из восьми текстов), а лишь повторного переживания ощущений от просмотра того же «Звездного десанта».
Если вы такого хотите — это ваша книга. Там хватает смачных эпизодов и ярких описаний. Накал событий не спадает. Ощущение принадлежности героя к воинскому коллективу — автору вполне удалось. Потому я так щедро отсыпал спойлеров: ну невозможно пересказать все эпизоды, а кроме них там очень мало интересного. И цикл вы потом купите — ради эпизодов.
Если нет — и начинать не надо.
Ссылка на страницу — https://fantlab.ru/work518121