Первая половина книги напоминает математическое уравнение «диптаун плюс эндер виггин поделить на литературный стиль дяченок». Почему поделить? Да просто потому, что он ни малейшим образом не подходит ни под Диптаун, ни под Эндера Виггина.
Дело в том, что при всех своих многочисленных плюсах Дяченки все-таки люди довольно таки архаично-наивные. И взгляд на многие вещи у них такой же архаично-наивный. В киберпанке это выглядит особенно смешно, хотя та часть, где расписываются всякие психологические примочки, используемые героями, чтобы справится с очередным виртуальным заданием, выглядят очень сильно. Ну да психология всегда была коньком авторов.
Впрочем, при первой же возможности Дяченки сбегают от псевдоканонического киберпанка и с удовольствием погружаются в пучину душевных метаний героя в свете сыпящихся на него сверхспособностей. Вообще у них это любимая фишка – наделить ГГ каким-то особенным даром и показать, как ему плохо будет с ним жить. Впрочем, к чести авторов, литературного мастерства и выдумки им хватает – «Цифровой», несмотря на то, что в некотором роде это уже повторение неоднократно пройденного, не утомляет и не вызывает раздражение. Книга читается легко, интересно и динамично, все тщательно отмерено и выверено. Персонажи все удачные, демонический этот проводник в мир цифрового манипулирования Максим вообще прекрасен. Так что грешным делом «Цифровой» мне понравился куда больше сильно надуманной «Vita Nostra», хотя я остаюсь при своем убеждении – все-таки фэнтези Дяченкам удается гораздо сильнее.