Жанр: Симулятор ходьбы / Мистический хоррор
Год выхода: 2015
Время прохождения: 5ч
Когда видишь название игры, то первое что приходит в голову — зачем так русские слова коверкать, но на самом деле никакой издёвки тут нет, просто место действия игры — гора Холат-Сяхыл, место где в 50-х трагически погибла группа советских туристов. Причины трагедии не удалось установить до сих пор, выдвигаются разные, в т.ч. самые фантастические версии событий. Эта тайна действительно будоражит воображение, в 2013 году я даже ходил в кино на «Тайну перевала Дятлова», но кинотеатр сгорел вместе с «Зимней вишней» да и ходить в кино больше не с кем, зато есть возможность провести вечер, погрузившись в атмосферу тематической игры от польских разработчиков.
Повествование делится на 3 акта, но первый и последний — это вступление и эпилог, они займут всего несколько минут игрового времени, вся мякотка во втором акте. Сойдя с поезда, мы начинаем исследовать окрестности — нам ничего не объясняют, не ведут за руку. Как выясняется, цель 1 акта — найти карту и компас. Закадровый текст читает Шон Бин собственной персоной (!), довольно неожиданный ход, но само по себе участие Бина в любом проекте это уже почти спойлер. Со второго акта собственно и начинается игра — мы находимся возле туристической палатки, рядом потухший костерок. Палатки здесь играют важную роль — это островки безопасности, места сохранения и точки быстрого перемещения в одном флаконе. Достаем компас, изучаем карту и вперед — навстречу зимнему ужасу и беспросветному отчаянью.
Из прочих туристических атрибутов только фонарик, но я его вообще не использовал, он просто не нужен. Т.к. игра не про выживание, то от холода, голода и прочих «радостей жизни» наш персонаж не страдает, но всё же отдать концы в игре можно запросто, причем несколькими способами, об этом позже. Рассматривая карту, обращаем внимание на отмеченные в левом верхнем углу координаты — это места, которые нам надо посетить в обязательном порядке. Главная цель — найти как можно больше записок, проливающих свет на таинственные события (скорее всё больше запутывающие). Хотя записки подсвечены и при приближении к ним мы слышим звук полощущейся на ветру бумаги, найти их все будет непросто. Сложность здесь выбирать нельзя, играл я без гайдов, поэтому собрать всё не удалось, но кое-что прочитал, конечно.
Главную опасность представляют оранжевые призраки, которые появляются прямо из ниоткуда — при виде их нужно бежать, иначе зачекают и придётся начинать с ближайшего автосейва. Призраков в темноте видно издалека, убежать от них несложно, но иногда они заставляют понервничать, особенно много их в ключевых сюжетных локациях. Есть ещё желтые призраки мужчин и женщин (видимо, дятловцы) — это хорошие духи, ходячие подсказки — если они бегут, то надо тоже бежать, прячутся — ищите укрытие. В заскриптованных сценах появляется оранжевый туман, инстинктивно понятно, что это бяка, и от неё надо бежать сломя голову. Из менее экстравагантных способов распрощаться с жизнью — падение в пропасть или в замаскированную волчью яму. Учиться приходится на своих ошибках, короче, кто утонет, тот больше купаться не будет — всё, как в жизни.
Те, кто ждёт от игры сюжетных откровений, получат серьезное разочарование. Поляки не стали рисковать и просто собрали все самые невероятные версии, свалили их в одну кучу и небрежно перемешали, в итоге вышел полный винегрет, после чтения нескольких записок приходишь к выводу, что в сюжет вникать бесполезно, пусть там этот Шон Бин бухтит про космические корабли, бороздящие просторы Большого театра, а мы го дальше исследовать. Просто гулять по мрачному зимнему лесу — это уже большое удовольствие, призраки немного портят медитативный настрой, но свалить от них, как я уже говорил, можно без особого труда, несмотря на то, что наш персонаж способен пробежать за один рывок расстояние меньше, чем пожилой астматик.
Атмосфера — вот зачем нужно запускать эту игру, «мы промозглого отчаянья вновь штурмуем бастион», как сказал Поэт. Отличная графика, картинка просто завораживает, такое чувство, что действительно ходишь по тем краям. Хотя игра вышла в релиз 4 года назад, по этому показателю она может дать фору даже многим современным проектам. Второе достоинство игры — звуковое сопровождение, здесь тоже всё просто от души душевно в душу — хруст веток под ногами, леденящий кровь волчий вой, завывание ветра — для зрения и слуха игра предоставляет полную иллюзию присутствия. Музыки немного, но она есть, особенно запомнилась песня в исполнении Мэри-Элизабет Макглинн, звучащая во время финальных титров, даже жаль что они заканчиваются.
Жаль, что сюжет и геймплей подкачали, но игра безусловно стоит внимания. Пройти её будет нелегко, пугающих моментов здесь мало, скримеры так и вовсе отсутствуют (слава тебе Господи), но вся боль и хардкор — в необходимости ориентироваться только по карте и компасу, что для современного юзера, избалованного казуальным геймплеем современных игр, наказание пуще ядерной войны. В школе я прогуливал географию, вместо этого играл в футбол, туризмом головного мозга тоже не страдаю и вообще компас для меня всё одно, что смартфон для неандертальца. Тем не менее, воля к победе, азарт исследователя и упорство приведут к успеху. Когда мне оставалось посетить две последние локации, я заблудился, ходил кругами наверное час, проклиная всё на свете, но всё же нашёл нужный свёрток и продвинулся дальше, так что всё зависит только от вас, а игра — ну не зря её номинировали на звание самого хардкорного проекта года, перевал Дятлова — не место для слабаков.
Оценка: 7/10