Евгений Красницкий. Отрок. Бешеный лис.
Евгений Красницкий. Отрок. Покорённая сила.
Опубликовано в «Реальности фантастики» №08-09(60-61)2008
Роман Евгения Красницкого «Отрок» ещё не успел выйти полностью (три выпущенные книги содержат шесть с хвостиком частей недописанного пока романа и ни в коей мере не являются самостоятельными произведениями), как уже вызвал достаточно активную реакцию читателей и тех, кто «сам не читал, но…». Книги активно рекомендуют и обсуждают в сети, на что, в принципе, можно было бы не обращать внимания, поскольку такие вещи в рамках литературного груминга (© В.Пузий) происходят там постоянно. Но, в своём докладе на «Звёздном мосту», роман отметил и назвал интересным даже Андрей Валентинов, «ласковое» отношение которого к большинству альтернативно-исторических опусов юных и не очень дарований хорошо известно.
Может быть, дело в выдающихся литературных качествах романа, особой изысканности слога, гармоничности композиции, тонком психологизме? Отнюдь. С литературной точки зрения роману присущи практически все недостатки, свойственные произведениям начинающих авторов. Язык, показывающий, что автору гораздо привычней писать научные статьи, чем литературные произведения, излишне подробные, местами, описания, сугубая функциональность персонажей, список можно продолжить.
Возможно, автор придумал какое-то небывалое фантастическое допущение? Нет, герой романа очередной «наш в Хроносе» – «засланец» из 21 в 12 век (кстати, в авторском варианте роман так и называется «Отрок 21-12»). Правда, «засланец» непривычный: «не десантник-спецназовец, способный пачками повергать супостатов голыми руками, не химик-физик-инженер, готовый пришпорить технический прогресс на страх врагам и на радость себе любимому, а обычный в общем-то человек, имеющий «за душой» только знание теории управления да достаточно богатый жизненный опыт». Да ещё и попадает герой в прошлое не во всей красе атлета с гранатомётом на плече, а вселяется в тело «подростка из припятской лесной глухомани».
Единственный бонус – подростка в семье профессионального военного, отставного сотника, что даёт герою лучшие стартовые возможности по сравнению с крестьянскими детьми. Но ведь эти возможности надо ещё реализовать. И герой, в чертах которого явственно проглядывает сам автор «человек, родившийся при сталинском тоталитаризме, росший при хрущевском волюнтаризме, мужавший в брежневском застое и переживший в зрелые годы горбачевскую перестройку и ельцинские кунштюки», опираясь лишь на свои знания и опыт, начинает анализировать обстановку, ставить задачи и искать пути их решения. Действует, ошибается, анализирует ошибки, ставит новые задачи и т.д. Всё это сопровождается продолжительными размышлениями героя о закономерностях исторического процесса, экскурсами в теорию организации и управления, теоретическим анализом принимаемых решений и их последствий etc.
Этой изобильностью размышлений и отступлений роман явственно напоминает ту воспитательно-просветительскую, научную, в прямом смысле, фантастику, о гибели которой так много говорят сегодня. Да это, собственно, и есть научная фантастика. Научная фантастика постиндустриального мира. Мира, в котором на первое место, потеснив физику, химию и технику, выдвинулись социальные науки и технологии. И цель у неё та же, что и у классической НФ – дать читателю, в первую очередь – молодому, представление о современном состоянии и перспективах развития наиболее важных для общества на данный момент наук, и показать возможности и вероятные последствия применения их результатов. Задача актуальная, ведь, несмотря на всеобщую убеждённость наших современников в том, что они прекрасно разбираются в управлении, понимание его реальных механизмов большинством даже образованных людей вполне сравнимо с понимаем термодинамики крестьянами девятнадцатого века, впервые увидевшими паровоз.
При таком объёме научно-популярных отступлений, роман мог бы получиться скучным. Особенно если учесть, что цель, поставленная перед собой героем, слишком приземлённа для сложившегося стереотипа «засланца». Никакого тебе разгрома всех врагов и построения за два года прозревшими массами идеального общества. Императорский трон или хотя бы женитьба на принцессе тоже не предусматривается. Герой, зная о грядущих нашествиях с востока и запада, всего лишь хочет организовать способное противостоять им княжество, построенное на прогрессивных для времён раннего феодализма принципах. И в первых книгах практически не выходит за рамки собственной семьи и села. Да и гранатомёта, как уже было сказано, у него нет…
Однако читается книга с интересом, да и в серию «Фантастический боевик» роман попал не совсем без причин. Герою в ходе решения встающих на пути к цели задач приходится то и дело попадать в переделки, живым из которых он выходит лишь благодаря постоянным тренировкам, усилиям местных целителей, да ещё, похоже, знанию того, что жизни ему отмерено пятьдесят шесть лет. Кстати, в конце третьей книги герою нет ещё и четырнадцати, так что можно предположить, что автор задумал большой цикл и за «Отроком» последуют другие романы.
В ближней же перспективе нас ожидает выход четвёртой книги «Отрока», но, право, вовсе не нужно ожидать этого события, чтобы прочитать первых три. Они того стоят.