Эдуард Веркин. Пепел Анны. — М.: Эксмо, 2019.
А вот и книжное издание романа Эдуарда Веркина «Пепел Анны», который в 2017 году был опубликован в журнале «Урал» (№ 9). Из издательской аннотации: «Пепел Анны» — книга для мятущихся душ, для всех кого терзают вопросы, кто думает о выборе и знает, что прежде чем родится новый мир, должен осесть пепел старого. Роман не обманет ожидания как поклонников писателя, так и читателей, открывающих для себя мир произведений Веркина впервые».
Не хочу пересказывать содержание романа (в нём шестнадцатилетний юноша поверхностно знакомится с Кубой), дам лишь несколько реплик, инициированных недавней рецензией В.Владимирского в «Санкт-Петербургских ведомостях». То есть, можете сначала прочитать Василия, он разъясняет, про что повесть.
Заканчивая свою рецензию, Владимирский пишет: «Эдуард Веркин на что-то намекает, рассыпает по тексту подсказки, но знает явно больше, чем готов сказать открытым текстом. Эта очевидная избыточность безумно раздражает, но в то же время провоцирует к поиску подтекста, заставляет так и сяк крутить в голове каждую неоднозначную авторскую фразу: нет ли здесь отсылки, двойного дна? Редкий талант — мало кто из современных отечественных писателей (не только «подростковых», но и вполне взрослых) такое умеет. А из тех, кто умеет, не каждый рискует выкинуть подобный финт: вдруг досада от недоговоренности перевесит, и читатель в раздражении захлопнет книжку?»
Да, наверное, я мог бы «в раздражении захлопнуть книжку», если бы не был знаком с другими произведениями Веркина. А так — местами считываешь намёки (особенно про эту «звёздную медь», всех озадачившую в романе «Остров Сахалин») и оживляешься. Горбуны с чемоданами, ореховые женщины... Но всё равно скучно. Ничего не происходит. Почти.
Кстати, если совсем уж раскрепостить воображение при проведении параллелей между островами (ведь действие повести «Пепел Анны» тоже происходит на острове), то на последних страницах «Пепла Анны» можно увидеть глобальную катастрофу, апокалипсис: «Завыло, стены задрожали, ударил горячий воздух с сильным запахом масла, от него затрещали волосы на голове, а ресницы сплавились в шарики...».
То есть, вот оно, началось... И все умерли, сгорели. У меня на снимке даже книжка горящая получилась. Становится понятным её название. А шестикрылые звёздные корабли в финале — для утешения.
Не нравится? Тогда так: все живы, просто звездолёт стартовал, полыхнув дюзами, унёс всех достойных в будущее. Или не всех, а только своих. Или не в будущее, а далеко в космос. Или — в параллельные миры.
На самом деле, этот звездолёт в бреду мальчишке привиделся. Скорее всего, привиделся... Ну хотя бы привиделся, а то в повести Веркина «Звездолёт с перебитым крылом» звездолёт вообще только в названии.
О писателе:
Эдуард Веркин (1975) — родился в Воркуте. Окончил исторический факультет Сыктывкарского государственного университета, Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А.М. Горького. Работал преподавателем истории. Печатался в журналах «Урал», «Октябрь». Автор произведений «Место снов», «Кошки ходят поперек», «Мертвец», «Друг-апрель», «Облачный полк», «Герда», «Кусатель ворон», «ЧЯП», «Звездолет с перебитым крылом» и др. Лауреат премий «Заветная Мечта», им. Крапивина, Конкурса им. Михалкова, «Книгуру», Славянского литературного форума «Золотой Витязь», премии им. П.П. Бажова, премии «Учительский Белкин», премии «Планета Крым» им. Леонида Панасенко. Финалист премии «Ясная Поляна», АБС–премии. Живет в г. Иваново.