Первоначальный настрой как в «Мертвеце»: лес, молчаливо идут двое полицейских в исполнении Мюррея и Драйвера, гитара неторопливо играет на фоне.
А потом некий бездомный, которого играет Уэйтс, грязно ругается на тех двоих и отстреливается из винтовки. И его не трогают, потому что, ну, свой же мужик, все его знают в округе, давно тут живет, в лесу-то.
Следующий эпизод: эти же двое полицейских едут на своей машине, и вот часы перестают работать, связь пропадает, и день не заканчивается. Странные дела творятся. А полицейские ловят единственную работающую радиоволну, и слушаю песню. И говорят, что это заглавная песня фильма, «Мертвые не умирают». Уже чувствуется специфический стиль, а? Джим Джармуш.
Действие развивается неспешно, нам показывают множество разных персонажей, которые потом, возможно, и не появятся больше, и говорящих как минимум пару реплик, призванных раскрыть сюжет. Показывают поочередно реакцию всех действующих лиц на какую-либо страшную вещь, заставляя их многократно повторять одно и то же. Что это? Ирония? Издевательство над теми зрителями, которые ждут убийств, крови и всякого такого?
Но в большинстве своем персонажи продолжают говорить много, о всяких повседневных делах, сплетничать, и вскользь упоминать, что в мире творится какая-то ерунда. А потом вновь говорить ни о чем. Или продолжать, скажем, есть. Спать. Влюбляться. Работать.
А вот появляется зомби (с ними Игги Поп), и бредут, шаркая, и хрипло дышат по привычке. Случайно встреченные люди ничего не могут им противопоставить, только орут, машут руками и падают в историке на землю, дожидаясь, пока мертвые до них дошаркают. Классика.
Которую Джармуш нещадно перекраивает, и ходячие начинают говорить и желать того, что и при жизни. Нам прямо показывают, что ничего не меняется у некоторых людей, ни при каких условиях. Неумирающая культура потребления во всей красе.
Только лишь это есть в фильме?
Есть еще персонаж Суинтон не от мира сего, умело обращающийся с катаной, и что-то знающий. Или просто принимающий все происходящее с буддистским спокойствием.
Том Уэйтс, наблюдающий за происходящим из леса, и предпочитающий не вмешиваться, но комментирующий что-то вроде: «Ну, всему пришел конец», «Да, точно конец» и «А ничего так, вкусная курица».
Селена Гомес, как третьестепенный персонаж, который ни на что не влияет и только самую чуть – на кого.
К чему они тут?
Это спасает фильм – любопытство.
Которое, незаметно для зрителя, перерастает в недоумение. Вместе со зрителем это чувство начинают разделять герои фильма, а потом и актеры, когда в открытую обсуждают сценарий, его версии — полные, выданные одним, или только реплики из него, полученные остальными – как Мюррею, который обижается на режиссера, когда выясняется, что тот ему ничего не объяснил о происходящем в фильме.
Четвертую стену тут, похоже, и не возводили изначально, так, ширмочкой прикрыли до поры, до времени.
Вместе с тем, фильм примерно на пятидесятой минуте может начать казаться нудным и скучным.
Удерживают у экрана только актеры, известные большей частью, играющие хорошо, или просто выезжающие на своей харизме: Билл Мюррей, Адам Драйвер, Тильда Суинтон, Стив Бушеми, Селена Гомес, Том Уэйтс, Дэнни Гловер.
Да интрига, которую режиссеру удалось каким-то немыслимым образом продолжать поддерживать. Постоянно чудится, что вот-вот что-то случится эдакое, необычное, фантастическое (более фантастическое, чем уже есть). И ведь случается. Дичь творится такая, что слов нет это описать, а вопросы только плодятся как сумасшедшие. Главное – набраться терпения и досидеть до финала. И решить для себя, что он, финал, вознаградит за это.
«Мертвые не умирают», очевидно, напоминают «Мертвеца», духом, музыкой, неспешностью. В тот раз — в простом и вместе с тем добротном сюжете была попытка донести до зрителя некие важные темы. Однако на этот раз история получилась скомканная в начале, а по завершению фильма недосказанная, грубо оборванная местами, а то и вовсе забываемая. И идейный посыл, то ли избитый, про потребление и проч., то ли просто четко не сформированный, был оставлен на зрителя – как тот захочет, так и додумает для себя, сделает те выводы, которые посчитает нужными.
Если считать этот фильм флегматично-драматичной сатирой обо всем, что только можно представить в современном масскульте, и надо всеми, кого он касается своими упоминаниями, намеками или прямыми тычками, то это хороший фильм. Если нет…