Сегодня у нас — миниатюра, изданная в Перми в 1984 году. Художник О.Коровин.
В Перми была одна из фабрик Гознака. Кто умеет печатать деньги, тот может и библиофильские издания делать. Поэтому пермских миниатюр всегда было много (и они качественные были).
Полиграфически (переплёт, блок, обрез) сама книжка безупречна.
Даю библиографическое описание из каталога-справочника:
Дополнение к библиографии: тираж 10 тыс. экз., цена 2 руб. 40 коп.
Художник на Фантлабе есть (https://fantlab.ru/art2567). Книжка в базу тоже внесена (https://fantlab.ru/edition253911).
С художником О.Коровиным мы встречались как с автором двух циклов иллюстраций к «Евгению Онегину» с интервалом в сорок лет (тут). Это уральский художник.
С иллюстрированием миниатюрных книг — беда. Нельзя в них обыкновенные уменьшенные картинки помещать. Надо специально иллюстрации-миниатюры конструировать (и идеалом служат средневековые книжные миниатюры: чёткий контур, яркие цвета). В этой книжке, к сожалению, специально для миниатюры картинки не разрабатывались... Пройдёмся по уже намеченным более-менее вешкам поэмы.
Центральный персонаж, но Коровин отказался собственно от портрета героини. Изображен конфликт Марии с семьёй, непосредственно предшествующий побегу к Мазепе. Рисунок, конечно, профессионально исполнен: поза Марии всё говорит о её томлении.
Здесь изображена иллюстрация к строкам, описывающим сепаратистские настроения приближенных Мазепы.
цитатаВокруг Мазепы раздавалсяМятежный крик: пора, пора!
Но, как представляется, советский художник по инерции отобразил не глухой ропот с шумными криками элитной молодёжи (как у Пушкина), а прогрессивное народное движение: на картинке с требованиями «Теперь бы грянуть нам войною // На ненавистную Москву» вышли на майдан пожилые казаки с вилами.
Традиционная для всех художников сцена.
А это уже заговор Мазепы (с иезуитом).
Мазепа здесь какой-то по интеллигентски рефлексирующий. На хищника, стремящегося к доминированию, совсем не похож. Он весь страдает, в сторонку взгляды отводит...
Традиционная сцена для иллюстрирования. Но эта иллюстрация у художника по технике отличается от предыдущих. Она как раз контрастная, фигуры крупные — хорошо для миниатюры. Видимо, у Коровина было несколько заготовок разного времени — выполняя заказ, он объединил картинки разные по стилю.
У Пушкина поэма — романтическая (последняя, видимо, из периода романтизма). Бурные страсти должны кипеть. Вот и Мазепа в ночь перед казнью Кочубея ходит по саду, думает горькие думы и даже кричит.
цитатаНо только своего волненьяПреодолеть не мог старик
И на протяжный слабый крик
Другим ответствовал...
Художник Мазепу таким и изобразил — в общем-то, в полном соответствии с текстом Пушкина.
Заключительная часть «Полтавы» проиллюстрирована Коровиным без неожиданностей. Разве что военная линия дана кратко. Фигура безумной Марии нарисована очень эффективно — всё-таки крепкий художник уралец О.Коровин, спасибо советской школе живописи и графики.
Пушкинская «Полтава» — многогранное и правдивое произведение (с поправкой на романтизм, где ужасные злодеи должны были вызывать сочувствие). Цикл иллюстраций Коровина сделан в 1980-х гг. Время чёрно-белых оценок, как в сталинские времена, ушло, и иллюстрации к «Полтаве» могли бы стать такими, каким был пушкинский текст. Вместе с тем, «Полтава» (что тоже справедливо) прочно занимала нишу патриотических произведений. Для позднесоветской интеллигенции, рефлексующей по поводу русской великодержавности, это было не очень комфортно. К тому же провинциальные творческие деятели (это я про О.Коровина) были идеологически чуть посвободнее столичных звёзд и при этом пытались подчеркнуть свой либерализм (если не московские гонорары, так хоть свобода). Мне показалось, что немного это фрондёрство промелькнуло и в пермской «Полтаве» 1984 года: в иллюстрациях акцентирована линия украинского сепаратизма как народного восстания и проведено очеловечивание Мазепы (всё это, конечно, в микродозах).
В принципе, те же мотивы проскальзывают и в сюите Перцова 1980 года, но ведь дар Перцова — такой же светлый как и у Пушкина. Всё у них (у Пушкина с Перцовым) естественно и гармонично. А у Коровина чувствуется всё-таки напряжение, нарочитость и подтекст. Это потом приходится нудно разъяснять: я хотел сказать то-то и цензуру обдурил так-то. А для искусства это лишнее.