I 4 Символы Символизация


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «А.Б.» > I.4. Символы. Символизация объекта
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

I.4. Символы. Символизация объекта

Статья написана 7 января 2010 г. 18:50

(Продолжение. Начало в предыдущих записях.)

цитата певица Максим, песня «Знаешь ли ты»

Я так привыкла жить одним тобой, одним тобой.
Встречать рассветы, слышать, как проснешься не со мной.
Мне стало так легко дышать в открытое окно
И повторять ей лишь одно:
«Знаешь ли ты, вдоль ночных дорог
Шла босиком, не жалея ног.
Сердце его теперь в твоих руках.
Не потеряй его и не сломай,
Чтоб не нести вдоль ночных дорог
Пепел любви в руках, сбив ноги в кровь.
Пульс его теперь в твоих глазах,
Не потеряй его и не сломай».

В этой статье речь пойдет о символах: что это такое, как их создавать и коротко – для чего они необходимы. Также приводится краткий, далеко не полный список простейших культурно-обусловленных символов.


Прежде чем дать определение символа, сделаем терминологические уточнения.

Мы говорим, что объект A ассоциативно связан с объектом B, если объект B возникает в фокусе писательского восприятия вследствие присутствия в фокусе восприятия объекта A. Тогда для A ассоциативная связь A –> B является исходящей, а для Bвходящей.

Важно отметить, что при наличии связи A –> B существование связи B –> A совсем не обязательно, т.е. вес связи B –> A может быть равен нулю.

Теперь самое время дать формальное определение символа.


Символ – это объект, который удовлетворяет следующим трем обязательным условиям:

1. имеет большой суммарный вес входящих ассоциаций,

2. имеет большой объектный вес (см. запись «I.2. Основные понятия»),

3. мощность множества его состояний мала (т.е. он способен находиться лишь в небольшом числе состояний, в идеале – в единственном);

и одному необязательному:

4. имеет высокую по модулю оценку хотя бы по одной из шкал семантического дифференциала (см. запись «I.3. Регуляторы ассоциаций»).

(Характеристики «большой», «малый» определяются в сравнении с соответствующими средними параметрами конкретного ассоциативного поля (АП).)


Что же значат перечисленные формальные условия в переводе на простой язык? Поясним на идеальном примере.

Символом в кристально чистом, совершенном и ничем не замутненном виде является понятие бог.

В самом деле:

1. с его помощью можно объяснить абсолютно все – т.е. все ассоциации способны привести к нему;

2. как следствие, понятие бога вплетено в неисчислимое количество контекстов;

3. о Боге доподлинно известно лишь одно – Его бытие; а именно: Он существует для одних людей (т.е. в одном множестве ассоциативных полей) и не существует для других (т.е. в другом множестве АП). Мощность множества состояний символа бог в каждом случае равна 1;

4. в большинстве случаев Бог воспринимается как очень хороший и всесильный, хоть и неактивный.

Из примера видно, насколько мощным инструментом является символизация. Однако не стоит воспринимать символизацию объектов, как прием искусственный, как нечто, что расчетливый автор хитроумно подмешивает в текст. Нет, символы абсолютно необходимы для возникновения этической реакции как таковой (об этической реакции см. «I.1. Эксперимент»), но об этом позже.

Сейчас достаточно сказать, что символы – это главные раздражители среди всех объектов ассоциативного поля. Пики читательского внимания всегда приходятся на символизированные объекты в тексте.

Писатель может:

  1. использовать культурно-обусловленные символы (т.е. внешние по отношению к его произведению) и/или
  2. формировать символы самостоятельно в пространстве текста.

Способы символизации объекта напрямую вытекают из условий, которым символ должен удовлетворять.

Чтобы символизировать объект A, необходимо:

1. упоминать объект A в большом числе разнообразных контекстов,

2. менять контексты в зависимости от состояний объекта A (т.е. объект A должен влиять на другие объекты – о влиянии см. «I.2. Основные понятия»),

3. ограничить число состояний объекта A,

4. ассоциативно связывать A с такими объектами, которые между собой имеют сходные характеристики: одинаково хорошие или одинаково плохие, одинаково сильные или одинаково слабые и т.д.


У символов есть негативные стороны:

a) вследствие условия (1) в определении, исходящие от символов ассоциации:

[/LIST]
  • либо подавлены, и потому последовательность ассоциативных переходов в линейном пространстве текста на символах останавливается,
  • либо неконкретны из-за своего многообразия и потому усложняют писателю выбор дальнейшего развития текста.
    [/LIST]
    [/p]

    Но эта сторона сравнительно легко преодолевается, если у писателя есть целостное представление о развитии текста. Существенней другое:

    b) вследствие условия (3) в определении, символы почти не имеют динамики (см. запись «I.2. Основные понятия»).

    Далее приведен краткий, далеко не полный список основных культурно-обусловленных символов. Он дан скорей в иллюстративных целях, чем в прикладных. Список разделен на категории.

    Порядок следования – от сильных к слабым в пределах категории. Сравнивать категории между собой затруднительно, хоть и попытался придерживаться в их расположении того же порядка.


    Живой организм как таковой
    1. смерть
    2. кровь
    3. глаз
    4. сердце
    5. слепота
    6. дыхание
    7. сон
    Человеческое тело
    8. крик
    9. слезы
    10. немота
    11. рука
    12. ладонь
    13. шепот
    Явления природы
    14. ночь
    15. ветер
    16. небо
    17. огонь / пламя
    18. солнце
    19. весна
    20. осень
    21. зима
    22. снег
    23. лед
    24. жар / жара
    25. холод / мороз
    26. рассвет / восход
    27. закат
    28. лето
    Чувства
    29. любовь
    30. ненависть
    Цвета
    31. красный / алый
    32. черный
    33. белый
    Металлы
    34. золото
    35. серебро
    36. железо
    Символы фэнтези
    37. эльф
    38. орк
    39. волшебник
    40. гном
    41. меч
    42. замок
    43. и прочие, окостенелые – см. п.3 определения символа

    До сих пор во всех статьях своей колонки я давал теорию отдельными фрагментами. И хоть фрагменты были связаны и следующие основывались на предшествующих, они не складывалась в цельную картину. Начальные фрагменты собраны! Настало время их соединить.

    В следующей статье «I.5. Механика художественного воздействия» я постараюсь это сделать.


    Продолжение – в статье «I.5. Механика художественного воздействия».
    Написано 7 января 2010 г.




  • 223
    просмотры





      Комментарии


    Ссылка на сообщение8 января 2010 г. 16:46
    А для чего цитата Maksim? Ведь на ней ни один пример не рассмотрен?
    свернуть ветку
     


    Ссылка на сообщение10 января 2010 г. 15:06
    Цитата -- своего рода введение в тему.
    Она полна культурно-обусловленных символов. Я привел ее в надежде, что люди сопоставят слова песни с содержанием статьи.
    Вообще, буквально все использованные в цитате символы перечислены в списке в конце статьи.
     


    Ссылка на сообщение10 января 2010 г. 17:03

    цитата А.Б.

    Я привел ее в надежде, что люди сопоставят слова песни с содержанием статьи

    Для меня, малознакомого с рассматриваемой Вами областью трудно вот так взять и сопоставить, т.е. найти-то в тексте я могу, а зачем? какие выводы можно сделать в каждом конкретном случае?
     


    Ссылка на сообщение11 января 2010 г. 18:46
    Что такое символ, простыми словами?
    Это такое словцо, которое просто скажи -- и уже возникает сильная эмоция, вот так, на пустом месте. Цитата из «Знаешь ли ты» -- это сплошной, едва осмысленный набор символов: рассвет, сон, дыхание, сердце и прочая несвязная белиберда. Она «цепляет» свою публику просто потому, что якобы что-то значит. Но истинный смысл ее в том, чтобы влиять на эмоции такими маленькими укольчиками: пульс в глазах, сломать сердце... Вызывает море ассоциаций, которые, вообще-то, ни к чему конкретному не ведут.
    А сколько схоластических споров провело человечество вокруг понятия бог -- и счесть невозможно. А всего лишь потому, что символы вызывают рассеянную эмоциональную реакцию. Природа их такая.


    Ссылка на сообщение22 апреля 2010 г. 11:04
    Не вижу текст про символы. Все тексты на месте, этого текста нет.Где он? :-(
    свернуть ветку
     


    Ссылка на сообщение16 мая 2010 г. 08:32
    Куда-то потерли, потерли! ??? Восстановил.


    Ссылка на сообщение17 мая 2010 г. 14:41

    цитата

    3. мощность множества его состояний мала (т.е. он способен находится лишь в небольшом числе состояний, в идеале — в единственном);

    Не понятно вообще. Особенно на примере фентезийных символов и исходя из определения в 1.2:

    цитата

    9. состояние объекта — это элемент множества объект**.
    Пример: дан объект — персонаж «девочка». Элементами множества «девочка» являются «девочка бежит», «девочка плачет», «девочка любит», «девочка кричит» и т.д.
    Состояние может быть комплексным. Пример: «девочка в розовом платье смотрит на звезды в лунную ночь и мечтает о мальчике». Главное — чтобы оно удовлетворяло определению объекта: доминировало в восприятии и не требовало выделения внутренней структуры в конкретный момент.


    Я бы подумал, что вы имеете ввиду, что символ должен иметь однозначное смысловое наполнение или что его существование возможно только в однозначном контексте ... Но Бог может быть добрый или злой, милостливый или жадный, справедливый или еще какой-то. Люди (и писатель в рамках текста) способны наполнить бытие бога множеством произвольных оценок и проявлений. Ваша трактовка выглядит несколько произвольно.
    Лето может бежать быстро или плестись, быть жарким или холодным, плодоносным или разорительным. А уж сколько возможно трактовок эльфов... Один рассказ «Мы плывем на запад ...» Олди чего стоит.

    То есть этот пункт мне кажется как минимум лишним. И не думаю, что его стоит заменять на что либо.
    свернуть ветку
     


    Ссылка на сообщение17 мая 2010 г. 21:30
    После проведенной благодаря вашим вопросам ревизии важных деталей в статье I.2. оказалось, что состояний у объекта нет. Это делает п.3 в определении символа действительно лишним. Спасибо, Евгений, за указания на логические ошибки в моих статьях!

    Но! Нельзя бросать определение символа, просто ампутировав часть старого. Тем более что старое основано на исходном тексте I.2., т.е. на существовании объекта-множества «бог», объекта-множества «смерть» и проч. Теперь же объекты — это не множества. Тогда символы превращаются в кластеры ассоциаций с центрами кластеров в тех самых существительных «бог», «смерть» и др., и пункты 1, 2 и 4 определения символа относятся именно к этим существительным — центрам кластеров.
     


    Ссылка на сообщение18 мая 2010 г. 11:22
    Вот и хорошо. Изначально было понятно, что символ — это центр «сильного» ассоциативного поля, способного всегда вызывать «сильную» эмоциональную реакцию.


    Ссылка на сообщение22 июля 2010 г. 21:51
    А.Б., должен ли символ иметь какой-то предел? Существует ли оптимальная емкость, ограничивающая наличие в символе смыслов?
    свернуть ветку
     


    Ссылка на сообщение22 июля 2010 г. 22:41
    Хорошие вопросы. Замечу только, что в переработанном варианте колонки я вообще собирался (и собираюсь) символы исключить. Причина в том, что, да, как точки притяжения ассоциаций они существуют, но в ходе сочинения текста в этой роли почти не осознаются. Любое слово, будь то «бог», «эльф» и др., встраивается в текст при письме исходя из обширного представления о результате, и отдельные слова становятся не столь важны.

    Однако к вашим вопросам. Предел? Думаю, конечно, он существует. Наверное, можно провести эксперименты по его установлению для конкретных слов. Но вопрос этот очень сложный. В первую очередь потому, что определять предел придется по динамическим характеристикам (вопрос-ответ) в конкретных условиях эксперимента у конкретных людей. Однако то, как именно хранится информация в мозге, таким путем не выяснить.

    Если ориентироваться на модели искусственных нейронных сетей (ИНС), то, да, каждая конкретная сеть характеризуется предельным количеством образов, которые она может хранить не зашумленными (и, соответственно, распознавать).

    О емкости. Частично ответил на этот вопрос, говоря об ИНС. Дополню. Мне представляется, что сам символ никаких смыслов в себе не содержит. Он — очаг возбуждения, который активируется чаще других, или сложная конфигурация возбуждений, которая возникает чаще остальных в ответ на широкий круг стимулов. В качестве примера почему-то приходят на ум истовые верующие, у которых любое наблюдение или чужое слово вызывает мысль о Боге.

    Но важно то, что на этой мысли процесс раздумий заканчивается и остается насыщенное эмоциональное переживание. Т.е. возвращаю вас к тому, что указано в статье: символы в предельном случае — это тупики ассоциаций.

    Возвращаясь к первому абзацу, к теме практического применения символов писателем, отмечу, что, по-моему, эффективнее всего задавать систему символов изначально, в ходе обдумывания будущего текста. На этом этапе можно подобрать сильную символику, а дальше уже просто полагаться на ее «врожденную» эмоциональную мощь, но вписывать в текст, не задумываясь каждый раз над глубиной слов-символов.

    Простите, если ответил не то, что вы ожидали прочесть.
     


    Ссылка на сообщение22 июля 2010 г. 23:23
    Спасибо за такой развернутый ответ. Очень интересно. :-) Есть над чем подумать.
    а такой вопрос, что лучше всего предпочесть автору:
    1. Сильные однозначные символы
    2. Однозначные символы, не столь явные, но вызывающие ощущение загадки, тайны, интриги или волшебства
    3. Вполне явные символы, вызывающие пару ассоциаций
    4. Символы, вызывающие бесконечное число ассоциаций. Перечитывая или размышляя над произведением, читатель может делать все новые и новые открытия...
    5. Ограничить использование символов
    6. Использовать в одном произведении все варианты символов
     


    Ссылка на сообщение23 июля 2010 г. 06:29
    Думаю, то, какую из приведенных вами альтернатив выбрать, зависит от исходного материала, на котором вы строите свой текст. Ведь, едва вы задаете первоначальные условия, часть из приведенных альтернатив отсекается сама собой, о чем вы можете даже и не подозревать. При этом руководствоваться типизацией, вроде той, что привели вы, на практике довольно сложно, если вообще возможно. Таким образом, мой ответ в следующем: следуйте за материалом, за его развитием, но каждый раз, когда он дает вам возможность использовать символ, используйте его, не задумываясь при этом над типом символа. Понять, символ перед вами или нет, как правило, довольно просто: думая о слове в контексте вашего произведения, вы чувствуете эмоциональный подъем. Если в какой-то момент возникает выбор из нескольких символизированных объектов, то выбирайте тот, который обеспечивает подъем наибольший.
     


    Ссылка на сообщение23 июля 2010 г. 06:35
    А стоит ли упрощать символы и делать их максимально доступными для читателя (бывает, что не все могут увидеть глубинное) или надеяться, что большинство поймет, как надо?
    Или всем — не угодишь?
     


    Ссылка на сообщение23 июля 2010 г. 07:21
    Хм, вы задаете вопрос в очень абстрактной постановке, на которую отвечу столь же общо: когда как. :-) Не считайте, что увиливаю от ответа. Его невозможно дать на все случаи жизни. Если вы уверены в себе и в своей работе — идите напролом и делайте символику глубокой вплоть до непонятности. Если вы осторожны, то упрощайте смыслы.

    В развитие темы: мне, безусловно, очень приятно, что вы спрашиваете мое мнение по данному вопросу, но хочу вас честно предупредить: возможно, мои мысли окажутся ошибочны и вредны. Дело в том, что проходящий сейчас конкурс «фантЛабораторная работа» показывает слабость моих собственных литературных опытов. Мой рассказ имеет очень низкий рейтинг, из чего напрямую следует: заложенный в нем символизм оказался столь сложен, что читатель совершенно не понял его. Это в том числе ответ на ваш вопрос. Моя неудача абсолютно точно скомпрометирует мои взгляды на писательство и мои творческие техники. Для меня самого эта неудача — серьезный урок с рядом последствий, вас же должен предостеречь от избыточного доверия к моим идеям и разработкам. В этих словах нет ни лукавства, ни позерства.
     


    Ссылка на сообщение23 июля 2010 г. 10:43
    Нет, такой ответ для меня тоже важен.. А последующие слова, как бальзам на душу...:-))):beer:
    У меня с произведением — аналогичная ситуация..Мой символизм тоже не понят...
    Кроме того, я думаю, что в конкурсе не было еще достаточной конструктивной критики. Те, кто оценивал, в основном старался для номинации «Злобный критик», пытаясь показать себя максимально умным и изощренным. Многие (просто уверена) даже не вчитывались в текст, просто бегло пробегали глазами, пытаясь уловить суть...
    И почти никто не обращал внимания на плюсы текстов,так что я не расстраиваюсь (знаю, есть люди, кто оценил мою работу действительно конструктивно! этого было достаточно)...
    Кроме того, тут еще действует определенная политика. Некоторые участники намеренно очерняют достойные работы для того, чтобы их средние тексты получили больше шансов.. И это уже подтвердилось лидерством слабого текста в одном из групп...Делайте выводы и ни в коей мере не расстраивайтесь...
    Но критика тоже позволила мне посмотреть со стороны на текст и увидеть кое-какие моменты, которые можно пересмотреть... Кроме того, на ошибках мы учимся... Главный вопрос, на который надо ответить себе — что мы ждем от своего творчества? :-)


    ⇑ Наверх