Забросил совсем эту колонку — сначала по объективным причинам, а затем... Охладел. Завершу последние четыре месяца уже прошлого года.
Лю Цысинь. «Вечная жизнь Смерти»
Окончание истории противостояния землян и трисоляриан, недолгое противостояние землян и всей Галактики, ну, и окончание всех историй, в том числе и Вселенной.
Уже не так впечатлило. Самая интересная мысль была высказана в «Тёмном лесе» — о том, что многочисленные цивилизации, достигнув определённого уровня развития, понимают, что классический контакт и сотрудничество с другими невозможны и следует «сидеть и не отсвечивать». Тут тоже есть несколько занятных идей, как, например, оставить сообщение на сотни миллионов лет, чтобы оно дошло — но упомянуты они мельком, по-хорошему не развёрнуты. Ещё любопытна теория, что Вселенная изначально имела гораздо больше измерений, а нынешние три — результат миллиардолетних войн.
Вообще, когда посыпались рояли из кустов и полетели миллионы лет — начал откровенно позёвывать. Начиналась трилогия как твердокаменная фантастика, а под конец превратилась в фэнтезийную спейс оперу.
Дэвид Митчелл. «Голодный дом»
Самое главное — не верьте вынесенному чуть ли не вперёд названия рекламному призыву, что «в этой книге встречаются все герои предыдущих романов Митчелла»! Персонажи вполне самостоятельные, лишь в конце полноценно появляется один из «Простых смертных». И ещё несколько вскользь упоминаются, причём про некоторых узнаёшь только из специального примечания, а так можно и не заметить.
Собственно, «Простых смертных» роман больше всего и напоминает. Так же главы разделены крупными промежутками времени (на этот раз чётко фиксированными), так же новые герои сталкиваются с несколькими сквозными персонажами, та же мистика, та же погоня за бессмертием...
После великолепной первой пятёрки романов ждёшь от Митчелла чего-то, ну хотя бы на уровне... И то, что простил бы другому автору, не столь любимому — у Митчелла удостоилось лишь среднего балла.
Бедные люди
Ох, с какой же радостью я принялся за своего любимого (одного из, неизменно входящего в десятку самых) автора!
Снова окунуться в грязь и серость петербургских улиц, снова вглядеться в знакомое лицо маленького побитого жизнью старичка Макара Девушкина, снова попенять ему за слепоту в отношении мелочной и недалёкой «маточки» Варвары, снова кинуться за оторвавшейся от вицмундира пуговицей...
Несомненная твёрдая десятка.
Двойник
А не кажется ли вам, милостивые государи, что из этой повести выросли не только доктор Джекилл и булгаковская «Дьяволиада», но и кинговское секретное окно, и даже «Бойцовский клуб»?
Препротивный господин Голядкин в одну ужасную питерскую ночь встречает самого себя и себя из-за этого теряет.
Роман в девяти письмах
Тёмная история, как подружились и рассорились Иван Петрович с Петром Иванычем...
Господин Прохарчин
Копил-копил маленький человек и умер...
Хозяйка
То ли реальная история, похожая на сказку, где злой волшебник держит у себя в плену красну девицу, то ли сказка, попавшая в доходные дома Петербурга Достоевского и ставшая странным приключением одного бедного студента.
Как опасно предаваться честолюбивым снам
Фельетон о чиновнике, ограбленном и попавшем в идиотскую ситуацию.
Стивен Кинг. «Глаза дракона»
С неожиданной стороны здесь раскрывается Король ужасов. Это роман-фэнтези, даже, наверное, сказка. Волшебства тут совсем немного — убитый королём один из последних драконов, придворный чародей, упоминания о давно исчезнувших троллях... Плюс маленький реверанс в сторону Лавкрафта: один из героев читает книгу некоего Альхазреда. На первом плане — злодей, коварно плетущий заговоры, и всё, с этим связанное: предательство, верность, дружба. Занимательное чтение, я доволен.
Дэн Симмонс. Песни Гипериона
Много лет этот цикл стоял первым в списке рекомендаций, который формирует ФантЛаб на основе моих собственных оценок. То есть ФантЛаб абсолютно уверен, что творение Симмонса мне понравится. Но он ошибся!
Первая часть, где незнакомые друг с другом люди на пороге глобальной войны совершают паломничество к некоему божеству, вполне мне зашла. Раздражало обилие цитат Китса, всегда не к месту, от полубезумного поэта, но в целом неплохо.
Но вот продолжение... Ещё более картонные герои (хотя куда уж дальше), Рауль этот — вообще сплошной фейспалм. История даже близко не закончена, но продолжения уже явно не будет.
Что-то совсем я разочаровался в современной фантастике.