Зеркальная волна Вал


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «bbg» > Зеркальная волна. Вал второй
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Зеркальная волна. Вал второй

Статья написана 15 апреля 2020 г. 15:31

Наш отбор набирает ход. Читатели всё чаще радуют новыми отзывами! Вот ещё немножко отзывов от Бульдозера

===========================================================================

Проталины-end

Вещь сильная. Ощущение надвигающейся трагедии неотступно, хотя, казалось бы, куда уж хуже. Но хуже есть куда – могут погибнуть и те жалкие остатки человечества, которые ещё были, например. В финале, правда, трагедия более частная, и даже с ноткой надежды, но всё равно больно делается, ведь теперь ценен каждый человек, а тем более – тот, кто уже кажется другом... а его больше нет.

И отступают разные вопросы – что случилось с солнцем, как выжили звери при минус ста... Что-то случилось, а будь у всего чёткое объяснение, или произойди более предсказуемый Армагеддон – было бы лучше? Для этой истории – всё равно.

Пробирает.

Очень хочется, чтобы рассказ попал в сборник.


Айна

Нечто социальное про безобразного губернатора, который творит всё, что пожелает, а духи природы творят, что пожелают, почему-то с населением области. И только потом догадываются переключиться на самого губера и его семью.

Желание жены уехать в Италию посмешило в свете нынешних событий. Давайте, давайте, там вам самое место.

Если не считать постоянно терзавший меня вопрос, почему не начали с губернатора и чем виноваты обычные люди – написано динамично, духи вполне грозные, несчастья, насылаемые ими, впечатляют. Но соц. составляющая перекрывает и фантастику, и драму, и атмосферу.


Математика выживания

Бытовые картины постапокалипсиса.

Очень достоверно описываются первые переживания, когда люди не осознают, насколько тяжёлая ситуация:

---- Документы, в том числе диплом, компьютер, новые колонки, любимое кресло, и масса других, менее ценных, но нужных вещей просто исчезли. Превратились в часть чёрного массива бывшей многоэтажки. ----

Весь текст такой, описывает очень естественные моменты, даже те, которые кажутся неожиданными. Вот спокойная, хотя и напряжённая жизнь в деревне. Вот – оказывается! – продолжающий существование город и даже с работающей больницей. Вот разгадка конца света (психи похожи на таких же в «Птичьем коробе», заставлявших смотреть на то, от чего люди убивали себя). А вот и трагедия, которую ожидаешь – нельзя постапокалипсису без явной, зримой трагедии, без прорыва этого напряжения.

Только финал не совсем понятный. Подпрыгнувший перестаёт быть частью толпы? Ну почему это ещё никто не обнаружил? Или тут что-то другое?

Но очень, очень хорошо.


Сказки черной зимы

Хоррор сменяется героической легендой, а затем юмором. Крепким, адекватным, философски-бытовым юмором. И заканчивается трогательной семейной прозой. Приятно читать. Очень хочу, чтобы рассказ был в сборнике.


Генри-рыба

Мир множественных личностей со всякими интересными детальками: например, осуждённый за преступление не сбегает из-под стражи, потому что другая личность, невиновная, обратится в полицию; есть способы быстро сменить личность; детей учат переписываться между личностями посредством дневника. Честно: в кои-то веки толковый рассказ на эту тему! В других рассказах они в основном грызлись, кто в этом теле главный, а здесь устроили целый детектив. И главное, всё ведь понятно и даже романтика есть.

Вставки с распознаванием, кто именно сейчас в сознании, забавные, хотя в каких-то случаях так и непонятно, как же ГГ определяет.

Ещё один кандидат в сборник.


Мальчик из лабиринта

Интересная история, насыщенная семейно-бытовыми подробностями, решениями, меняющими жизнь, как бы мистикой со снами про лабиринты... ни к чему не ведущая. То есть не удалось понять, какой вывод можно сделать из всего. ГГ несколько раз в жизни видит сны про лабиринт и брата-близнеца, потом встречает человека, с которым они очень похожи, обстоятельства встречи увлекательны, но они всё-таки не братья: кровь разных групп. Ну, у братьев может быть кровь разных групп, даже несовместимых – вторая и третья, например, и даже у двойняшек, если они не полностью идентичные близнецы. Но хоть братья, хоть не братья, кроме снов в рассказе нет ничего удивительного и даже – фантастического. Да и сны не удивительные и не особо фантастические.

А такое интригующее начало... Так настраивало на призрака-близнеца или двойника из параллельного мира...


Неуязвимый.

Фэнтези. Долгонько запрягает – три страницы потрачены на вход в харчевню и ужин, на этих трёх страницах раз десять подчёркнуто, какой сброд населяет городишко, и процитирован/творчески переработан анекдот про «пока не началось».

Дальше много философствований о том, что порок не должен существовать, мгновенная смерть – слишком желанный подарок для отребья, а мир и вовсе надо очистить от зла, и все остальные знакомые истины.

Фантдоп один – магический перстень, делающий ГГ неуязвимым. Ну, полтора фантдопа, если вспомнить, что в фэнтезийный мир проникают наши местные песни, или наоборот, оттуда сюда.

Персонажи постоянно переспрашивают друг друга: «Ты как думаешь?» — «Вот как?» — «А ты так не думаешь?» — «А вы как считаете?».

Куча абзацев из одного предложения.

Как будто так убедительнее.

Нет, не убедительнее.

Многозначительности:

---- Боги – они же любят играть с теми, кого они создали.

И я, как и многие до меня, случайно оказался игрушкой в руках Бога.

А игрушка никогда не сможет выиграть игру.

Игру может выиграть только игрок.----

В общем, слишком мудрено и длинно.


На войне как на войне

Антиутопия про мир без родственных связей, точнее, с большой текучкой в этой области. Снайперы «по ошибке» могут убить даже ребёнка за несоответствие нынешним, тоже постоянно меняющимся, требованиям режима, и все на всех должны доносить.

У. Ле Гуин когда-то писала похожее – про запрет на длительные связи и людей, которые тайно остаются мужем и женой. Но на этом сходство заканчивается. Этот рассказ о «семье» официально одобренной, о том, что семья – это не обязательно кровно-родные люди,а также о любви и доверии. И о необходимости в страшные дни поддерживать друг друга, иначе не выжить.


Тени чужих снов

Пришлось поднапрячься, чтобы разобраться – получилось со второго раза. Образы сменяют друг друга, тени толпятся и гнездятся, что-то оказывается не тем, что было, символы, воскрешённые, опять тени, сны...

Человек с обсессивно-компульсивным расстройством, с тенями вокруг и голосами в голове. И незрячая девушка, тоже видящая тени. Женя хочет спасти Дину. Юля хочет найти того, кто забрал её глаза. У обоих получается – правда, интрига с забранными глазами поворачивается неожиданной стороной. А в итоге оба оказываются... нет, это был последний сюрприз, который меня доконал.

При этом атмосферно написано, даже можно сказать, что атмосфера тут главенствует над всем. Но – откуда ушли и куда пришли – не увязалось в моём замороченном тенями сознании.

Спасение кота – ну, это нечестный ход: кто посмеет не проникнуться симпатией к герою, пошедшему за котом аж на ту сторону. В финале котик умывается лапкой... ну всё, всё, держите, все восторги и счастья ваши.


Психолог, зоолог, волк

Мрачноюморный текст. Вроде и забавно, но то кого-то должно стошнить, то кому-то подстраивают завал, то футболист ломает руки другому футболисту, «бластер может превратить кошку в паштет». Неприятнее всех Реуков, особенно учитывая, что на происходящее приходится смотреть его глазами.

Названия планет – женские имена, пусть и неофициально. Фамилий многовато, и некоторые из них полезную нагрузку не несут.

Понравилась речь психолога: здравая, взвешенная, с интересными фактами.

Долго ходится вокруг да около этих СНТ-15.

---- Это были кладки яиц. То есть совсем не яиц. Больше как икра, только совсем не икра. Быть может как споры, но с биохимией из “Алисы в Стране Чудес”. С наследственной информацией из “Алисы в Зазеркалье”, записанной совсем не на ДНК и таким образом, что Зоолог затруднился объяснить каким, но мычал очень выразительно. ----

И вокруг да около психологии по итогу тоже многовато зациклено.

Рассказ выглядит как психологически-зоологический этюд. Будь на фантдопе сосредоточено больше внимания, получилось бы, как мне кажется, более сбалансировано.


Зверь-книга

Очень здорово. Вот совсем не ново – колдовской артефакт захватывает власть над владельцем, и тому предстоит выбор между Добром и Злом. Но как написано! Это не хочется читать по диагонали, тут каждое предложение как приключение, каждый абзац как микрорассказ. Было ощущение, что я тоже читаю Тексты и постепенно меняюсь.

Один из приятных сюрпризов нынешнего захода.


Туманное утро

То ли городское фэнтези про возвращающегося покойника, то ли реализм про безумие. ГГ преследует туман, у неё сомнения, выключила ли она газ, закрыла ли дверь... а потом она собирается совершить убийство.

Как фэнтези не очаровывает, как реализм не пронимает. Как предупреждение «Осторожно – психи!» длинновато.


Дуболомы

Берегите природу, потому что она сильнее, и накажет.

Очень естественные картинки, в которые верится. Вот один из героев дурашливо поёт, вызывая улыбку – а вот уже появился старик, и делается не до смеха.

Мелкие детали, напоминающие о природе или намекающие на происходящее (или мне кажется). Даже звонок со звуками птичьей трели. Выпивка по имени «Дубровка». Фамилия начальника Зарубин.

В общем и целом, неплохой по посылу и очень достоверный по логичности событий рассказ.


На сто восемьдесят

Отец потерял новорождённого ребёнка и планирует месть. Пока он прощупывает обстановку, его руки выкручиваются и меняются местами. С женой он не разговаривает. Тут волей-неволей вспоминается «Шестое чувство» – нет, пожалуйста, только не это. Оказывается и правда не это, но, может статься, лучше было бы всё-таки «это», потому что двуликий ребёнок – дочь не ГГ, а его жертвы, и делает она что-то непонятное: то ли возвращает ГГ назад во времени, то ли стирает память, исцеляет отца и ждёт следующего раза.

Переподвывернутые части тела интриговали, но никуда не вырулили. Отыгрывать убийство назад можно и со здоровым человеком. Или тут что-то хотели сказать? ГГ это кукла в руках двулицей девочки? Не знаю...

Женщина соглашается испытывать препарат и «не знает» о беременности? Да это должно проверяться первым делом. Сколько можно «не знать» и не иметь возможности проверить – две недели? Разве что именно две первых недели препарат испытывала.

Распылённая загадошность получилась.


Люди в стеклянном замке

Киберпанк с убийствами, хакерами, мафией и самоосознавшим искином. Как детектив, логически выстроенный и выверенный – ещё ничего. Как история, вызывающая сопереживание персонажам, заставляющая задуматься – уже не так удачно. Здесь есть люди со своими способностями и целями, и они этих целей попеременно то достигают, то терпят поражение. Дружба человека и искина на какое-то время тронула, но тут же потонула в новых фактах...

Описаны динамичные события, но читалось размеренно.


То, что сожрёт меня

Ведьма-телепатка в далёком космосе решает свои психологические и социальные проблемы, а заодно разбирается с местным чудищем.

Рассказ фантдопно перегруженный, если можно так сказать. Это применимо ко многим рассказам, но здесь, наверное, ярче проявилось. И телепатия, и общение с животными, и биосфера, восставшая против людей, и мутации под воздействием телепатии, и путешествие за двести световых лет... ребёнка с детства учат танцевать танец у столба... ну а чо, пригодится.

Интересно, хоть и избито до потери памяти, про зеленоглазую ведьму и про её «смерть на костре». Вовсе не так интересно – всё прочее.


Кто ты

Биопанк: информация передаётся по древу, при особых способностях можно даже без подключения к нему. Особые способности – у ГГ. Жизнь тоже проходит в древе, на разных уровнях разные условия. Ну и прочее, что полагается жанру: информационные террористы, банды со сложными планами ограблений, стирание-перемешивание памяти, вещи, которые не то, чем кажутся...

Текст на уровне. Финал не подкачал, хотя всё предсказывало более печальное развитие событий. Биопанковский антураж очень приятный.


Фокус

По-моему, тут хоррор под видом юмористического рассказа. Люди с руками из разных мест (и из тазовой области, разумеется) живут примерно так же, как в нашем мире, только вот рукам уделяется много внимания. Под них делаются рули и шьётся одежда, и пересадку пытаются осуществить все – то туда, то сюда.

В рассказе всё крутится вокруг желания ГГ пересадить руки от плеч на любое другое место. Попутно он пытается решить рабочие и личные проблемы, что получается плохо – до тех пор, пока несчастный случай не делает его знаменитым...

По прочтении остаётся ощущение безумного сна. Вот что-нибудь бы такое же впечатляющее, но с хорошим настроением и про хорошее...


Тук-тук-тук

Рассказ из двух частей, соединение которых вызывает противоречивые чувства.

Всё, что про Малыша, написано отлично: достоверно, с чувством; хоть и вызывает досаду людская неосторожность, но в это верится. Слегка предсказуемо, но просто мы же уже читали и смотрели подобное.

Вторая часть рисует карикатурных рахат-лукумных мусульман в космосе, как будто залетевших туда из сказок 1001 ночи. «Нет вас – нет и солнца».

---- О, клянусь пророком, мир ему, никто лучше меня не знает подробностей, ведь это была моя вахта. Мы немного скорректировали курс, чтобы подзарядить батареи, и приблизились к системе красной звезды ----

— и этот человек, умеющий корректировать курс (или знающий, для чего это нужно), разбирающийся в звёздных системах – не понимает, как гриб может поместиться в мозге муравья? А он не удивлялся, что ракета проломила небесную твердь и осталась цела?

В общем, смутное ощущение, что автор больше сочувствовал грибам, а не людям, потому что получилось всё именно у грибов, а люди показали себя дураками.


Охотники за надеждой

Интересная концепция путешествий в космосе, поддерживающая весь рассказ – именно так, отправляясь без понимания, куда летят и что там найдут, люди могут вернуться в родные края и считать, что им повезло. И повезло всему человечеству, что не клало «все яйца в одну корзину».





173
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх