Перечитал и пересмотрел горестных рецензий на «Ведьмака». Стенания «Как могли плюнуть на фанатов?», «О чем вообще думали консультанты?», «Ну зачем вот так с книгой и отсылками к истории?»
Но, в порядке поправки здоровья, перечитывал часть старых книг из домшней библиотечки — и вспомнил «Драконью погибель» Барбары Хэмбли. Посмотрел на текст вооруженным взглядом.
А ведь та же фигня — некое представление о средневековой Британии, где в варварском «викинговском» пограничье встречаются два очкарика. И это только начало анахронизмов с несуразицами... Автору нравится кофе? Не проблема, будет «горькое пойло, весьма ценимое придворными». Нужен порох? А вот он.
И разве только у Хэмбли? Сериал «Викинги», начинавшийся не без претензий на достоверность — сейчас продолжается полетами князя Олега на воздушном шаре. «Король Артур» со слонопотамами — в ту же серию.
Авторы фэнтези, пытаясь приблизить прошлое к современности, протаскивают в тексты/фильмы массу нынешних изобретений и норм поведения. Горячей воды в кране еще нет, но жить как-то уже можно, просто чуточку неудобно.
К чем веду. В Союзе был образ выдуманного Запада — некая мозаика из текстов, сюжетов, черт культуры и образов — местами очень далекая от реальности, а местами документально точная. И множество людей хотели погружаться именно в эту мозаику.
Образ выдуманного Средневековья — очень похож в своей иллюзорно-компенсаторной функции. Реальных разборок Меровингов как-то не хочется, а вот про рыцарей и драконов — куда интереснее.
Это и сделали создатели: еще меньше реализма, зато чуть больше натурализма и субкультуры нью-эйджа (+ феминизм).
И в вопросах маркетинга ориентировались не на фанатов (что все-таки ошибка), а на успех «Шерклока Холмса» Гая Ричи, где в деле стимпанк — выдуманное викторианство...