Роджер Желязны Вернись к


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «mr_logika» > Роджер Желязны "Вернись к месту убийства, Алиса, любовь моя!"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Роджер Желязны «Вернись к месту убийства, Алиса, любовь моя!»

Статья написана 21 февраля 2020 г. 22:34

«Вариант единорога»
Роджер Желязны
Вариант единорога
Издательство: М.: Эксмо, СПб.: Домино, 2003 год, 10000 экз.
Формат: 84x108/32, твёрдая обложка + супер, 912 стр.
ISBN: 5-699-02640-1
Серия: Шедевры фантастики

Комментарий: Сборник, включающий практически все переведенные рассказы Р. Желязны.
Иллюстрации на суперобложке Д. Бернса.

«Варкалось. Хливкие шорьки / Пырялись по наве, / И хрюкотали зелюки / Как мюмзики в мове. /

О, бойся Бармаглота , сын! / Он так свирлеп и дик, / А в глуще рымит исполин — / Злопастный Брандашмыг!»

Л. Кэрролл «Алиса в Зазеркалье», пер. Д. Орловской

В Зазеркалье Кэрролла «бывает по шесть, семь пятниц на неделе», почему бы в Зазеркалье Желязны не оказаться сразу восьми Алисам? У Кэрролла Алису представляют Бараньему Боку. «Бараний Бок поднялся с блюда и поклонился Алисе; та тоже ему поклонилась, так и не решив, смешно это или страшно.» У Желязны Алиса разговаривает с изуродованными трупами своих клонов (здесь не важно, что она сама клон). Другое время, другие читатели. Но и в Зазеркалье Желязны есть свои Бармаглот и Брандашмыг, и вместе с одним из этих чудовищ оригинал Алисы падает в очень глубокий колодец, который тоже есть у Кэрролла, хотя и в другой сказке про Алису.

Но в повести Желязны есть то, чего не могло быть в первоисточнике, а именно — то, что я называю техническими Бармаглотами. Вот парочка таких «артефактов». «Кристаллическая решётка из чистого углерода с пропущенным через неё антигравитационным полем...»; «Окружность сечения нити составляет меньше трёхсот шестидесяти градусов, — ответил Калифрики. — Отрицательное давление антигравитации воздействует на геометрию окружающего пространства. Этот отсутствующий угол является моим ключом в другие пространства.» Идея технического Бармаглота принадлежит английскому астроному Эддингтону. В книге «Природа физического мира» он замечает, что описание элементарной частицы, которое даёт физик, — по сути такой же «Бармаглот»: слова обозначают «нечто неизвестное», которое делает «неведомо что». Далее он пишет: «Узнав, что в одном атоме содержится восемь электронов, а в другом семь, мы начинаем постигать разницу между кислородом и азотом. У кислорода по наве пыряются восемь хливких шорьков, а у азота — семь. Если ввести несколько чисел, то даже «Бармаглот» станет научным. Теперь можно отважиться на предсказание: если один из шорьков сбежит, кислород прикинется азотом. В звёздах и туманностях мы, действительно, находим таких волков в овечьих шкурах, которые здесь были бы для нас полной неожиданностью.» (Итоговое издание Алисы, М. АСТ, 2015).

Кроме двух вышеприведённых, в повести Желязны можно найти ещё несколько замечательных бармаглотоподобных научно-технических описаний, заставляющих отнести её (повесть) к твёрдой разновидности НФ, где местом действия является, кроме реальных мест на Земле, ещё и «самоподдерживаемый запрограммированный аккреционный диск, информационное поле которого подверглось неустранимым повреждениям». Алиса и её обладающий почти безграничными техническими возможностями спутник проходят в этот чудесный и ужасный мир именно через одно из таких повреждений, позволяющих пройти через горизонт событий чёрной дыры внутрь сферы Шварцшильда. В этой полной смертельных ловушек вселенной происходит нечто непредсказуемое, в результате чего из Зазеркалья выходят три другие Алисы, а та, которая прилетела на находящемся под водой корабле, навсегда остаётся в неизменном для внешнего наблюдателя состоянии в полном соответствии с теорией Чёрных дыр.

Эту повесть можно без преувеличения отнести к числу самых волшебных созданий Автора, почти не уступающих вершине его творчества — «Хроникам Амбера». Причина этой глубинной близости чистого фэнтези и научной фантастики в повести заключается как раз в происхождении последней от такого неиссякаемого источника, как история кэрролловской Алисы.





897
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение21 февраля 2020 г. 23:57
Одна из любимых вещей позднего Желязны. Вместе с первым рассказом про Калифрики. Совершенно крышесносящий полёт фантазии.


Ссылка на сообщение22 февраля 2020 г. 10:39
Очень страшное произведение. Правда, как оказалось, кошмар неоправданно раздут: не так страшен чёрт...


Ссылка на сообщение23 февраля 2020 г. 01:47
Спасибо:beer: Заинтересовали! Поставила в закладки. Желязны в повестях очень люблю. Среди прочего его «Моя леди на диодах» в иерархии ФЛ заинтересовала. Хотя это вероятно, рассказ. Обязательно потом почитаю.
Спасибо ещё раз за обзор:-)


Ссылка на сообщение15 августа 2022 г. 15:17
Очень интересный анализ. Спасибо! Обязательно прочитаю эту повесть.


⇑ Наверх