СССР, 1966, 95 мин.
Реж. Валентин Виноградов
В ролях Регимантас Адомайтис, Викторас Плютс, Людмила Абрамова, Валентина Асланова, Глеб Глебов, Елена Рысина, Борис Марков, Владимир Кашпур, Николай Барабанов, Бронюс Бабкаускас, Волдемар Акуратерс, Валентина Титова, Николай Трусов
Военная драма
Моя оценка 6.5 (неплохо)
Производство «Беларусьфильм»
Скажем так, это то, чего я не ожидал увидеть. Весьма необычный фильм о подпольщиках Великой отечественной войны.
В принципе, что можно было снимать о подполье — «Подпольный обком действует», «Их знали только в лицо».
Формально, это о том же, НО...Как это снято. Временами напоминает неонуары, временами новую волну.
А так тематика обычная подпольщики, провокаторы, гестапо, уничтожение еврейского гетто.
Один из руководителей подполья Дубовик попал в руки немцев. Они объявили, что он «перешел на сторону Великой Германии» и от других ждут того же.
В советских фильмах все было однозначно, здесь нет. Здесь как и во многих фильмах «новой волны» нет героев, то есть нет однозначности и однозначных героев.
Женщина живет с полицаем просто потому, что ее ребенку надо кушать, а у полицая есть деньги и паек.
Евреи не хотят бежать из гетто. Известный ученый считает, что немцам экономически невыгодно просто истребить евреев.
А уж дискуссия о современном искусстве между скульптором и полковником СС вообще что-то запредельное.
«А ты красива. Особенно хороша, когда стоишь под душем, и струйки воды сбегают с твоей кожи». — нехарактерно для советских фильмов о войне
Героиня подпольщица читает рукописный сонник — в других картинах просто невозможно.
В сцене убийства евреев в реке звучит молитва на иврите.
Актерский состав. Снял картину Валентин Виноградов, несколько картин которого были положены на полку.
В фильме снялись звезды и известные актеры Регимантас Адомайтис (Петр Лобач), жена Владимира Высоцкого в то время Людмила Абрамова (Лена), Глеб Глебов (Зязюля) («Улица младшего сына», «Одиночество»), Валентина Титова (Людмила), Владимир Кашпур (Константин), Бронюс Бабкаускас (Франц Сергеевич) («Письма к живым», «Никто не хотел умирать»), уроженец Бразилии Волдемар Акуратерс («Мертвый сезон», «Слуги Дьявола», «Последнее дело комиссара Берлаха»), Иван Матвеев (подпольщик) («Александр Пархоменко», «Трембита», «Адъютант его превосходительства», «Сердце Бонивура», «Старая крепость»), Виктор Уральский (Титов), Галина Макарова, Павел Кормунин (подпольщик)(«Криницы», «В лазоревой степи», «Руины стреляют»).
Почему смотреть стоит (плюсы). Фильм явление уникальное. Просто то, чего не может быть.
Картина была сделана по заказу Петра Машерова, руководителя Белоруссии и бывшего партизана, который хотел, чтобы сделали картину в стиле югославского партизанского кино, только про белорусов.
Авторы опирались на свидетельства участников событий.
Но такой подход советскому руководству не понравился.
Фильм пролежал два года на полке, в 1968 вышел в ограниченный прокат, но почти сразу был окончательно снят.
На кинофестивале в Кишиневе в 1967 фильм заклеймлен как антихудожественный и снят с показа.
Фильм обвинялся во многом, вплоть до «эстетизации насилия».
Итог. Очень необычный фильм о войне.