Король Лир. 1970. СССР
Режиссёр: Григорий Козинцев
+
Король Лир. 1971. Великобритания, Дания
Режиссёр: Питер Брук
Что может быть общего у Григория Козинцева и Питера Брука?
С одной стороны Григорий Козинцев, который начинал свою работу в кинематографе еще в 1920х годах в соавторстве с Леонидом Траубергом. Начинали они с практически нахальной нэповской почти фантастики «Похождения Октябрины» и потом добрались даже до гоголевской «Шинели». В 1940х годах Козинцев неоднократно обращался к Шекспиру на сцене театра. А вот в конце кинокарьеры Козинцев уже один без соавтора снова вернулся к вневременной мировой классике. Сначала к Сервантесу, а затем и к Шекспиру. В 1964 году он снял известного «Гамлета» со Смоктуновским в главной роли. А картина 1970 года «Король Лир» — стала своеобразным венцом его кинематографической карьеры, настоящей короной.
С другой стороны Питер Брук — английский театральный режиссёр, практически начавший с родного для него Шекспира, поставил ряд его пьес на сцене, но в кинематографе стал известен в первую очередь как постановщик «Повелителя мух» Уильяма Голдинга. Так что после театральных постановок «Меры за меру», «Зимней сказки», «Гамлета», «Тита Андроника» последовал и «Король Лир». Но до киноэкрана бруковская версия «Короля Лира» дошла лишь спустя почти десятилетие. Зато исполнитель главной роли, Пол Скофилд, остался на месте, как и многие другие актёры. И «Король Лир» 1971 года у Брука занял прочную позицию примерно в середине его творческого пути.
Так практически встретились два режиссёра из разных поколений и из разных стран. Козинцев примерно на двадцать лет старше и на много километров дальше от английского театра. Но Шекспир их соединил — их фильмы вышли на экраны с промежутком всего в один год. Две картины очень разные и при этом очень схожие. Обе сняты намеренно на чёрно-белую плёнку. Обе представляют собой ценность не только как театральная постановка, но и как кино — они полны интересных находок и трактовок.
Работа Брука выглядит более резкой и намеренно грубой, как кинематографически, так и по антуражу. Брук часто фокусирует кадр не ровно на персонаже, а режет его пополам. Сами актёры одеты в нечто странное и порой даже дикое — так трактуется старое лировское время. А Лир в исполнении Скофилда выглядит весьма брутально...
Козинцев же выполняет всё гораздо более тонко и интеллигентно. Его кадр ровнее, вывереннее, монтаж тоньше. А костюмы явно из более поздних времен — всё выглядит практически как во времена самого Шекспира. Да и Лир у Козинцева в исполнении Юри Ярвета очень мягкий и добрый — совсем иной образ. Его безумие более сглаженное и симпатичное, а вместе с тем трогательное.
Так что, сколько существует гениальных режиссёров, столько может быть и гениальных трактовок...
Читайте также о книге.