Вот я, собственно, и подобрался к вопросу, чем же собственно ценна сама Трилогия и почему превозносить первую «Матрицу», отрицая продолжения — значит не понимать смысла культурной аллегории Матрицы. В принципе, первый фильм полностью самодостаточен, начинён по самое не балуйся всякими умными мыслями, так что если на свет не появилось бы продолжений, то братьях Вачовски и так получили бы репутацию редкостных талантищ. Заряженная до предела революционным пафосом «Матрица» даже будучи в гордом одиночестве будоражила умы простого обывателя и пишущей братии. Вполне конкретный мессидж «Прозрей и Восстань!» декларировал безусловную ценность Свободы и Знаний, а сам фильм утверждал культ Разума. Ведь главная сила в фильме – это именно разум, освободившийся от иллюзий и отвергший навязанную Матрицей псевдореальность. Открытая концовка, в принципе, не давала поводов для разночтений: Сопротивление обрело своего супергероя, который начал активно пробуждать заснувшие умы, донося до них Правду об истинном положении вещей и, совершенно очевидно было, что благодаря нему всё закончится хорошо.
Темница для разума
Но вместе с позитивом, в «Матрицу» был заложен и весьма бодрый заряд негатива, который не преминули заметить наиболее наблюдательные критики. При всём своём оптимизме, она оставляла после просмотра какое-то очень уж мрачное и гнетущее ощущение. Ведь, как вы уже наверное поняли, Матрица — это не просто «нейроинтерактивная модель», это метафора нашего мира. Мира, в котором мы живём. И вдруг оказывается, что наша планета, наш дом родной — не более, чем «темница для разума»! Это и в самом деле не может не угнетать.
Фильм неспроста пронизан духом мироотрицания. Ведь он основан на буддистском мироощущении, которое считает, что наш мир — лишь вместилище страданий, и каждый уважающий себя человек обязан покинуть его путём достижения Нирваны. Свою лепту внесла и гностическая традиция, унаследовавшая античные представления о космосе как о Порядке. Только древних греков этот порядок радовал, а гностиков — угнетал. Последние воспринимали наш мир как концлагерь, с вышками по периметру и цепными собаками у каждого выхода. Поэтому смыслом жизни гностика было стремление сбежать из этой тюрьмы.
Суть негатива эскапистских ноток «Матрицы» очень неплохо изложена в этом отзыве на Кинопоиске. Позиция автора не безупречна, под каждым словом не подпишусь, но изложенная мысль определённо заслуживает внимания:
цитата
Картина содержит в себе идею, ведущую к недоверию людей друг к другу. Я не думаю, что от просмотра Матрицы хоть одному человеку стало легче жить в этом мире. Скорее люди от неё становятся менее дружелюбными, более эгоистичными, капризными, потому что ощущение иллюзорности реальности ни к чему хорошему не приводит, но, видимо, об этом мало кто знает <...> Почему бы не попытаться изменить этот мир в лучшую сторону, а не мечтать о другом? Думаю, если кто-то и манипулирует людьми, загоняет их в темницу, то это неверие в собственные силы.
Карфаген должен быть разрушен?
Такой настрой в «Матрице» царит по очень простой причине: в ней превалирует точка зрения Морфеуса. Этот типичный революционного склада ума человек знает только один способ решения проблемы: поломать, разрушить, возвести на обломках что-то новое. Матрица для него — воплощение Системы, отношение к ней у него чёткое и не предполагающее компромиссов: «Пока Матрица существует, нам свободными не быть»! Невольно его взгляд на Матрицу передаётся и зрителю...
Но братья Вачовски хитрой игрой слов намекают нам, что несгибаемый негр, мягко говоря, не совсем прав. Морфеус носит имя древнегреческого бога сновидений. В «Метаморфозах» Овидия он описывается как мастер создавать для людей иллюзии и водить их за нос. С другой стороны, его корабль, Навуходоносор, носит имя вавилонского царя, тревожные пророческие сны которого свели его с ума. То есть, открытым недвусмысленным текстом нам дают понять, что Морфеус — тот ещё фрукт, а команда корабля, мягко говоря... эээ... не совсем в адеквате. Находясь в плену сладкоречивых проповедей своего капитана, она находится на ложном пути.
Слабость позиции Морфеуса заключается в том, что он уверен, будто бы можно осчастливить людей, просто разрушив Матрицу. Что если освободить их от плена иллюзий, им будет хорошо. Но его стремление навязать силой Свободу всем и каждому сродни идее коммунизма, согласно которой, если всё распределить поровну, то тут же наступит счастье. И уже в самой «Матрице» есть ряд моментов, заставляющих сомневаться в такой точке зрения.
Одним из представителей альтернативного подхода к проблеме является Сайфер. Как бы заочно полемизируя с Морфеусом, он заявляет:
Сайфер: Ты лгал нам, ты жульничал! Расскажи ты тогда правду, мы бы засунули красную таблетку тебе в задницу!
Тринити: Всё не так, он освободил нас.
Сайфер: Освободил?! По твоему — это свобода? Все выполняли его приказы! Если сравнить такую жизнь с Матрицей, то я выбираю Матрицу.
Тринити: Матрица иллюзорна!
Сайфер: Не согласен, Тринити. Я считаю, что Матрица — реальнее этого мира. Здесь я всего лишь вынимаю вилку из розетки. Но там ты увидишь, как Апок умирает... Добро пожаловать в реальный мир!
Наблюдая за этим типом, несложно понять, что как минимум такие как он — уж точно не будут счастливы «освобождению». Его же цитата: «Знаете, что я решил за те десять лет, что свободен? Счастье — в неведении». Сайфер, конечно же — крыса, но некоторые его слова всё же не лишены здравого смысла.
Другой член команды, Маус, находится в «тихой» оппозиции к Морфеусу. Он никого не предаёт, не произносит пафосных речей, но некоторыми благами Матрицы воспользоваться всё же не прочь. В частности, он очень увлечён «девицей в красном», которую сам же и создал.
Маус: Слушай, ты уже прошёл программу уклонения от агентов? Эту программу я написал!
Апок: Ну вот, опять начал.
Маус: Так что ты думаешь о ней?
Нео: О ком?
Маус: О женщине в красном платье. Это я её придумал. Она не очень много говорит, но если бы ты захотел... ну, понимаешь... встретиться с ней, я мог бы организовать более интимную обстановку.
Свич: Тяжела работа цифрового сводника.
Маус: Не обращай внимания на этих лицемеров, Нео. Отрицать наши инстинкты и слабости, значит отрицать саму суть, котрая делает нас людьми.
Не каждый способен жить в «пустыне реальности». На примере Мауса мы видим, что человеческая природа сама вынуждает нас создавать иллюзии, чтобы нам было проще жить в реальном мире. Религия, литература, кино, мифы и предрассудки — всё это человеки придумали не просто так. Жизненная философия Сартра идеально подходит для сильных духом людей, таких, как члены команды Навуходоносора. Для слабых, коих большинство, и к которым относится Сайфер, она не подходит. Этого нюанса Морфеус не учитывает и всех гребёт под одну гребёнку. «Что случится, если Нео победит? Если все съедят по красной таблетке? Мы получим миллиарды голых, слабых бедолаг, у которых нет работы, нет идентичности, нет семей, нет законов, нет традиций, нет надежды, нет этики, нет даже представления о том, что с ними случилось. Нет ничего. Они будут просто кусками мяса среди руин, чье небо рухнуло и чьи боги загадочны, капризны, враждебны и всесильны». — Так рассуждал один из основателей киберпанка Брюс Стерлинг после выхода первой «Матрицы». Главную, по его мнению, проблему фильма он назвал «проблемой хиппи». Суть ее в том, что революция хиппи может существовать только при условии отсутствия победы. В тот момент, когда хиппи победят, их идеология потерпит поражение.
Матрица IV: Кин-дза-дза
Ещё один момент. Свобода, равенство, братство — всё это, конечно же, замечательно. Но повседневная жизнь героев-подпольщиков и в самом деле напоминает сферическое УГ в вакууме. Какое-то тряпьё вместо одежды, еда похожая на сопли... Весьма безрадостная картинка будущего нарисовалась, не правда ли? А ведь имено ТАКОЕ настоящее получат люди, отключённые от Матрицы. Победа над машинами по сценарию Морфеуса просто-напросто отбросит человечество в каменнный век. И разочаровавшиеся в такой «свободе» человеки скорее предпочтут построить новую Матрицу, чем жить в подобных условиях. Этот момент был тонко обыгран в одной юмореске, предполагающей, что сюжет фильма «Кин-дза-дза» на самом деле представляет собой описание мира Матрицы в результате силового разрешения конфликта. Привожу отрывок из этого текста, оригинал которого лежит на сайте Ложки.net:
цитата
Освободившись от гнета механизмов, люди с ужасом обнаружили, что сами-то ничего делать не умеют. Научившись развивать свои способности в виртуальном мире, люди оказались совершенно беспомощными, когда этого мира не стало. Весь образ жизни обитателей планеты Плюк заключается в том, что они пытаются приладить свой старый образ жизни к новой картине мира. Большинство технических достижений на Плюке (гравицаппы, цаки, пепелацы, оружие эцилоппов) — явно наследие прошлых времен. Это видно как по состоянию этих механизмов, так и по тому, что никто до конца не понимает, как они работают. Производство на планете так и не удалось поднять — герои едят все ту же пластиковую кашу, которую кушали герои первой «Матрицы», и одеваются в абсолютно идентичные лохмотья.Hедовольство текущим порядком вещей привело людей к парадоксальному решению — они решили восстановить Матрицу, снова добывая энергию из тепла человеческих тел. В основном это делается за счет преступников (эцихи), но, похоже, что частью силовой установки является и сам господин ПэЖе (чье имя (PG), в свою очередь, ни что иное, как сокращение словосочетания «Power Generator»). Сидя в так называемой ванне (инкубатор), в «шапке с лампочками», он питает энергией своего тела погибающую планету.
Смех смехом, но именно к этому всё как раз и шло. Так что осталась бы «Матрица» очередной банальной байкой о войне мешков с костями против вёдер с болтами, если бы была закольцована сама на себе. И запомнилась бы в анналах кинематографа как очерёдная иллюстрация идей неолуддизма, отрицающих технический прогресс и пропагандирующих лозунг «назад — в пещеры!» Но всё сложилось иначе, фильм обзавёлся сиквелами и история вышла на концептуально новый уровень.
В заключение
Весьма символично, что в начале фильма Нео открывает книгу Бодрийяра именно на странице, где начинается глава «О нигилизме». Нигилизм — это мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов. Иными словами — полнейшее отрицалово всего и вся. «Матрица» и в самом деле буквально пропитана духом нигилизма. При этом скорее задаёт вопросы и ставит зрителя в тупик, чем даёт ответы на них. Фраза «Пока Матрица существует, нам свободными не быть» задаёт тон и стиль всему повествованию первого фильма. Но нигилизм, как правило, предшествует утверждению чего-то другого. Так и здесь: в «Матрице» нам подаётся лишь история рождения Избранного и очёрчивается круг проблем, которые он должен решить. Как одержать верх в войне с машинами? Как принести людям Свободу? И как при этом не отбросить при этом в эпоху палок-копалок? Разбираться с этими вопросами Нео пришлось уже в «Матрице: Перезагрузке» и «Матрице: Революции». Если бы история оборвалась на первом фильме, тема Матрицы былы бы раскрыта не полностью и выглядела бы уж очень однобокой.
Анекдот в тему:
Нео: Да разве мне это по силам?! Морфеус, ты и сильный и мудрый! Будь ты Избранным!
Морфеус: Нет! Не искушай меня, Нео! Это твое бремя! Если я получу твое могущество, я захочу защитить всех слабых и униженных, чтоб сделать их потом своими рабами! Ужасен агент Смит, а ведь я могу стать еще ужаснее!