Из больших текстов публикую на сайте обычно только отзывы. Но сегодня речь пойдёт о произведении профильном для сайта, но отсутствующем в базе данных «Фантлаба», — по такому случаю решил даже завести авторскую колонку.
«Парадигма» Сергея Тягунова — эпическое тёмное фэнтези. Опубликован этот роман только в электронном виде на нескольких сетевых площадках. Однако по прочтении считаю, что он определённо заслуживает большего внимания, чем в состоянии получить автор столь неформатного произведения в сети. Так что ниже — отзыв, который, надеюсь, пробудит интерес лаборантов к роману.
“Парадигма” – фэнтези, которому трудно подыскать русскоязычные аналоги. Роман написан скорее в современной западной, постмартиновской, уж извините за каламбур, парадигме: реалистичность, сложные противоречивые персонажи, этическая неоднозначность, неожиданные культурные, исторические, научные отсылки. Это тёмное фэнтези, но скорее не в духе Аберкромби или Кука, где всё построено на циничных главгероях и грязных ситуациях. Темнота здесь ближе к Р. Скотту Бэккеру: когда сама реальность обнаруживает макабрическую природу, и персонажи (неплохие зачастую люди) начинают барахтаться в этом липком аду, не всегда могут определить, к добру или ко злу принятые ими решения, и не обернётся ли спасение мира всеобщим уничтожением. Под стать и подоплёка, идейный фон романа: как и у Бэккера, сделана попытка увязать фантазийную реальность и магическую систему с актуальными проблемами философии. Только автору оказываются ближе не континентализм и философия сознания, а эпистемология XX века. Отсылки к Витгенштейну, кое-что от Куна (считываем намёк уже в названии!), вот это всё.
В принципе, это тот вид фэнтези, который в каком-то смысле уже пограничен с научной фантастикой. Когда важной становится логическая структура реальности (или познающей её мысли, в мире “Парадигмы” это различие вовсе не очевидно), а магические системы оказываются чем-то в духе формальных систем математики или универсальных теорий физики – речь точно всё ещё только о волшебстве и фантазиях? И тут неслучайны аллюзии ещё к одному знаковому фантасту нашего времени – образ одного из фокальных персонажей романа очень уж напоминает заглавного героя известной трилогии Ханну Райаниеми. А рассуждения о шифрах, взломах и параллельных потенциальных реальностях намекают, что в дальнейшем эту классическую неопозитивистскую магию может ожидать квантовая революция.
Как уже можно догадаться из обмолвок выше, “Парадигма” – только первый том грядущего цикла. И тут заключена ещё одна важная жанровая характеристика: это фэнтези эпическое. Шесть персонажей, глазами которых мы видим просторный мир с проработанной историей и культурой, десятком наций и религиозных культов, мир, в котором назревают масштабные события. Его обитатели пока думают, что события прежде всего военно-политические, но мы-то с вами знаем, что и, скажем так, экзистенциально-метафизические. Как водится в фэнтези, неясная угроза нависает над самим миром и привычным порядком вещей. И вот здесь и по подаче, и по масштабу, и по характеру развития сюжета “Парадигму” можно сравнить с “Архивом Буресвета” Брэндона Сандерсона. Особенно живо сходство проявляется в “армейских” главах, где центральным персонажем оказывается мобилизованный рекрут, паренёк-балагур Хен. Линии других персонажей – больше про мистические тайны, магические поединки, пугающих монстров лавкрафтианских повадок и внешности, здесь же – тренировки, пот, кровь, военный тимбилдинг и суровое мужское боевое братство. Впрочем, чернухи и откровенных ужасов в “Парадигме” в принципе немного, куда меньше, чем у того же Бэккера, так что и здесь сравнение с Сандерсоном кажется уместным. Хотя и общую мрачность и “темноту” фэнтези это не отменяет, просто автор чуть больше щадит читательские нервы, чем столпы жанра. Возможно, только пока что.
Сеттинг, тоже в духе Сандерсона, довольно оригинален и нетипичен. Мир определённо не набившее оскомину европейское псевдосредневековье. Скорее тут отсылки к античности: эллинской культуре, Египту, Междуречью, Древнему Китаю. Но все заимствования настолько эклектичны и заново переувязаны между собой, что однозначное распознание первоисточников невозможно. Мир оставляет впечатление самостоятельности и цельности.
Другая приятная нетипичность “Парадигмы” для жанра состоит в том, что за весь первый том мы так и не увидим однозначного главного антагониста, хрестоматийного Тёмного Властелина. Более того, читатель даже не может быть уверен, что такой антагонист существует. Не произойдёт ли главная битва на полях душ главных героев. Или не обратится ли в такого антагониста, вопреки собственным ожиданиям, кто-то из них. Грядущее подёрнуто пеленой тумана, и это интригует.
Роман не лишён недостатков. Действие раскачивается довольно неспешно, экспозиция (довольно характерно для эпического фэнтези) растягивается примерно на треть немалого объёма. Но вторая часть, где темп событий возрастает, и практически невозможно бросить ни одну из глав на середине, мне кажется, искупает этот недостаток.
Кое-где тексту недостаёт редактуры, но на фоне основного потока сетевых публикаций это просто глоток свежего воздуха. Автор знает, что такое образный художественный текст, умеет регулировать темп повествования, различает существенное и второстепенное, а не занимается потоковым пересказом фабульных событий по пути из точки А в точку Б.
Должен, конечно, предупредить. Автор является моим давним и хорошим (сетевым) знакомым, а некоторые сеттинговые и сюжетные решения явились в том числе результатом наших регулярных и продолжительных обсуждений. Однако число моих пишущих и публикующихся знакомых всё же заметно превышает единицу, подобные отзывы, как нетрудно проверить, пишу не на всех. Просто в данном случае посчитал своим долгом высказать несколько соображений и впечатлений, ну и по возможности обратить на роман внимание читателей. Поскольку “Парадигма”, на мой взгляд, — интересный, нешаблонный и в хорошем смысле нетипичный для современного отечественного фэнтези роман.
Кто не верит, — пусть проверит.)