http://www.fantlab.ru/images/editions/big/3577" align=right style='margin-left:10px; max-width:600px'>
«Затерянный мир» Конан Дойля, «Плутония» Обручева, «С ружьем на динозавра» Спрэг де Кампа. После этих историй, любимых с детства, тема человека среди доисторических животных не может оставить меня равнодушным. Поэтому возобновить знакомство с Суэнвиком я решил именно с этого романа. Тем более мое впечатление от «Доочери железного дракона» было очень неоднозначным — сильный автор, но очень уж жесткий, «грязный» для меня.
«Кости земли» оставили очень неоднозначное впечатление. Как ни странно, лучше всего удались автору именно описания жизни в мезозое. Красочные картины жизни динозавров на суше и на море производят впечатление. Порой просто кажется, что действительно сам вместе с героями оказался в меловом периоде или в триасе. Видно, что автор очень серьезно поработал над научным материалом. Идеи же межвидовой коммуникации динозавров весьма интересны и оригинальны. Впрочем, жизнь героев, затерянных в меловом периоде, изображена слишком уж идиллически и безоблачно. Попробуйте загнать на пару лет кабинетных ученых в дебри Амазонки без связи, нормального вооружения и снаряжения и думаю, что с выживанием у них будет и то больше проблем, чем у героев Суэнвика.
С остальным дело обстоит похуже. Система перемещений во времени и временных парадоксов показалась мне слишком надуманной. С момента написания «Конца Вечности» и «Патруля времени» прошло уже 40 лет, а Суэнвик явно не дотянулся до мэтров. Да, в результате получилось несколько очень эффектных моментов, например, когда пожилой персонаж демонстрирует себе же молодому собственный позеленевший от времени череп. Но из-за этих эпизодов узел временных парадоксов затянулся настолько, что автору пришлось уподобиться Александру Македонскому и разрубить этот узел. Неизменные, птицелюди и прочие картины далекого будущего выглядят в романе довольно чужеродными.
Шпионская же составляющая романа не выдерживает никакой критики. Привязка христианских идей к борьбе с дарвинизмом очень надумана. Креационисты-террористы выглядят настолько неубедительно, что вся эта линия выглядит скорее карикатурно. Недаром, автор по сути, бросил ее, так и не доведя до внятного завершения.
Герои романа получились вроде бы и достаточно яркими и вполне реалистичными. Однако, при этом они раз за разом совершают довольно дурацкие поступки. Как, например, такой опытный человек, как Гриффин, позволил Сэлли так обвести себя вокруг пальца? Кстати, со своим отношением к Сэлли автор, по-моему, так и не определился. Очень уж противоречивый получился персонаж. Некоторые ее поступки не могут вызвать ничего кроме отвращения, но автор ей все же явно симпатизирует. Вообще отношения любви-ненависти между главными героями очень противоречивы и неоднозначны и дают богатую почву для раздумий.
Не обошелся автор и без некоторых эпизодов, которые, на мой взгляд, являются совершенно лишними и ориентированы на определенную категорию читателей. Ну к чему было вставлять в роман эпизод с групповым сексом палеонтологов или с эротическими грезами Сэлли? Ведь сюжетом они совершенно не обусловлены.
Тем не менее, несмотря на все эти недостатки, я почему-то поставил за роман 7 и сам этому слегка удивился. Может быть, за хороший стиль автора и увлекательность романа. Может, за красочные картины жизни в мезозойском периоде. А может быть за концовку и удивительное чувство мимолетности счастья, так удачно показанное автором.
Вывод. Отнюдь не шедевр, но прочтения эта книга заслуживает.
P.S. Учитывая то, что книга широко представлена в стоках, а цена на Озоне просто смехотворна, сочетание «цена-качество» кажется очень приемлемым.