Этот роман я прочел, во-первых, потому что это роман об ученых ( а я этой темой сейчас интересуюсь), а во-вторых, опять же потому что Д.Л. Быков включил его в свой список 100 главных произведений русской литературы ХХ века и написал, что когда он вышел, то сразу стал сенсацией — причем не только из-за содержания, но и из-за удивления, что хороший роман написан писателем второго сорта- писателем про моряков, автором пьесы «Офицер флота». Однако, если взглянуть на биографию Крона, то все не так просто. Да, во время войны этот молодой филолог и драматург был на Балтийском флоте журналистом и политработником, не удивительно, что стал писателем про моряков. Однако примерно к началу 1960-х он писать практически перестал. При этом он был преподавателем Литературного института и, видимо копил «бэкграунд» — чтобы к 1977 году разразиться настоящим opus magnum.
Это не просто роман об ученых, это из тех имевших место в позднее советское время философских романов которые — как у Леонова или Айтматова – пытаются вообще презентовать мировоззрение писателя и панорамным способом рассказать, что он думает о мире, обществе и окружающих людях, в известной степени это книга жанра «всё о жизни». Роман написан от имени чрезвычайно рефлексивного персонажа — которому его рефлексии и муки совести не дают спать, и вот он ночью пишет этот текст.
Разумеется эта философия не «под Канта», а в лучшем случае «под Монтеня», философия житейских наблюдения и моральных раздумий, Крон легко переходит к чисто умозрительными рассуждениями, то о том, что значит гордость в человеческой жизни, то о том, возможен ли в СССР нормальный сервис. Текст интеллектуально амбициозен и плотно наполнен обобщениями, сверх сюжета имеется множество портретов побочных персонажей и их историй.
В романе четыре части, в первой рассказывается про дела в научном институте, во второй описываются взаимоотношения главного героя с жильцами его дома, комбинатом добрых услуг, завмагом и управдомом, в третьей описывается поездка главного героя в Париж, в четвертой – его поездка в отдаленный заповедник, где трудятся бывшие сотрудники института, изгнанные из него в годы лысенковщины — причем там же работает директором и их гонитель, которого тоже выгнали из института после того, как лысенковщина завершилась. Разумеется тут мы имеем дело в традиционным для советской литературе о науке фигурой «лжеученого-карьериста», но любопытно, что по концепции автора его выпестовали главные, положительные герои для того, чтобы он брал на себя неприятные функции — например проведение политический кампаний.
Примечательно, что главные герои «Бессонницы» — научная элита, которая ездит в Париж и держит домработниц, это предает роману особое измерение — взаимоотношение «барина» с рядовыми людьми – но в то же время, сглаживая все бытовые вопросы, позволяет героям, как помещикам, думать лишь о главном и вечном.
Как ученый главный герой занимается физиологией старения, и это дает его рефлексиям еще одну тему — смотреть, что же людей преждевременно старит.
Я полагаю, что роман может понравиться тем кому, нравится Маканин и Леонов.