В Серых горах монголоидов нет...
.
Преданные фанаты, конечно, изойдут на утренний напалм по поводу этого фильма. И я согласен с ними.
Невзыскательные и мало читающие зрители скажут, что все довольно живо, эффектно, динамично, а местами, и запутано. И тоже будут правы.
.
Авторы сценария столкнулись с проблемой — первые два тома цикла это фактически «Мандалорец» только без Чебурашки, или вариация «Супернатуралов» — странствие, где одна короткая история сменяет другую. Делать так все можно, но при том уровне вложений в сериал, в декорации, драки, костюмы и грим — будет скучновато. Ну, замки, ну ведьмак с деревянной физиономией, ну Лютик... Даже обнаженка не спасает ситуацию. Там, где должен быть филигранный монтаж в стиле Гая Ричи — видны относительно экономные сцены и, я подозреваю, торопливые дубли. Там, где должны изобретательно подходить к показу штурма города — стандартные воющие горожанки.
Приходиться тасовать времена.
Потому первый сезон это отчасти приквел (покажут и взросление Йениффэр и много чего еще), отчасти начало основного сюжета (будет самоубийство Калантэ и бегство Цири от Кагыра), отчасти рассказы первых двух томов.
Сама перетасовка — смотря как бы со стороны и в самых общих чертах — сделана хорошо. То, что показывают вторую битву за Содден и параллельно фермер везет раненого ведьмака навстречу Цири — оно правильно. То, что падение Цинтры показано раньше, чем сцена снятия проклятья с Йожа — да, хорошо. То, что отношения Йениффэр с Тиссаей де Врие прописаны ну очень подробно — вполне оправдано.
Сюжетная обработка как таковая — это вполне себе твердая четверка, причем минус половина балла идет за то, что не читавшему первоисточник зрителю может быть элементарно тяжело разобраться, а второй минус — за скомканность и сокращенность отдельных сцен. Когда Йож пришел заявлять своё право на руку невесты — то «право неожиданности» подано просто как пара слов, причем самых что ни на есть странных. Кто-то бросается за них в бой. Почему? Надо показать само накопление напряжения, само политическое противоречие между рациональностью и обычаем. Это отнесли на «после драки», ужали до безобразия...
.
Есть такая штука, как постановка сцен и хороший вкус.
Насчет последнего тут не то чтобы явные проблемы, но, скорее, неразборчивость авторов, которая напоминает отношение сценаристов японского фэнтези к европейской культуре. Давайте вместо жабы и гадюки скрестим крысу и гадюку. Почему нет? Ведь крысу можно сделать розовой? Иногда такая неосведомленность идёт даже в плюс. Чаще — в суровый минус.
Бывает натурализм, переходящий в кич: тантрическая инициация ещё уродливой Йениффэр, операция по исправлению внешности Йеннифэр с сжиганием её матки в лабораторной жаровне и т.п. Причем там, где можно было бы оставить оригинальный юмор — с невидимой магичкой в ванне — как раз сэкономили на спецэффектах.
Краснолюды, которых играют натуральные карлики — и шобло таких карликов идет бить дракона. Они б еще с болонками на медведя пошли...
Дриады-негритянки — отлично. Их отличие от условных внешних охотников — в данном конкретном случае подчеркивало границу леса. А дриады-мулатки — которых не показали (были белые), но которые, фактически, упоминаются в тексте — тоже были бы в плюс. Но вот монголоидов я не заметил. Равно как индейцев. Выводы делайте сами :)
Калантэ отдает приказ — всё, мы проиграли — и подручный рыцарь начинает разносить по придворным бутылочки с ядом, разве что не держа их на подносе и не отставляя галантно мизинец... Блин, это же не Рейх-45.
И такого много...
Отдельная проблема — батальные сцены.
Да, есть эффектное рубилово в нескольких поединках — ведьмак себя показывает. Будущий император не отстает. И пару раз очень хорошо, на своем месте, выглядит магия. Образ мага-убийцы с подручными чудищами — превосходно! Но сражения — это мимо, и часть поединков с монстрами — откровенно мимо. Драки с драконом — не показали. А вторая битва за Содден — это чистый эпик-фейл с участием Тиссаи де Врие. Тут грустно всё, и маги-смертники Нильфгаарда — это чистые шахиды-камикадзе, причем тупые, как сибирские валенки.
.
Дальше — идёт проработка персонажей, и это уже значительно хуже.
Я понимаю, что тут много субъективности, но...
Ведьмак сам по себе неплох, однако это же человек, который прожил много больше обычного крестьянина или солдата. У него жизненный опыт должен переть даже сквозь маску холодного ублюдка. Нужно было разрабатывать образ, придумывать детали, ракурсы, подачу материала. А тут просто крутой частный детектив 50-х без плаща, зато с холодным оружием. Пойдет? Пойдет. Но хотелось бы круче («Банши» и «Пацаны» подняли планку).
Лютик — слишком обычный.
Йениффер — попала в роль. Калантэ — тоже. Тиссая де Врие — иже с ними. Цири — смотрится старше своего книжного возраста, что и понятно (юную актрису, которая могла бы, захомутали в «Темные начала»).
Роль Кагыра очень сильно переработали и удлинили. Видно, что человек старается.
Кстати, об удлинении ролей — местами это получилось хорошо просто потому, что авторы сценария не рассчитывают представлять слишком многих персонажей в каждом эпизоде. Потому Йениффэр училась с частью магичек «на одном курсе».
Эльфы — категорически не получились. Это не другие-иные-странные. Это просто ушастые придурки.
.
Про материальную культуру я больше помолчу — потому как видна условная «Чехия для всех» (съемки были в Венгрии, но не суть). Замки-музеи и стандартная грязь со съемочных площадок. Из хороших выдумок — у вас ведь другой мир! — можно указать разве что на парящее дерево в башне мага, и на коробку с металлизированными червяками. А про доспехи из морщинистой кожи все уже и так рассказали...
Ну и, конечно, фанатичный Нильфграад. Из самой развитой державы на континенте получился какой-то халифат-в-завоевательном-походе, причем вменяемой идеологии они не рассказывают, а только говорят друг другу «за белое пламя» (почти «марксистско-ленинский образ жизни»).
.
Что еще не очень понравилось — это выбранная цветовая обработка.
.
Итого: есть очень удачные сцены, хорошие серии и среднего качества сериал. Смотреть однозначно надо, но готовности к разочарованию по отдельным моментам это не отменяет.