188 Иллюстрированный Пушкин


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 188. Иллюстрированный Пушкин: Пиковая дама (худ. Е.Костина)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

188. Иллюстрированный Пушкин: Пиковая дама (худ. Е.Костина)

Статья написана 15 января 2020 г. 16:17

В прошлый раз я указывал на шаблонность иллюстраций советского художника В.Панова к «Пиковой даме». При этом иллюстрации интересные. Чем хороша качественная шаблонная иллюстрация? С ней очень уютно — всё уже знакомое, а если художник любимый — то и родное. А вот сегодня — долгожданные, по-настоящему новые, современные иллюстрации. «Пиковая дама». 2019 год. Художница Е.Костина. Дискомфорт. Растерянность.

 Изд-во «Качели», 2019. Худ. Е.Костина
Изд-во «Качели», 2019. Худ. Е.Костина

Библиографическое описание книги по образцу каталога-справочника:

Пиковая дама. — М.: Качели, 2019. — 64 с.; 28,5 см.

КОСТИНА Е. — 36 цв. ил.: илл. на переплёте, орнамент на форзацах, 1 илл. на авантитуле, 8 разворотов, 4 верхнеполосных илл. на разворот, 4 илл. в центре разворота, 5 страничных илл., 3 страничных илл. с захватом соседней полосы, 10 илл. в тексте.

Тираж 5.000 экз.

Книги на Фантлабе нет (подал заявку). Художница на Фантлабе представлена (https://fantlab.ru/art7255).

Е.Костина — художница модная и имеет горячих фанатов. Я её книг не собирал до сего дня (покупал как-то дорогой том Честерстона с её картинками от издательства «Пан-пресс» — не проникся). Но в оригинальности и профессионализме художнице точно не откажешь.

В «Пиковой даме» имеется продуманный макет с долгим-долгим иллюстративным введением. Это всегда было показателем элитарности издания. Такая «книга художника» — заявка на отказ от принципов массовой серийной продукции.

Форзац
Форзац
Авантитул
Авантитул

Титульный разворот
Титульный разворот

Пышно. Цвета «кислотные» (авторский почерк Костиной). Дизайна немного больше, чем требуется.

Эпиграф к повести
Эпиграф к повести
Эпиграф к первой главе
Эпиграф к первой главе

Начало
Начало

Да-да, проиллюстрированы все эпиграфы. Картинки к эпиграфам — это тоже признак «книги художника» (см.). Но у Костиной пёстрые развороты никак с идеей эпиграфов не связаны — просто виды зимнего вьюжного ночного Петербурга. Народу нравится. На «Лабиринте» в отзывах — единодушный восторг, очень хвалят «атмосферность» как книги, так и нарисованного города.




Посмотрим на иллюстрации Костиной в ключевых точках.

1) Молодая графиня в Версале (XVIII век). Первая глава

Есть парики XVIII века — и ладно.

2) Германн бродит по городу / караулит у дома графини. Вторая глава

Часто иллюстраторы, рисуя прогулки Германна, пользуются случаем и дают панораму Петербурга. Но у Костиной достопримечательности Петербурга уже даны во всей красе на разворотах с эпиграфами. Благодаря этому, художнице можно было сосредоточиться на лице бродящего Германна. Сосредоточилась.

3) Раздевание графини перед сном. Третья глава

Этой натуралистической сцены у художницы нет (свидетельство того, что художница не склонна к извращениям, в отличие от Пушкина).

4) Германн с пистолетом. Третья глава

Никакого пистолета, конечно, нет — неправильно это, старушек запугивать. Но ракурс совершенно неожиданный: Германн уже всё сделал и уходит (маленькая фигурка мёртвой графини в кресле — на заднем плане). Лицо Германна — крупным планом. Нахмурился он, взгляд отсутствующий. Это у художницы хорошо получилось

5) Германн и Лиза. Четвёртая глава

А здесь Костина своё композиционное мастерство демонстрирует. Какова перспектива! Такого ещё ни у одного художника не было. Взгляд зрителя — от полукруглого окна. Тень оконного переплёта с профилем сидящего на подоконнике Германна падает на подол платья плачущей Лизы. Блистательно!

6) Привидение (мёртвая графиня является Германну). Пятая глава

Не столько привидение, сколько зомби — под западным влиянием в этом вопросе находится художница. Наши русские призраки посимпатичнее как-то у предыдущих иллюстраторов выходили.

7) Игра Германна. Шестая (последняя) глава

И вновь Костина удивила. Портрет банкомёта (Чекалинского) многие художники рисовали. Но рисовали отдельно. А у Костиной — это именно, что дуэль Чекалинского-Германна. Зритель — на месте Германна, нам прямо в глаза глядит Чекалинский и ласково говорит: «Дама ваша убита».




Красивая сюита — это надо признать. Вот она — современная оригинальная иллюстрация. Настолько современная и оригинальная, что вызывает у меня растерянность. Но, кажется мне, корни творчества Костиной — в советской школе иллюстрирования и мультипликации. Так что, возможно, начинает проявляться не просто современное, но и национальное искусство книжной графики. И каково бы оно ни было — оно есть.





363
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх