Клеопатра. 1963. США, Великобритания, Швейцария
Режиссёр: Джозеф Лео Манкевич
Киноверсий жизни легендарной правительницы Египта было много, но ни одна из них не наделала столько шума, сколько фильм 1963 года. Это тот случай, когда история вокруг фильма по своей эпичности чуть ли не превосходит эпичность самого фильма. Хотя уж куда эпичнее, чем сам фильм?
Бюджет картины составил 44 миллиона долларов. И это по курсу 1963 года, то есть сейчас эту сумму нужно помножить примерно на десять. Съёмки и монтаж по многочисленным причинам растянулись на несколько лет. Кинокомпания из-за сложности в производстве фильма едва не обанкротилась. Неоднократно в руководстве картины происходили конфликты и перестановки. Режиссёр и продюсер фильма сменились уже когда фильм был в процессе съёмок, в результате чего пришлось всё много раз менять прямо во время съёмок, в том числе и переписывать сценарий.
А каким бы этот фильм мог быть, если бы... Остался другой режиссёр? Остался другой продюсер? Выбрали другой актёрский состав? Ведь изначально все актёры были другими, и в архивах компании сохранились кадры с другим Цезарем и другим Антонием... И даже роль Клеопатры могла сыграть другая актриса. Причём, по одному из самых первых замыслов эта роль должна была быть исполнена великолепной Дороти Дэндридж. Но поскольку фильм был слишком дорогостоящим и его явно планировали сделать легендой, актрисе с афро-американскими корнями эту роль не дали. Хотя смотрелась бы в ней она куда органичнее... Но время было еще не то.
И наконец — то что мы видим — четыре часа экранного времени — это лишь жалкие обрезки первоначальной версии. Изначально Манкевич планировал сделать два трёхчасовых фильма по схеме двух литературных источников, на которых он в основном и основывался. Первая часть — «Цезарь и Клеопатра» на основе пьесы Бернарда Шоу. Вторая — «Антоний и Клеопатра» на основе одноимённой пьесы Шекспира. Но и тут не вышло. Фильм пришлось практически кастрировать, в итоге целых два часа было выброшено и более того — потеряно!
Ко всему прочему на съёмках разыгрывались настоящие драмы вокруг самой Клеопатры, вернее Элизабет Тейлор, которая играла её роль. Сначала она чуть не умерла из-за серьёзных осложнений от воспаления лёгких, которое она заработала на начальных съёмках. Потом к этому добавился по своему накалу практически достойный самого фильма роман с Ричардом Бёртоном, исполнявшим роль Марка Антония...
Всё это сделало этот фильм своего рода мифом. С этого фильма начался настоящий культ голливудских звёзд. Тейлор впервые в истории потребовала невероятный по тем временам гонорар — миллион долларов. А в итоге заработала целых семь... И это опять же по старому курсу... Режиссёр фильма Джозеф Манкевич настолько надорвался на съёмках, что так толком и не оправился, и сняв после этого лишь несколько картин, отошёл от дел. А уволенный продюсер Уолтер Вангер, за плечами которого было к тому времени уже около шести десятков фильмов, сразу же прекратил свою работу в Голливуде...
Но это всё за кадром. А что же в кадре? Фильм, который до сих пор смотрится и поражает. Несмотря на многочисленные недочёты и недостаток стройности сюжета из-за сильных сокращений.