Первая мировая война была трагедией, но закончилась она иначе. На Землю высадились марсиане. Вторжение было отбито, плененные на поверхности планеты пришельцы были ассимилированы, но мир изменился безвозвратно. Сброшенные захватчиками мифобомбы освободили энергию веры, которая оживила персонажей из мифов, сказок и легенд. Дома теперь окружают охранными барьерами, божественные патроны охраняют города, а герои и чудовища преданий, былин, романов и исторических хроник так же реальны, как и обыкновенные люди. В этом мире богатый краковский марсианин снаряжает экспедицию, решив найти инопланетный корабль, упавший сразу после войны. Только все участники похода — одержимый демоном мститель, поклявшийся найти каждого, кто виновен в смерти его семьи; созданный в лаборатории слепой бог; зависимый от черного молока идеальный стрелок; юноша, разговаривающий с животными, — преследуют свои цели. Они еще не знают, какой кошмар их ждет впереди, ведь на новой Земле возможно почти все, а настоящие монстры из глубин подсознания только начинают свой путь.
***
«Мир миров» — из тех книг с высоким порогом вхождения, где автор изначально обходится с читателем довольно безжалостно, практически ничего не объясняя. Повествование в нем подобно горной реке: оно несется без остановки, непредсказуемые повороты следуют друг за другом, и в любую секунду можно наткнуться на какой-нибудь камень. Поэтому читатель должен быть, прежде всего, внимателен к деталям и ещё терпелив, иначе пороги и стремнины довольно быстро погубят его лодку.
А стремнин много, что видно уже по аннотации! Марсиане, мифобомбы, божества и демоны, энергия веры — как это вообще понимать? Учите ещё два момента: повествование нелинейное, с постоянными флешбеками, и действующих лиц в романе довольно-таки много для произведения, которое не претендует на эпический размах, потому что это всё-таки приключенческая история с одним главным героем. Впрочем, приключения в классическом смысле предполагают путешествия, так что на страницах «Мира миров» мы увидим немало разных причудливых мест с их не менее причудливыми обитателями.
Мирослав Кутшеба, тот самый одержимый демоном мститель — тоже в некотором роде классический герой, чьи действия и помыслы выходят за пределы, в рамках которых вынуждены обитать заурядные люди и даже некоторые нелюди. Жажда мести овладела им без остатка, отголоски случившейся много лет назад трагедии даже не думают ослабевать, и в соответствии с законами нового мира духи тех, кто тогда погиб, следуют за ним по пятам — в буквальном смысле. Он умен, хитер, проницателен и предусмотрителен, неумолим и противоестественно удачлив благодаря помощи одного из божеств, но все-таки уязвим. К тому же противостоят ему ещё более неумолимые противники, обуреваемые жаждой иного рода — жаждой власти и могущества, которая однажды толкнула их на страшное преступление. Исход этого противостояния, с учетом всех деталей, выглядит вещью зыбкой и весьма неоднозначной как с событийной точки зрения, так и в смысле перемен, происходящих в душе главного героя.
Отдельного слова заслуживает мир, придуманный Павлом Майкой. Высвобожденная энергия веры оживила в нём колоссальное количество вымышленных существ самого разного толка, от религиозных до литературных, и чтобы как-то уладить последствия этого устроенного писательской волей хаоса, потребовалась впечатляющая писательская фантазия. Правда, некоторые придающие повествованию особый колорит мифы, легенды и сюжеты не очень хорошо известны русскоязычному читателю (Вавельский дракон, княжна Ванда, пан Твардовский и т.д.), что может несколько усложнить восприятие книги; зато другие мифические и литературные аллюзии отслеживаются без труда (готовьтесь к встрече с героями одной известнейшей волшебной поэмы, а также к погружению в знакомую антиутопию с названием из двух букв). Множество разнородных вымыслов переплелись, образовав довольно пёстрый фон для истории Кутшебы-мстителя, и разглядывать его мне было не менее интересно, чем следить за перипетиями его судьбы.
Как уже было сказано, эта история, в первую очередь, о приключениях. Должна признаться, поначалу мне казалось, что кроме них и волшебного (хоть и пугающего) мира я в книге больше ничего не найду — однако, к счастью, автор развивал свою идею не только вширь, но и до некоторой степени вглубь. Лейтмотивы «Мира миров» — вера и судьба. Вера во всем своем многообразии, от веры в бога или богов и всяких суеверий до веры в литературных персонажей — относительно последних, кстати, невольно вспоминается реальная, пусть и несколько преувеличенная история с паникой радиослушателей, которые 30 октября 1938 года поверили в нашествие марсиан. А ещё есть вера в друзей, в себя, в светлое (или не очень) будущее и в абстрактные (мифические!) понятия вроде чести и т.д. А ещё можно задаться вопросом, способны ли верить во что-то существа, оживленные чужой верой. А ещё… нет, остальные детали вы проясните для себя сами, если решите, что эта книга стоит прочтения.
Итак, резюме: «Мир миров» — авантюрная история о мщении в экзотическом антураже, объединяющем черты стимпанка, «странной» (weird) прозы, альтернативной истории, НФ классического периода, а также в значительной степени опирающемся на мифы, легенды, суеверия и литературу, включая польских и русских авторов. Чтение не из простых, и отзывы демонстрируют, что некоторые попросту заблудились в книге. Увы, и такое бывает. Это объяснимо: что одному — изысканная сложность, то другому — хаос и винегрет. Но лично я прочитанным очень довольна, и в ряду польских писателей-фантастов, чьи произведения мне нравятся, появилось новое имя. С интересом жду продолжения — пусть финал у «Мира миров» достойный, все-таки некоторые очень важные вопросы остались без ответов, а их весьма хочется получить.