Британия, V век. Над страной сгущаются тучи – религиозные фанатики, называющие себя Красными Палладинами, истребляют народ фэйри и жгут деревни друидов, верящих в старых богов. Главная героиня романа, Нимуэ, молодая девушка, имеющая способности к магии (в её жилах течёт кровь фэйри) вернувшись в родную деревню, застаёт её разграбленной, а жителей убитыми. Но перед смертью мать Нимуэ успевает передать дочери старинный меч и просит доставить его самому Мерлину...
Сейчас в среде любителей комиксов признаваться в этом считается неприличным, но что мне приличия, я готов повиниться – мне нравятся работы Фрэнка Миллера. И не только общепризнанная классика, типа «Year One», «The Dark Knight Returns» или «Sin City», но и поздние вещи, отношение к которым уже не столь однозначное (например, Линкара в Atop the Fourth Wall, делая обзор на «All Star Batman and Robin the Boy Wonder» даже не захотел называть главного героя Бэтменом, т.к. по его мнению, персонаж не должен вести себя так, как написал его Миллер). Оттого за «Проклятую» я брался с интересом.
Но, как оказалось, из текста книги непросто понять, какой вклад внёс автор комиксов в роман. Два небольших авторских послесловия наводят на мысли, что Миллеру, кроме трёх десятков чёрно-белых и десятка цветных иллюстраций, принадлежит тритмент, краткое изложение истории без диалогов и детальных описаний, который Том Уилер развернул в полноценный роман. Потому что «Проклятая» состоит из вещей, которые характерны именно для творчества Миллера. Суровые и немногословные персонажи, брутальные драки, зашкаливающее насилие – почти каждый десяток страниц кто-то кому-то отрубает конечности или голову, пытает, сжигает и т.д. В наличии и несколько околоэротических сцен. Поэтому я так и не понял, почему за рубежом некоторые рецензенты рекомендовали «Проклятую» как чтение для всех возрастов – тут явно рейтинг R напрашивается.
Так же, как и многие другие произведения Миллера, «Проклятая» не то что требует, но намекает на то, что неплохо бы читателю предварительно быть знакомым с контекстом, а именно с артурианой и корпусом артурианских мифов. Да, читая «300» ты поймешь, в чём суть конфликта спартанцев и персов, но наличие знаний об исторической подоплёке тех событий и о пеплуме «300 спартанцев» 1962 года сделает чтение более приятным. Равно как читая «Возвращение Тёмного рыцаря» без малейшего понимания, кто такие Бэтмен, Джокер и Супермен, ты получишь удовольствие от самого комикса, но то, как Миллер обыгрывает контекст – отдельное удовольствие. Здесь – то же самое. Если кто такой Мерлин простой читатель, скорее всего, знает, что вот о том, что Нимуэ – имя Владычицы озера, ну о том, что в артуриане вообще есть какая-то Владычица озера, этот самый читатель может быть не в курсе, и потому пропустит некоторые шутейки «для своих» и постмодернистские заигрывания авторов.
В числе недостатков книги – некоторая сумбурность и неравномерность. То о каком-то грандиозном сражении текст сообщает читателю всего с полстраницы информации, то на диалоге откровенно второстепенных персонажей повествование начинает буксовать, расписывая, кто из беседующих во что был одет и сколько раз тяжело вздохнул. Второй недостаток – концовка. Она не для тех, кто любит законченные истории. Клиффхэнгер здесь настолько беспардонный, что даже перечитывание Томаса Мэлори никак не объяснит читателю, что будет дальше с персонажами. Дескать, ждите следующей части. Неудивительно, что парни из Netflix решили купить роман для сериализации – каждую новую книгу можно будет превращать в один новый сезон сериала.
Также, поначалу, к недостаткам я хотел отнести местячковость происходящего – по мере чтения складывается впечатление, будто главные герои топчутся на пятачке площадью километров в пятьдесят, сталкивая в битвах войска по две-три сотни человек, но, с другой стороны, если подумать, то в пятом веке обжитые территории Британии, а равно и население страны, вряд ли отличалось каким-то особым масштабом.
Резюмируя, «Проклятая» – любопытный эксперимент по переносу стилистики Фрэнка Миллера в печатный текст, добротный роман, не хватающий с неба звёзд, но способный развлечь читателя, особенно если он более-менее в курсе, о чём в нём идёт речь.
|