Период второй половине 1990-х гг. показывает, насколько прочной оказалась идейная платформа у советских журналов. Они не принимают западные шаблоны, пытаются сохранить собственные культурные традиции. Старые мастера советской школы продолжают задавать тон, хотя вкусы читателей упрощаются. «Весёлые картинки» как и «Мурзилка» в этот период выглядят не очень современными, но пережили ведь они первого молодого конкурента — журнал «Трамвай» (1990-1991, 1993-1995).
Я по-прежнему ограничиваюсь только портретами Незнайки, которые разные художники рисуют в журнале. Период второй половины 1990-х гг. целесообразно посмотреть по тем направлениям, которые формировали отдельные художники, определяющие лицо журнала. Это и была борьба тенденций за облик «Весёлых картинок» в новое время.
Неожиданно большим оказался объём материала — благодаря комиксам с Незнайкой в исполнении Е.Милутки. Поэтому для начала представлены только два года: 1995 и 1996.
Милутка продолжает выдавать на гора комиксы с участием клуба весёлых человечков. В них всегда настоящая интрига, напряжённый сюжет (приводятся фрагменты комиксов)
1) Историческая тема — допетровская Москва.
2) Железные утюги и жирные котяры.
3) Новые персонажи (Ронгуля-Мракокуля), попытка заменить имя Дюймовочке на Синеглазку. У Незнайки отличительным признаком речи становится «Я не знаю...». Простенько, но при постоянном повторении в самых разных ситуациях смешно.
4) Сырое мясо, пальмовое вино... Самолёт с сюрпризом (похоже на теракт)...
Безнадёжную борьбу с засильем Милутки ведёт И.Савина. Она даёт образцы малышовских комиксов. В её рисунках: полёты на Луну и игры с лунозавриками, ласковыми как котята (приводятся фрагменты комиксов).
Многофигурные композиции рисует известный иллюстратор Р.Варшамов (он в это время главред журнала). Исторические темы — путешествие в допетровскую Москву и к одной из русских императриц. Задание — найти весёлых человечков. Лупоглазенький Незнайка (которого по-прежнему опознают по шляпе) на обоих композициях находится в нижней правой четверти.
В картинках новых непоименованных художников — пока ещё привычный средний уровень. Разве что ухмылка Незнайки становится как у гопника...
Милутка наращивает своё присутствие в журнале.
1) Сумчатые коровы и человек-арбуз.
2) Синдбад любит крошечную женщину, а Незнайка выловил подводную лодку.
3) Незнайка-обманщик: полиглот и шахматист
4) Пираты и Змей Горыныч.
5) Котовья муза для мыша.
6) Милутка, будучи всё же карикатуристом для взрослых, вводит актуальные сатирические темы в малышовский журнал. Вот выборы президента 1996 года: между Карабасом и Змеем Горынычем. А вот нувориш: нищий котяра, поднявшийся на альтруизме наивных идеалистов — весёлых человечков.
7) В своём жанре Милутка бесподобен и незаменим. Но заносит его иногда. Вот уж совсем абсурдистская история в новогоднем номере (декабрь 1996 г.): Ноев ковчег и «Капитал» Маркса (приводится полностью).
Обращение Незнайки к весёлым человечкам: «Братья и сёстры!..»(библейско-сталинское). А «Капитал» Незнайке вручает пролетарий Петрушка как альтернативу Библии (хотя и прикрывается словами, что это книга про то, как стать миллионером). Милутка своей политической ориентации не скрывает.
Ну что может противопоставить такому напору И.Савина — одинокий борец за малышовские комиксы?
1) История про шляпку.
2) А вот вроде бы и злободневное для 1996 года: «Как нам не хватает профессионалов». Но это про то, что детям надо учиться.
Нет, таким комиксами нам Милутку не забороть.
1) Из старой (уже старой!) команды печатается изредка А.Соколов.
2) И внезапно: рисунок Тэнно Соостера (сына легендарного Юло Соостера).
1) Судя по подписи, этого Незнайку нарисовал С.Тюнин — современный раскрученный карикатурист. Нельзя отказать этому художнику в профессионализме.
2) Подписанная картинка художника А.Астрецова
3) Проходные изображения Незнайки неназванных художников