(Продолжение. Начало в предыдущих записях.)
цитата певица Максим, песня «Знаешь ли ты»
Я так привыкла жить одним тобой, одним тобой.
Встречать рассветы, слышать, как проснешься не со мной.
Мне стало так легко дышать в открытое окно
И повторять ей лишь одно:
«Знаешь ли ты, вдоль ночных дорог
Шла босиком, не жалея ног.
Сердце его теперь в твоих руках.
Не потеряй его и не сломай,
Чтоб не нести вдоль ночных дорог
Пепел любви в руках, сбив ноги в кровь.
Пульс его теперь в твоих глазах,
Не потеряй его и не сломай».
В этой статье речь пойдет о символах: что это такое, как их создавать и коротко – для чего они необходимы. Также приводится краткий, далеко не полный список простейших культурно-обусловленных символов.
Прежде чем дать определение символа, сделаем терминологические уточнения.
Мы говорим, что объект A ассоциативно связан с объектом B, если объект B возникает в фокусе писательского восприятия вследствие присутствия в фокусе восприятия объекта A. Тогда для A ассоциативная связь A –> B является исходящей, а для B – входящей.
Важно отметить, что при наличии связи A –> B существование связи B –> A совсем не обязательно, т.е. вес связи B –> A может быть равен нулю.
Теперь самое время дать формальное определение символа.
Символ – это объект, который удовлетворяет следующим трем обязательным условиям:
1. имеет большой суммарный вес входящих ассоциаций,
2. имеет большой объектный вес (см. запись «I.2. Основные понятия»),
3. мощность множества его состояний мала (т.е. он способен находиться лишь в небольшом числе состояний, в идеале – в единственном);
и одному необязательному:
4. имеет высокую по модулю оценку хотя бы по одной из шкал семантического дифференциала (см. запись «I.3. Регуляторы ассоциаций»).
(Характеристики «большой», «малый» определяются в сравнении с соответствующими средними параметрами конкретного ассоциативного поля (АП).)
Что же значат перечисленные формальные условия в переводе на простой язык? Поясним на идеальном примере.
Символом в кристально чистом, совершенном и ничем не замутненном виде является понятие бог.
В самом деле:
1. с его помощью можно объяснить абсолютно все – т.е. все ассоциации способны привести к нему;
2. как следствие, понятие бога вплетено в неисчислимое количество контекстов;
3. о Боге доподлинно известно лишь одно – Его бытие; а именно: Он существует для одних людей (т.е. в одном множестве ассоциативных полей) и не существует для других (т.е. в другом множестве АП). Мощность множества состояний символа бог в каждом случае равна 1;
4. в большинстве случаев Бог воспринимается как очень хороший и всесильный, хоть и неактивный.
Из примера видно, насколько мощным инструментом является символизация. Однако не стоит воспринимать символизацию объектов, как прием искусственный, как нечто, что расчетливый автор хитроумно подмешивает в текст. Нет, символы абсолютно необходимы для возникновения этической реакции как таковой (об этической реакции см. «I.1. Эксперимент»), но об этом позже.
Сейчас достаточно сказать, что символы – это главные раздражители среди всех объектов ассоциативного поля. Пики читательского внимания всегда приходятся на символизированные объекты в тексте.
Писатель может:
- использовать культурно-обусловленные символы (т.е. внешние по отношению к его произведению) и/или
- формировать символы самостоятельно в пространстве текста.
Способы символизации объекта напрямую вытекают из условий, которым символ должен удовлетворять.
Чтобы символизировать объект A, необходимо:
1. упоминать объект A в большом числе разнообразных контекстов,
2. менять контексты в зависимости от состояний объекта A (т.е. объект A должен влиять на другие объекты – о влиянии см. «I.2. Основные понятия»),
3. ограничить число состояний объекта A,
4. ассоциативно связывать A с такими объектами, которые между собой имеют сходные характеристики: одинаково хорошие или одинаково плохие, одинаково сильные или одинаково слабые и т.д.
У символов есть негативные стороны:
a) вследствие условия (1) в определении, исходящие от символов ассоциации:
[/LIST]
[/p]
Но эта сторона сравнительно легко преодолевается, если у писателя есть целостное представление о развитии текста. Существенней другое:
b) вследствие условия (3) в определении, символы почти не имеют динамики (см. запись «I.2. Основные понятия»).
Далее приведен краткий, далеко не полный список основных культурно-обусловленных символов. Он дан скорей в иллюстративных целях, чем в прикладных. Список разделен на категории.
Порядок следования – от сильных к слабым в пределах категории. Сравнивать категории между собой затруднительно, хоть и попытался придерживаться в их расположении того же порядка.
Живой организм как таковой
1. смерть
2. кровь
3. глаз
4. сердце
5. слепота
6. дыхание
7. сон
Человеческое тело
8. крик
9. слезы
10. немота
11. рука
12. ладонь
13. шепот
Явления природы
14. ночь
15. ветер
16. небо
17. огонь / пламя
18. солнце
19. весна
20. осень
21. зима
22. снег
23. лед
24. жар / жара
25. холод / мороз
26. рассвет / восход
27. закат
28. лето
Чувства
29. любовь
30. ненависть
Цвета
31. красный / алый
32. черный
33. белый
Металлы
34. золото
35. серебро
36. железо
Символы фэнтези
37. эльф
38. орк
39. волшебник
40. гном
41. меч
42. замок
43. и прочие, окостенелые – см. п.3 определения символа
До сих пор во всех статьях своей колонки я давал теорию отдельными фрагментами. И хоть фрагменты были связаны и следующие основывались на предшествующих, они не складывалась в цельную картину. Начальные фрагменты собраны! Настало время их соединить.
В следующей статье «I.5. Механика художественного воздействия» я постараюсь это сделать.
Продолжение – в статье «I.5. Механика художественного воздействия».
Написано 7 января 2010 г.