Лавкрафт и


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Vanya92» > Лавкрафт и Блэквуд
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Лавкрафт и Блэквуд

Статья написана 3 мая 2020 г. 22:47

Общеизвестно, что литература ужасов как направление имеет прямое отношение к готической литературе, о которой сказано так: «Готические романы возникли из поисков нуминозного» (Девендра Варма.: Готическое пламя). Термин «Нуминозное» (Рудольф Отто) отсылает к важному расползанию границ между такими эмоциями-ощущениям, как страх, трепет, восхищение, восторг. Такое размытие границ характерно для Религиозного опыта и пересекается с ним. Как ни странно, но именно Лавкрафт, который называл себя атеистом (а также индифферентистом), создал пантеон богов (Йог-Сотот, Дагон, Азотот), а также «Черную Библию» Аль — Азиф (Некрономикон) и ее автора (пророк) «безумного араба» Абдулу Альхазреда. Это должно ясно указать, что литература ужасов имеет касание с опытом Религиозного. Если продвинуться дальше в этом направлении, то можно говорить о том, что литература ужасов в современности (начиная с эпохи Просвещения) есть не что иное, как ответ на кризис Сакрального, оно возвращается как возвращаются в популярных фильмах мертвецы из своих могил — привет с-(того) света. Однако, далеко не все изделия современной культуры имеет такое свойство — «нуминозность». Сборка эмоций или не происходит вовсе, или, если и происходит, то рождает не большее, чем сумму, нагромождение.

Типичный пример — вышедший в феврале фильм «Цвет иных миров» (естественно, Лавкрафт), который представляет собой историю психоза садоводческого семейства, агентом которого служило вторжение (заражение) из космоса — логика захвата. В конце фильма сделана попытка передать классический «космический ужас» перед Иными с помощью психоделического путешествия героя, через оккультный символ на лбу девушки, результатом которого является то, что герой в конечных кадрах превращается из молодого геолога в нуарного детектива с эффектной манерой выдыхать дым. Посыл ясен: знание Иного мира сотрясло, изменило человека. В лавкрафтианской вселенной часто обретается подобное знание: все, кто брал в руки Аль-Азиф (книга запретных знаний, откровений), либо впадали в сумасшествие, либо погибали странной смертью. Однако, знание все же обреталось, знание, сводящее с ума, «Темное озарение». Это и есть предел, на который способен Лавкрафт.

От Лавкрафта к Блэквуду
Удивительно, но в 1907 году Блэквуд создает «Ивы» и, как кажется, ахронологически превосходит своего последователя. Одной из примечательных качеств рассказа является больший упор на переживание героя, чем на происходящие события. И одно из главных переживаний — не только страх, но и благоговение :«Страха я не чувствовал, мною овладело небывалое, благоговейное удивление». И еще: «Я чувствовал, что надо упасть и молиться им, просто Молиться», «Внезапно я понял сокровенную силу этих одиноких мест». Эти места указывают на Сакральное измерение ощущений происходящего. Но к этому прибавляется еще нечто, что делает рассказ уникальным. А именно: сами мысли об ужасном являются тем, что притягивает это ужасное. «А чувствуют они наше сознание. Значит, оно должно быть как можно тише. Надо следить за мыслями, иначе нам конец». Ситуация безвыходная. Как можно следить за мыслями, забыть, что они есть, но помнить, что забыл, чтобы не вспомнить. Или сойти с ума на манер психоза, расщепиться, вытеснить, стать Другим. Но «конец» в вышеприведенном отрывке — это не смерть. «Сам ты не меняешься, если тела уже нет. А тут — изменишься, станешь другим, потеряешь себя. Это гораздо страшнее смерти, тебя даже не уничтожат». Стратегия выхода из ужаса является структурно не отличимой от самого ужаса. Спасительным в конце оказывается как раз то, что принято противопоставлять смерти (но речь в рассказе не о ней), а именно тело. В первом случае — это выключение телом психики, во втором — резкая боль, стягивающая разум.

Именно такие провалы, очерченные сказанной историей, являются «Черным Озарением», откровением, данным только в своей недоступности. Черное озарение — это лишь границы, сингулярность, скрытая (тайная) горизонтом событий, на которую могут указать искривления траекторий обыденности, границы, которые очерчивают (защищают), скорее, эту обыденность. Принцип космической цензуры. Если поменять в черно-белом тексте знаки и фон, белое залить черным, на место черного поставить то, что раньше считалось пустотой, то эта пустота (белое) начнет говорить. Ивы расскажут.





112
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх