***
«Мир миров» — из тех книг с высоким порогом вхождения, где автор изначально обходится с читателем довольно безжалостно, практически ничего не объясняя. Повествование в нем подобно горной реке: оно несется без остановки, непредсказуемые повороты следуют друг за другом, и в любую секунду можно наткнуться на какой-нибудь камень. Поэтому читатель должен быть, прежде всего, внимателен к деталям и ещё терпелив, иначе пороги и стремнины довольно быстро погубят его лодку.
А стремнин много, что видно уже по аннотации! Марсиане, мифобомбы, божества и демоны, энергия веры — как это вообще понимать? Учите ещё два момента: повествование нелинейное, с постоянными флешбеками, и действующих лиц в романе довольно-таки много для произведения, которое не претендует на эпический размах, потому что это всё-таки приключенческая история с одним главным героем. Впрочем, приключения в классическом смысле предполагают путешествия, так что на страницах «Мира миров» мы увидим немало разных причудливых мест с их не менее причудливыми обитателями.
Мирослав Кутшеба, тот самый одержимый демоном мститель — тоже в некотором роде классический герой, чьи действия и помыслы выходят за пределы, в рамках которых вынуждены обитать заурядные люди и даже некоторые нелюди. Жажда мести овладела им без остатка, отголоски случившейся много лет назад трагедии даже не думают ослабевать, и в соответствии с законами нового мира духи тех, кто тогда погиб, следуют за ним по пятам — в буквальном смысле. Он умен, хитер, проницателен и предусмотрителен, неумолим и противоестественно удачлив благодаря помощи одного из божеств, но все-таки уязвим. К тому же противостоят ему ещё более неумолимые противники, обуреваемые жаждой иного рода — жаждой власти и могущества, которая однажды толкнула их на страшное преступление. Исход этого противостояния, с учетом всех деталей, выглядит вещью зыбкой и весьма неоднозначной как с событийной точки зрения, так и в смысле перемен, происходящих в душе главного героя.
Отдельного слова заслуживает мир, придуманный Павлом Майкой. Высвобожденная энергия веры оживила в нём колоссальное количество вымышленных существ самого разного толка, от религиозных до литературных, и чтобы как-то уладить последствия этого устроенного писательской волей хаоса, потребовалась впечатляющая писательская фантазия. Правда, некоторые придающие повествованию особый колорит мифы, легенды и сюжеты не очень хорошо известны русскоязычному читателю (Вавельский дракон, княжна Ванда, пан Твардовский и т.д.), что может несколько усложнить восприятие книги; зато другие мифические и литературные аллюзии отслеживаются без труда (готовьтесь к встрече с героями одной известнейшей волшебной поэмы, а также к погружению в знакомую антиутопию с названием из двух букв). Множество разнородных вымыслов переплелись, образовав довольно пёстрый фон для истории Кутшебы-мстителя, и разглядывать его мне было не менее интересно, чем следить за перипетиями его судьбы.
Как уже было сказано, эта история, в первую очередь, о приключениях. Должна признаться, поначалу мне казалось, что кроме них и волшебного (хоть и пугающего) мира я в книге больше ничего не найду — однако, к счастью, автор развивал свою идею не только вширь, но и до некоторой степени вглубь. Лейтмотивы «Мира миров» — вера и судьба. Вера во всем своем многообразии, от веры в бога или богов и всяких суеверий до веры в литературных персонажей — относительно последних, кстати, невольно вспоминается реальная, пусть и несколько преувеличенная история с паникой радиослушателей, которые 30 октября 1938 года поверили в нашествие марсиан. А ещё есть вера в друзей, в себя, в светлое (или не очень) будущее и в абстрактные (мифические!) понятия вроде чести и т.д. А ещё можно задаться вопросом, способны ли верить во что-то существа, оживленные чужой верой. А ещё… нет, остальные детали вы проясните для себя сами, если решите, что эта книга стоит прочтения.
Итак, резюме: «Мир миров» — авантюрная история о мщении в экзотическом антураже, объединяющем черты стимпанка, «странной» (weird) прозы, альтернативной истории, НФ классического периода, а также в значительной степени опирающемся на мифы, легенды, суеверия и литературу, включая польских и русских авторов. Чтение не из простых, и отзывы демонстрируют, что некоторые попросту заблудились в книге. Увы, и такое бывает. Это объяснимо: что одному — изысканная сложность, то другому — хаос и винегрет. Но лично я прочитанным очень довольна, и в ряду польских писателей-фантастов, чьи произведения мне нравятся, появилось новое имя. С интересом жду продолжения — пусть финал у «Мира миров» достойный, все-таки некоторые очень важные вопросы остались без ответов, а их весьма хочется получить.