В Березин Путевые


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kkk72» > В. Березин. Путевые знаки
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

В. Березин. Путевые знаки

Статья написана 30 января 2010 г. 22:27

http://www.fantlab.ru/images/editions/big/40905" align=right style='margin-left:10px; max-width:600px'>

Давненько я, как читатель, не стоял перед столь неоднозначным выбором: читать или не читать.

Итак, читательская задача. Дано:

1. В свое время я полистал книгу Глуховского «Метро 2033», пришел к выводу, что это — достаточно стандартный боевик и решил не тратить на нее свое время. С тех пор свое мнение я не изменил и читать Глуховского не собираюсь.

2. Владимир Березин (не путайте с однофамильцем Федором) — один из самых необычных отечественных фантастов. Его странные, наполненные аллюзиями, необычными образами, не слишком богатые действием, но написанные в необычном стиле, рассказы очень специфичны, но мне многие из них нравится.

3. Я не люблю «проекты», считаю их литературой второго сорта, а в ряде случаев откровенной халтурой и «заколачиванием бабок», и в явном большинстве случаев просто их игнорирую.

4. В проекте «Метро 2033» помимо Березина, выйдет книга еще одного автора, находящегося в зоне моего пристального внимания — Шимуна Врочека.

5. Первые оценки и отзывы на Фантлабе на книгу Березина негативны. Правда, среди прочитавших книгу нет ни одного моего единомышленника.

6. Роман Березина вызвал живую дискуссию среди писателей и читателей фантастики. Мнения резко разделились.

7. Объем книги — всего 260 страниц, издана она в мягкой обложке, а цена на нее весьма высока.

8. В одном из харьковских магазинов с достаточно честными ценами обнаружилась распродажа с 20% скидками.

Так что в этот раз я оказался в положении игрока в покер. У меня на руках четверка (мое отношение к проекту в целом) и джокер (непредсказуемый талант Березина). И все же после долгих раздумий вступаю в игру, сделав ставочку в 200 рублей.

А теперь посмотрим, что же мне в итоге пришло.

Первая карта — тройка. Да-да, тот читатель, который хотел прочесть крепкий динамичный боевичок, несомненно будет жестоко разочарован и обманут. В этом качестве роман Березина совершенно не смотрится. Множество размышлений главного героя, отсутствие динамичного сюжета, всего несколько перестрелок за весь роман. И пусть вас не обманут валяющиеся тут и там скелеты, слоняющиеся без дела причудливые монстры, постоянные упомнинания радиационного фона и даже людоед (одна штука).  Для Березина это всего лишь антураж, причем не боевика, а чего-то совсем другого.

Вторая карта — двойка. Хотя книгу Глуховского я лишь бегло пролистал, этого достаточно, чтобы понять: мир Березина совершенно не совпадает с миром Глуховского. Пусть Березин и пытался давать подробные ссылки на роман Глуховского, упоминал происходящие в нем события и описывал порядки, царящие на разных станциях московского метро, очевидно, что в мире после ядерной катастрофы совершенно невозможны ни полеты на случайно сохранившемся самолете, ни прогулки по Питеру, ни разномастные колонии успешно выживших под открытым небом. Сам дух, атмосфера «Путевых знаков» совершенно другие. Так что подражателя крепенькому боевичку из Березина не вышло.

Третья карта — король. А что же получилось у автора? Не могу не процитировать Борхеса:

цитата

Историй всего четыре. Одна, самая старая — об укрепленном городе, который штурмуют и обороняют герои...

Вторая, связанная с первой, — о возвращении. Об Улиссе, после десяти лет скитаний по грозным морям и остановок на зачарованных островах приплывшем к родной Итаке, и о северных богах, вслед за уничтожением земли видящих, как она, зеленея и лучась, вновь восстает из моря, и находящих в траве шахматные фигуры, которыми сражались накануне.

Третья история — о поиске. Можно считать ее вариантом предыдущей. Это Ясон, плывущий за золотым руном, и тридцать персидских птиц, пересекающих горы и моря, чтобы увидеть лик своего бога — Симурга, который есть каждая из них и все они разом. В прошлом любое начинание завершалось удачей. Один герой похищал в итоге золотые яблоки, другому в итоге удавалось захватить Грааль. Теперь поиски обречены на провал. Капитан Ахав попадает в кита, но кит его все-таки уничтожает; героев Джеймса и Кафки может ждать только поражение. Мы так бедны отвагой и верой, что видим в счастливом конце лишь грубо сфабрикованное потворство массовым вкусам. Мы не способны верить в рай и еще меньше — в ад.

Последняя история — о самоубийстве бога. Атис во Фригии калечит и убивает себя; Один жертвует собой Одину, самому себе, девять дней вися на дереве, пригвожденный копьем; Христа распинают римские легионеры.

Историй всего четыре. И сколько бы времени нам ни осталось, мы будем пересказывать их — в том или ином виде.

Вот именно второй и третий сюжеты сильнее всего ощущаются в этой странной, наполненной образами и символами книги. Главный герой романа и впрямь напоминает то ли рыцаря, взыскующего некий таинственный, ему самому непонятный Грааль, то ли Одиссея, стремящегося все же добраться до родного островка сквозь все тяготы и опасности пути. Его путь наполнен не столько приключениями тела, сколько приключениями  духа, становлением и изменением его личности. различные события и сны выступают в роли неких мистических символов, «путевых знаков», по которым герой определяет правильность своих действий и поступков, свое приближение или удаление от цели. В этот странный поход отправляются четверо, и у каждого из них своя цель, но кто из них сможет вернуться назад? Весь роман построен на туманных намеках, на необычных образах, на странных аллюзиях. Не уверен, что мне удалось в полной мере понять все намеки автора и разгадать все его загадки, вникнуть в скрытый смысл всех эпизодов.

Четвертая карта — валет. Знаете, как приятно читать книги человека, который в детстве любил и читал то же, что и ты? Как интересно выискивать в тексте намеки, шутки, аллюзии на самые разные книги, фильмы, песни и даже анекдоты? Как же я веселился, обнаружив таинственное божество Ежик с пашен, живущее в болотах Как стучал себя по лбу, пытаясь вспомнить, откуда мне так знакомо выражение «поросячий слюнтяй». Как я не смог сдержать улыбку при виде фразы: «эльфы были на свободе и с таким счастьем». Будда и Толкиен, Сталин и мушкетеры, Одиссей и собаки Павлова — все это замешано в такой странный клубок, что копаться в нем было немалым удовольствием. Одни названия глав и эпиграфы могут дать богатый материал для размышления.

Пятая карта — дама. Достаточно жесткий по сюжету роман периодически оказывается на удивление лиричен. Уже первое же развернутое отступление — воспоминание героя о своем отце и о их совместном полете — просто-таки зацепило. Несмотря на все испытания, в душе героя всегда находится достаточно места для любви. Любви к женщине, с которой его разлучила судьба, и любви к отцу, которого он не видел долгие годы. В некоторые эпизоды автор действительно вложил частичку своей души, и это не может оставить равнодушным.

Итоговый расклад получился очень странным. Джокер, король, дама, валет, четверка, тройка и двойка. Эх, вместо одной бы слабой карты туза или десятку — и был бы ройал-флэш, сильнейшая комбинация в игре. А так приходится ограничиться парой королей. Неплохо, но могло быть гораздо лучше.

Роман Березина получился чудовищно неровным. Очень сильные эпизоды чередуются в нем со страницами совершенно пустого текста. Я рад, что автор не стал слепо копировать текст и Вселенную Глуховского, а создал совершенно самостоятельное и очень незаурядное произведение. Но та дань первоисточнику, которую пришлось отдать Березину для того, чтобы его роман все же как-то соответствовал серии, явно ослабило «Путевые знаки». К тому же у книги есть все шансы остаться незамеченной своей целевой аудиторией и быть раскритикованной любителями фантастического боевика.

Из всего прочитанного мной за последнее время роман Березина ближе всего ко второй части  «Малой Глуше» Галиной — безумное путешествие по стране мертвых в поисках смысла жизни. Если вы любите подобную нестандартную литературу — обратите внимание на этот роман. Тем же, кто ценит динамичное действие и насыщенный приключениями сюжет, лучше прочесть что-то другое.





195
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение30 января 2010 г. 23:18
Спасибо! Книгу Глуховского я читал, поэтому знаком с миром московского метро-2033, теперь пожалуй обращу внимание на мир метро-2033 Питера.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 января 2010 г. 23:21
Обратите внимание, она написана совсем в другом стиле
 


Ссылка на сообщение30 января 2010 г. 23:28
То что она написана по-другому как раз и заинтересовало, поэтому, пожалуй, прочту. Еще раз спасибо за рецензию.


Ссылка на сообщение30 января 2010 г. 23:31
Судя по тому, что я слышала о В.Березине (а слышала я восторги Караваева), нефиг ему вообще было связываться с опусами Глуховского. Но его (Березина!) интересную прозу не издадут без этого дурацкого брэнда.

цитата kkk72

подражателя крепенькому боевичку из Березина не вышло.
Вот если бы вышло — это был бы кошмар.
А там вообще не сильно много этого... глухометро?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 января 2010 г. 23:37

цитата Veronika

Судя по тому, что я слышала о В.Березине (а слышала я восторги Караваева), нефиг ему вообще было связываться с опусами Глуховского.

А что, технично получилось. И написал то, что сам хотел, и денег подзаработал:-)))

цитата Veronika

Но его (Березина!) интересную прозу не издадут без этого дурацкого брэнда.
Да, сборничек рассказов Березина я бы купил, не задумываясь.

цитата Veronika

А там вообще не сильно много этого... глухометро?

Кусками, честно говоря.
 


Ссылка на сообщение31 января 2010 г. 01:55
Его, В.Березина, интересную прозу вполне издают. И в «толстяках», и в профильных журналах, и в антологиях -- полно. А без «проекта» фиг бы он когда-нибудь фантастический роман написал. Так что Глуховскому -- кланяться в ножки. Подкинул непыльную халтурку хорошему человеку.
 


Ссылка на сообщение31 января 2010 г. 10:09
Глядишь, после «Путевых знаков» издадаут и его сборник рассказов. Хотя думаю, что Путевые знаки будут продаваться плохо.
 


Ссылка на сообщение31 января 2010 г. 20:12

цитата vvladimirsky

В.Березина, интересную прозу вполне издают. И в «толстяках», и в профильных журналах, и в антологиях -- полно.
А просто нормальный авторский сборник??? Где один В.Березин и никаких проектов???

цитата vvladimirsky

Так что Глуховскому -- кланяться в ножки. Подкинул непыльную халтурку хорошему человеку.
Ну, Березину, может, и хорошо. Но мне как читателю эта «непыльная халтурка» даром не нужна, пусть другие тратят свои кровные на «халтурку».
 


Ссылка на сообщение31 января 2010 г. 20:31

цитата Veronika

А просто нормальный авторский сборник??? Где один В.Березин и никаких проектов???


http://www.ozon.ru/con...
http://www.ozon.ru/con...

А фантастический роман он бы в жизни не написал без мотивации.

цитата Veronika

Ну, Березину, может, и хорошо. Но мне как читателю эта «непыльная халтурка» даром не нужна, пусть другие тратят свои кровные на «халтурку».


Что-то мне подсказывает, что ваша ценность как читателя для Владимира Березина стремится к нулю.
 


Ссылка на сообщение31 января 2010 г. 20:47
К сожалению, эти сборники фактически недоступны для украинского читателя:-(
 


Ссылка на сообщение31 января 2010 г. 20:57

цитата vvladimirsky

Да-а. На ФиФ не похоже;-). И не очень доступно на Украине.

цитата vvladimirsky

Что-то мне подсказывает, что ваша ценность как читателя для Владимира Березина стремится к нулю.
Пока что для меня ценность В.Березина как писателя тоже нулевая;-). Всё гармонично:-).


Ссылка на сообщение31 января 2010 г. 00:09
Простите, что я не по теме.... Я как раз вернулась с дружеской вечеринки, сопровождавшей партию в покер.

цитата kkk72

Итоговый расклад получился очень странным. Джокер, король, дама, валет, четверка, тройка и двойка.

Если семикарточному покеру предпочесть классический техасский Holdem, то я бы, имея на руках «тройку» и «двойку» и рейз предыдущего игрока в размере 200 рублей, сбросила бы карты еще на рreflop. :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение31 января 2010 г. 00:30
Я в покер играю очень слабенько. Но холдем не получается никак, хотя бы потому, что играется без джокеров. А Березин именно джокер — совершенно непредсказуем.


Ссылка на сообщение31 января 2010 г. 00:11
А я начал читать Глуховского и, честно говоря, удивился. Для бестселлера такой раскрученности — очень неплохо, да неплохо и само по себе. Уже того, что автор умеет создать жуткую атмосферу и высказывает порой интересные мысли, мне достаточно для более-менее уважительного отношения. Впрочем, я прочел пока лишь четверть романа.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение31 января 2010 г. 00:21

цитата Pickman

Впрочем, я прочел пока лишь четверть романа.

Вот, это самое важное!) Может у тебя будут другие итоговые впечатления, но как-раз где-то начиная с четверти или трети, роман становится все хуже.
 


Ссылка на сообщение31 января 2010 г. 00:32
Допускаю, потому что недостатки уже бросаются в глаза, но пока все же не перевешивают.
 


Ссылка на сообщение31 января 2010 г. 00:31
Посмотрим, что ты скажешь по итогам всего романа. Может, придется еще и Глуховского читать
 


Ссылка на сообщение31 января 2010 г. 00:33
Рецензию писать не буду, но кратенький отзыв дам. Только вот ужасы метро были моей излюбленной темой еще до Глуховского, так что могу быть не совсем объективным ;-)
 


Ссылка на сообщение31 января 2010 г. 01:31
Глуховский не без таланта. И, если ждать от него уровня армадопитеков, то можно обломиться, в смысле приятно удивиться :)
Покамест лучше, что читал у него, — Че почем. По сути простенькая страшилка уровня жёлтопрессных сенсаций, но слеплена весьма добротно. Даже саспенс какой-никакой имеет место быть.
«Метро» (1-е) надо будет полностью прочитать. Но там где-то баллов на 6 разворачивалось действо.
 


Ссылка на сообщение31 января 2010 г. 02:01

цитата VuDu

Глуховский не без таланта. И, если ждать от него уровня армадопитеков, то можно обломиться, в смысле приятно удивиться :)
У меня так и вышло. За продолжения точно не буду браться, но все же приятно, что это запретное удовольствие оказалось не столь запретным)


Ссылка на сообщение31 января 2010 г. 00:54
Интересно. Видимо, будем читать. :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение31 января 2010 г. 01:40
Текст специфический. Знакомство с Березиным лучше начать с рассазов
 


Ссылка на сообщение31 января 2010 г. 09:51
Да.


Ссылка на сообщение31 января 2010 г. 11:14
радует что Дмитрий все таки сумел растормашить Березина)хотя мне роман не очень понравился(немного другого мира я ожидал) книга очень интересная и своеобразная)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение31 января 2010 г. 11:33

цитата Kuroi Akami

немного другого мира я ожидал

Мир действительно не слишком соответствует миру Глуховского. Скорее это вольные фантазии Березина на заданную тему.


Ссылка на сообщение31 января 2010 г. 11:18

цитата kkk72

В свое время я полистал книгу Глуховского «Метро 2033», пришел к выводу, что это — достаточно стандартный боевик и решил не тратить на нее свое время.
Ну это не совсем так.Есть там философия,да и мир прописан неплохо.То есть для супер бестеллера очень даже good.

цитата kkk72

а цена на нее весьма высока.
Ну это все таки не покет,да и цена в инет магазинах 169 р,что не шибко дорого.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение31 января 2010 г. 11:34

цитата alexsei111

Есть там философия,да и мир прописан неплохо

Да, возможно с романом Глуховского стоит ознакомиться.

цитата alexsei111

Ну это все таки не покет

плохо я воспринимаю книги в мягких обложках. Я люблю книгу, стоящую на полке, а мягкая обложка — прочел два раза и выбросил.


Ссылка на сообщение31 января 2010 г. 11:32

цитата kkk72

Не могу не процитировать Борхеса:

Роман Глуховского, кстати, построен на первых трех сюжетах.

цитата kkk72

В свое время я полистал книгу Глуховского «Метро 2033», пришел к выводу, что это — достаточно стандартный боевик и решил не тратить на нее свое время.

Там атмосфэра ;-) И еще одно качество, я бы назвала его «мифологичность». А собственно от боевика там довольно мало, герой в основном странствует, узнает мир и себя.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение31 января 2010 г. 11:36

цитата Felicitas

Там атмосфэра

Шо ви говорите? Какая атмосфэра может быть под землей. Там даже воздух таки спертый:-D

цитата Felicitas

И еще одно качество, я бы назвала его «мифологичность».

цитата Felicitas

Роман Глуховского, кстати, построен на первых трех сюжетах.

А вот это уже интересней
 


Ссылка на сообщение31 января 2010 г. 11:39
Я тоже советую его прочитать. :-)
 


Ссылка на сообщение31 января 2010 г. 11:47
Не могу отказать имениннице;-)
 


Ссылка на сообщение31 января 2010 г. 13:42

цитата kkk72

Какая атмосфэра

Саспенса :-)

цитата kkk72

А вот это уже интересней

На мой взгляд, не «маст рид» (если Вы не поклонник жанра), но явно выше среднего.
Главное, во время чтения держать в голове, что это не научная фантастика.
 


Ссылка на сообщение31 января 2010 г. 13:52
Спасибо!:beer:


Ссылка на сообщение31 января 2010 г. 15:03
конечно не научная)но атмосфера и в правду сильная)к сожалению вторая книга была воспринята в штыки хотя мне понравилась больше чем первая,она получилась...более артхаусной(к сожалению другого слова найти не могу)..)


Ссылка на сообщение31 января 2010 г. 20:32
Отличный обзор ! :beer:
В свое время понравилась идея Метро 2033, соб-но из за нее и прочитал ) Финал кстати, показался довольно нестандартным, правда неоконченным каким-то...
На Путевые Знаки обратил внимание, но не знал стоит ли читать. Теперь буду знать, интересное описание :cool!:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение31 января 2010 г. 20:48
Попробуй, но книга весьма нестандартна.


⇑ Наверх