Евгений Водолазкин


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Рецензии на фантастические книги» > Евгений Водолазкин, "Брисбен"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Евгений Водолазкин, «Брисбен»

Статья написана 2 ноября 2019 г. 13:00

(предупреждение о спойлерах)

Это уже третья книга Евгения, что попала мне в руки. В целом мне нравится, как он пишет. Просто, лаконично, психологично, с уклоном в историю. Все его романы – это взгляд в прошлое, и везде связь человека современного с человеком прошлого: в «Лавре» со средневековым, в «Авиаторе» — столетней давности, в «Брисбене» — с человеком, родившемся в позднесоветскую эпоху. В «Брисбене» две сюжетные линии параллельно повествуют о прошлом и настоящем одного и того же человека, музыканта Глеба Яновского. Фантастического элемента на этот раз у Евгения нет, зато автобиографичность очень чувствуется. Из-за этого книга получилась более откровенной и личной.

Отчасти это прекрасно – но есть и печальная сторона. В «Брисбене» очень сильна депрессивность и ощущение бессилия перед трагической судьбой. Все три упомянутых романа объединены темой борьбы человека со смертью. В «Лавре» и «Авиаторе» чудесный (фантастический) элемент позволяет герою всемогущую смерть на время отогнать – от себя или от окружающих; в «Брисбене» героя ждет провал. Смерть начинает Глеба преследовать с юных лет: его сводный брат убивает у него на глазах человека, затем он становится свидетелем смерти на пляже прекрасной девушки, которая ему так понравилась. Умирают его дедушка и бабушка, затем отец, брат, и так далее. У него начинается болезнь Паркинсона, и Глеб больше не может играть на музыкальных инструментах. Под конец в его жизни вдруг появляется девочка, которую он считает своей дочерью, и это вдохновляет его – но чуда не происходит, и девочка тоже болеет и умирает. Глеб все время повторяет фразу, услышанную в сумасшедшем доме: «Жизнь — это долгая подготовка к смерти». Если бы таким танатологическим был только «Брисбен», но все три книги Евгения, что я прочел, в этом похожи. К сожалению, на современной русской литературе вообще лежит налет депрессивности и безысходности. В этом плане она проигрывает западному искусству, где герой чаще хоть и страдает, но прорывается к миру в душе.

Прекрасны женские образы в творчестве Водолазкина. Спутницами его героев становятся чистые, благородные, верные женщины. У меня ощущение, что и Катя здесь и Настя в «Авиаторе» написаны с одной и той же реальной женщины. Словно для контраста введены Ганна-феменка и Анна – первый сексуальный опыт Глеба, она же мать Веры. И носят одинаковые имена. Любопытна и русско-немецкая тема: отчего-то Евгения она занимает. И русско-украинская (тут все очевидно, позиция автора по отношению к украинскому национализму хорошо видна).

Идея о том, что нужно жить сегодняшним днем, ловить момент, а не гнаться за иллюзиями, не жить мыслями о прошлом или мечтами о будущем и дальних странах – не нова. Но лично мне для ее доказательства в «Брисбене» чего-то не хватило: наверное, ощущения вкуса жизни, этого самого реального момента. Наоборот, герой все время копается в прошлом, словно хочет отыскать там что-то, а что он берет от жизни для себя? Сам Глеб людям щедро дает свой талант, но взамен получает мало хорошего. Он несчастлив и ничего не предпринимает для того, чтобы это изменить. Он прекрасный человек, но пассивный созерцатель, как Иннокентий Платонов. Оба что-то недополучили от жизни в детстве – и, когда выросли, уже не знают, как это взять самостоятельно. И дома и в школе Глеб слышал вещи вроде «жутко жуку жить на суку», и это превратилось в негативную программу. В итоге музыка (в которой он достигает невиданных высот), как и литературный язык для Глеба — формы эскапизма: «Когда спать стало уже невозможно, он обратился к чтению. Оказалось, что книги, правильно подобранные, ограждали от действительности не хуже сна».

Вместе с тем, в романе много здоровых идей, особенно в социальном аспекте, нельзя это не отметить. «Не надо решать проблемы народа — ты же видишь, чем это обычно кончается. Реши свою. Пусть каждый решит свою, и все у народа будет в порядке». «В искусстве лучше недосказать, чем сказать слишком много. А зрители будут плакать о своем». «С точки зрения вечности нет ни времени, ни направления. Так что жизнь — это не момент настоящего, а все прожитые тобой моменты». «Пореже говори мы. Я значит гораздо больше». «Знаешь, в чем твоя ошибка? Ты считаешь, что ради хорошего стейка нужно сменить систему. Я же думаю, что нужно просто научиться хорошо готовить. А система — она подтянется».

https://fantlab.ru/work1065914





1381
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение2 ноября 2019 г. 22:47
Вот черт, спасибо за спойлеры :-( Теперь я наверняка знаю, что все умрут, и читать не стоит :-(((:-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2019 г. 15:29
Я же в начале предупредил, что будут спойлеры. Благодарите себя теперь.
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2019 г. 23:53
Поблагодарю, а с каких пор мы на вы? %-\
 


Ссылка на сообщение5 ноября 2019 г. 00:57
Не признал???
 


Ссылка на сообщение5 ноября 2019 г. 17:48
А в профиль заглянуть? :-)))
 


Ссылка на сообщение5 ноября 2019 г. 22:23
Привееееет! (Обнимает)
 


Ссылка на сообщение5 ноября 2019 г. 22:34
:beer::cool!:


Ссылка на сообщение3 ноября 2019 г. 19:45
Уважаю Ваше мнение. На мой взгляд, книжка отнюдь не «депрессивная». Этот роман рассказывает, как человек несмотря на все смерти, с которыми он сталкивается в своей жизни, остается жить, а не сдается Смерти. Неслучайно книжка заканчивается тем, что Глеб отрицает гибель своей матери и утверждает, что она жива.
Да и касательно современной русской литературы Вы её как-то слишком хлестко припечатали. Допустим, романы Славниковой унылы. Зато у Алексея Иванова, Захара Прилепина, Александра Попова они как раз о том, что страдания и всяческие напасти не побеждают Жизнь, а, напротив, она оказывается сильнее.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 ноября 2019 г. 11:36
Как раз Иванова я и имел в виду. Вспомните, какой безысходностью веет от его «Географа», особенно от концовки. А «Обитель» Прилепина — где там оптимизм? Там жесть полная. Быков, Сальников, Водолазкин — все пишут о смерти, страданиях, убийствах, пьянках. У Яхиной почти все герои умирают в «Зулейхе». И веет отовсюду бесперспективностью и тоской.

В фантастике, правда, получше. Больше оптимизма.
 


Ссылка на сообщение5 ноября 2019 г. 18:26

цитата jelounov

все пишут о смерти, страданиях, убийствах, пьянках

Ну вот это, конечно, вообще за гранью.
 


Ссылка на сообщение5 ноября 2019 г. 22:22
)))))
 


Ссылка на сообщение6 ноября 2019 г. 10:03
Какая же безысходность в «Географе», да и в других романах Иванова? Напротив, в том же «Географе» главная идея в том, что жизнь трудна, но прекрасна. В ней всегда есть потери, но они не ломают того же главного героя, а дают силы жить дальше. Даже «Обитель» на что мрачный роман, и то он о непобедимости духа человека.
Что касается Яхиной, Быкова, Славниковой, то это современная русскоязычная литература, но совершенно не русская. Вот эта нерусская литература и переживает нравственный упадок, равно как и современное ТВ, СМИ, то есть совокупная русскоязычная, но не русская медиасреда.


Ссылка на сообщение4 ноября 2019 г. 16:09

цитата

К сожалению, на современной русской литературе вообще лежит налет депрессивности и безысходности. В этом плане она проигрывает западному искусству, где герой чаще хоть и страдает, но прорывается к миру в душе.
Крайне сложно принять подобное — и на Западе за глаза хватает депрессии-безысходности, и у нас за глаза всякого-разного оптимизма...

Литература сейчас очень разная — найти можно что-угодно...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 ноября 2019 г. 11:30
У нас это что-то в ментальности.
Вот фантастика отечественная — да, более позитивная. А «большая литература» — одна грусть-тоска.
 


Ссылка на сообщение5 ноября 2019 г. 13:36

цитата jelounov

У нас это что-то в ментальности.
Живя в весьма непростых условиях (хотя бы климатических), русские в массе своей невероятно позитивны-оптимистичны:

«Завтра будет лучше, чем вчера!» (с)

цитата jelounov

«большая литература» — одна грусть-тоска
Ну отчего же...

Те же Анна Козлова и Александр Снегирёв, как раз, совсем наоборот...

А уж они-то обласканы вниманием, к примеру:

Анна Жучкова. Новые экзистенциалисты: Александр Снегирев, Анна Козлова // Знамя, 2017, №12, с. 163-172.

И подобного рода примеров можно привести... :-)


⇑ Наверх