Коротко об


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Beksultan» > Коротко об "Аватаре"...
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Коротко об «Аватаре»...

Статья написана 29 декабря 2009 г. 20:42

Посмотрел я таки «Аватар» Джеймса Кэмерона. И вот опять в нарушение своих привычек, написал отзыв. И это опять будет апологетический отзыв!

В принципе, к нашумевшим премьерам я отношусь с прохладцей и изрядной подозрительностью. Чаще всего смотрю новые фильмы после довольно долгой паузы, выждав пока уляжется шумиха. Но в случае нового фильма Кэмерона было несколько факторов, приведших к тому, что я, преодолев свою природную лень, проявил некоторую активность и постарался увидеть фильм как можно более ранее.

Во-первых, восторженные отзывы довольно большого числа лаборантов. Во-вторых, то, что фильм снял Кэмерон, фильмам которого я, за редким исключением, очень симпатизирую. Ну и наконец, многочисленные упоминания о том, что в основу фильма легли произведения, знакомые и высоко мной ценимые. Рассказ Пола Андерсона «Зовите меня Джо», повесть Гарри Гаррисона «Неукротимая планета», марсианский цикл Берроуза о Джоне Картере и т.д. Было очень интересно, как режиссеру удалось перенести знакомые с детства образы на экран. Как мне казалось, это очень сложно технически и, в определенном смысле, творчески. И, нарушая интригу, хочется заметить, что Кэмерону это удалось. Все же он мастер с большой буквы.

Не хочется ввязываться в долгий спор о том, нарушил или нет Кэмерон авторские права. Победителей как известно не судят. Но все же хочу указать на пару моментов. Очень много совпадений у фильма Кэмерона и рассказа Пола Андерсона, но при этом имя последнего не указано в титрах. Тогда как после премьеры первого Терминатора, Харлан Эллисон предъявил претензии к Кэмерону по поводу нарушения авторских прав, хотя сходство было довольно отдаленным. Как результат, режиссеру пришлось ввести имя Эллисона в титры. Как то несправедливо получается. И еще. Кэмерон после начала проката «Аватара», называя источники, служившие ему вдохновением, называл Берроуза и книжную фантастику в целом, при этом вообще не упоминая имени Пола Андерсона, что очень разозлило фэнов, быстро распознавших в сюжетной канве «Аватара» следы рассказа Андерсона. Довольно примечательный факт. К случаю вспомнил одну полушутливую, полусерьезную цитату:

цитата

Опытный преступник иногда нарочно дает поймать себя на мелком ограблении, чтобы не вскрылось его участие в убийстве. Не может ли быть, что Набоков так блистательно описал увлечение нимфетками только для того, чтобы не вскрылось его горячечное, эротическое, безнадежное увлечение бабочками? (Игорь Ефимов).

Вообще Кэмерон очень умелый и аккуратный ремесленник. Каждый его фильм выверен и тщательно продуман стратегически. Например, в начале «Аватара» Джейк Салли произносит за кадром фразу о том, что поставить его на ноги не проблема для современных медицинских технологий, добавляя при этом «...но не на мою ветеранскую пенсию». Я так думаю, говорит он это специально для тех въедливых зрителей, что вздумают копаться, выискивая нестыковки в фильме. И тогда, вымышленный обмен репликами кинозрителя и режиссера выглядел бы как диалог мальчишек, играющих в войнушку: «Я тебя убил! Аж три раза!» — «А вот хрен тебе, я в танке!» :-)

Не видел «Покахонтас» и «Танцы с волками», чтобы судить об их влиянии на «Аватар». Но, я например, после просмотра вспомнил роман Райдера Хаггарда «Дочь Монтесумы». Также можно вспомнить мультфильм «Долина папоротников: Последний тропический лес». В такую игру, если подумать, можно играть бесконечно. На форуме фантлаба кто-то обронил фразу, что поединок полковника, облаченного в роботизированный экзоскелет MK-6 AMP, с аватаром Джейка Салли, напоминает знаменитую битву лейтенанта Рипли на робопогрузчике с Чужим. В свете этой теории, рискну предположить, что момент, когда аватар Джейка Салли повисает на ракете шаттла в финальной битве На'ви с землянами, это аллюзия на «Правдивую ложь», а многочисленные случаи задержки дыхания — это конечно же намек на «Бездну«! Да и вообще, пилот вертолета Труди Шакон, в исполнении Мишель Родригес, похожа на Линду Гамильтон во втором Терминаторе. Прическа «конский хвост», белая майка... Поэтому, наверное, Кэмерон проявил такой интерес к кандидатуре Мишель Родригес на эту роль?.. :-)))

Если же говорить серьезно, то аллюзий и ассоциаций масса. Я, например, восхитился смелостью Кэмерона (или его концепт-дизайнеров) забацавших летающих существ, один в один похожих на вертолет с рисунков Леонардо да Винчи.

Позабавила распределенная сеть из На'ви, объединенных в сверхмощный кластер с помощью священного древа для  выполнения такой серьезной файловой операции, как копирование сознания из тела землянина в тело аватара. Надо заметить, что аватары, судя по всему, биологически не совсем идентичны На'ви. Иначе как объяснить, что у них пять пальцев на руках, в то время как у На'ви их четыре? Да, кстати, интересно, почему все живые твари на Пандоре имеют по четыре руки/ноги/крыла, в то время как у На'ви их всего лишь две?

Сам же интерфейс, позволяющий проделать подобное объединение, скрытый в косе На'ви, тоже выглядит знакомым. То ли по «Матрице», то ли по «Экзистенции» Кроненберга...

В сцене же самоубийственной конной атаки На'ви на землян, защищенных броней экзокостюмов, вооруженных автоматами, я, пугая жену, завопил: «Атака лёгкой кавалерийской бригады под Балаклавой!» И повторил слова французского маршала Пьера Боске, бывшего при этом очевидцем, «Это было великолепно, но так не воюют».

После просмотра очень много обдумывал увиденное. А такое бывает со мной редко. Что еще раз доказывает, что у Кэмерона получился очень цельный и крепкий фильм. И вот пара предположений от меня, сугубо личных. Странное поведение Труди Шакон, решившейся на героизм и самопожертвование, мне почему-то кажется, можно объяснить тем, что она влюблена в Джейка Салли. Молча и безответно.

И еще. Почему то мне кажется, что смерть брата-близнеца Джейка была вовсе не случайной. Явно это дело рук Сельфриджа и Куоритча, людей определенно преступных и беспринципных. Судите сами. Действия военных зашли на Пандоре в тупик. Чтобы получить нужные сведения им нужен был среди аватаров свой человек. Не ученый. Гибель исследователя, участвующего в программе «Аватар», имеющего брата-близнеца, морского пехотинца, да еще вдобавок инвалида-ветерана, была им только на руку. Ведь прибытие Джейка сослужило им неплохую службу. Он все-таки разузнал им много полезного об устройстве Дерева и сообщества На'ви.

Но довольно умствований! Фильм меня пробил. Навылет. Совершенно крышесносящее зрелище джунглей Пандоры, летающих островов, полетов на крылатых ящерах. А какова картина комплекса кораблей, летящих к Пандоре! И коротенькая сцена в невесомости у анабиозных камер! Хотелось плакать, от того, что сцены, которые я когда-то представлял мальчишкой, читая эту всю свою фантастику, какой-то умный и искусный волшебник воплотил в плоть и кровь, которые можно увидеть на экране.

До просмотра невозможно представить, что трехметровое синее существо, похожее на кошку, с хвостом и треугольными ушами, может казаться красивой. А после просмотра ты практически влюблен в Нейтири!

Вот и получается, что, начав просмотр фильма с большей долей скепсиса, я почему-то до сих пор не могу выкинуть из головы сцены из фильма. Разве это не определение шедевра?

Пафос конечно можно выгребать лопатой, но кому, какое дело до этого! Кэмерон опять сотворил Зрелище с большой буквы. Большое спасибо ему за это!





334
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение30 декабря 2009 г. 01:48

цитата Beksultan

Почему то мне кажется, что смерть брата-близнеца Джейка была вовсе не случайной
Мне вообще показалось странно, что аватаров делали только для ученых. Давно можно было сделать аватара(ов) для военных. Вместо этого ждать, что у одного из исследователей окажется близнец+морпех, чтобы его убить и сделать брату предложение..... Маловероятно.
Еще удивило, что Джейк за столь долгое время общения с Нави ни разу не сказал о предстоящей операции, не попытался договориться, и никак не заикнулся о целях землян. Он-то как раз мог бы стать посредником.
По поводу Труди — она просто была против несправедливости, которая творилась. Надо было показать,что у Джейка сторонники не только среди ученых, но и среди военных.
Вообще в Джейке не видно каких-то особых качеств, чтобы оказаться вдруг таким прирожденным лидером, способным увлечь за собой. Чуть больше харизматичности — и можно поверить, что он может и самого крупного хищника укротить, и сердце у него доброе и т. д. Но вот в самом Джейке мне не удалось увидеть «чего-то такого, эдакого (щелкает пальцами)». Зато все это есть в его аватаре! Или Джейка мало показали?..
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 декабря 2009 г. 05:31

цитата zmey-uj

что аватаров делали только для ученых
— тихий саботаж самих ученых?

цитата zmey-uj

что Джейк за столь долгое время общения с Нави ни разу не сказал о предстоящей операции, не попытался договориться
— может боялся, что его сразу выкинут за ворота и его обучение не состоится?

цитата zmey-uj

По поводу Труди — она просто была против несправедливости, которая творилась. Надо было показать,что у Джейка сторонники не только среди ученых, но и среди военных.
— так я же написал, что это исключительно мое видение.

цитата zmey-uj

Вообще в Джейке не видно каких-то особых качеств, чтобы оказаться вдруг таким прирожденным лидером, способным увлечь за собой.
— а мне он показался довольно решительным и упертым парнем.

цитата zmey-uj

Зато все это есть в его аватаре!
— совершенно с вами согласен. Думаю, что это не в последнюю очередь заслуга безвестного На'ви, донора ДНК для аватара. Наверное, это был какой-то потомок знаменитых вождей На'ви, наездников туроков.


Ссылка на сообщение30 декабря 2009 г. 08:20

цитата Beksultan

тихий саботаж самих ученых
Нет, почему. Я так понимаю, они работали на деньги Корпорации и делали что им скажут. Тогда для «дипломатического решения» надо было пробовать разные пути. За столько времени это не удавалось ученым — должны были бы попробовать и военные.
А вообще, для чего было лезть в аватаров при общении с местными? Только чтобы маску для дыхания не надевать? Аватары стоили кучу денег, зачем столько тратить на изучение планеты и населения, нельзя ли было остаться в своем теле?..

цитата Beksultan

боялся, что его сразу выкинут за ворота
Необязательно выпаливать все от начала до конца. Но хотя бы обрисовать сложность ситуации. Ну не Джейк, ну Грейс рассказала бы (это же ей и было поручено), а Джейк подтвердил бы. Что он думал, это никогда не раскроется, или к тому времени его уже примут как своего и все обойдется?

цитата Beksultan

показался довольно решительным и упертым парнем.
Мне тоже. И доброжелательным, и даже немного наивным (так и казалось, что полковник его проведет, пообещает ноги и не сделает). Но не выдающимся. А чтобы совершить все те подвиги, и чтобы на него сразу пало «благословение» духов, нужно, по-моему, больше.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 декабря 2009 г. 08:53

цитата zmey-uj

А вообще, для чего было лезть в аватаров при общении с местными?
— мне тоже этот момент кажется спорным. Наверное, это все из-за того, что сюжет переносился из рассказа Андерсона «Зовите меня Джо». Там все было закономерно, люди не могли сами высаживаться на Юпитер, потому как тамошних условий не то что люди, никакое оборудование не вынесло бы. И, заметьте, расу юпитерян, одним из которых был Джо, земляне создали сами с нуля, спроектировав их именно такими, предназначенными для выполнения определенных задач.
 


Ссылка на сообщение30 декабря 2009 г. 09:07
Помню, рассказ понравился, перечитать бы надо, но как раз до самого простого, как обычно, руки и не доходят.


⇑ Наверх