Творчество Иэна Бэнкса люблю всей душой, поэтому сразу скажу, плохого о романе «Канал грёз» вы здесь не обнаружите. Хотя что говорить — роман неоднозначный, и не многим нравится. Как писал автор — «Канал грез» — это первая попытка написать политический триллер, натуральный боевик. Что можно сказать триллер почти получился, боевик получился стопроцентно.
Немного о сюжете: Хисако Онода, знаменитая японская виолончелистка, больше всего в этой жизни боится самолетов. Ей предлагают турне с концертами по Европе, на которое после некоторых раздумий она соглашается, но берет билеты на корабль, который плывет между двух Америк в Европу. В Панаме в это время гражданская война: Панамский канал перекрыт, всем кораблям объявлено ждать разрешения плыть, когда конфликт будет улажен. Идут недели, корабли стоят, революция пылает. И как следствие: панамские борцы за свободу захватывают 3 корабля для реализации своих патриотических задач. Страшная трагедия разворачивается на захваченных кораблях. Хисако Онода придется пройти все круги ада и на собственной шкуре познать жестокость всесильной державы, готовой пойти на любые жертвы для достижения собственных целей.
Сюжет романа может быть расммотрен с разных точек зрения. Во-первых, это три основные сюжетные линии, переплетающихся между собой до конца романа:
1. Lействие в настоящем (Панама, война);
2. Воспоминания главной героини о всей ее жизни, начиная с дества и по момент отплытия;
3. Сюрреалистические сны главной героини.
Во-вторых, это три главы, расположенные в порядке возрастания насилия:
1. Мелодраматичная прелюдия (сюжет тянется очень медленно и пространно);
2. Захват боевиками (триллер);
3. Ответ героини (боевик).
В данных главах читатель начинает с описания красот и истории Латинской Америки и любовной страсти знаменитой японки-виоланчелистки и молодого капитан корабля; в середине это все перетекает в леденящий душу захват и кошмарные сцены на корабле, где заложников буквально истребляют как скот; и заканчивается все НАШИМ ОТВЕТОМ ЧЕМБЕРЛЕНУ, когда одна девушка так изощренно убивает столько повстанцев, что думается Джон Рэмбо бы позавидовал.
Что можно еще сказать о романе? Бэнкс в течение всего романа демонстрирует владение вопросом о Японии, причем чувствуется, что насколько широко он разбирается в истории, быте, географии и прочем страны. Если мы знали раньше Бэнкса как человека, прославляющего родную Шотландию, то теперь мы видим, что Япония ему тоже не чужда. Отдельно хочется отметить хороший перевод С. Буренина с огромным количеством пояснений, без которых не реально продраться сквозь всю эту японскую терминологию.
Подытоживая все выше сказанное, не рекомендую знакомиться с творчеством Бэнкса с этого романа. Его язык, его стиль, его жесткость, его юмор, его стремительный, затягивающий сюжет. Все это его поклонники узнают и оценят. На мой взгляд в чем роман перебарщивает — это концовкой в стиле боевик. В общем данный роман следует расценивать, как удачную репетицию перед одним из мрачнейших трудов Бэнкса «Песнь камня», в котором он уже проявляет себя как истинный мастер, из под пера которого вышел незабываемый сюжет об ужасах гражданской войны.
PS В сентябре 2002 года DJ Chris Coco выпускает альбом «Next Wave», на котором он совместно с Иэном Бэнксом (вокал) записал композицию «Dreaming», представляющую собой один из самых кошмарных фрагментов романа «Канал грёз», прочитанный автором на фоне электронной убаюкивающей музыки.
Песня прилагается: поем и танцием вместе!!!