Полная версия отзыва, подготовленного для конкурса издательства "Снежный ком М". Непосредственно для конкурса использована слегка сокращенная версия.
Сначала о хорошем, что ли. Замах у автора был вполне себе полновесный. Замысел под стать кому-то вроде Филипа Дика, а особого избытка филипдиков у нас отродясь не наблюдалось. Еще одно достоинство – Воронков вполне приемлемо представляет себе небесную, так сказать, механику межпланетных перелетов на более или менее конвенционном топливе. Перегрузки разгона и торможения, а в промежутке – долгая бессобытийная невесомость. Скука.
Это, впрочем, достоинство Воронкова, но не книги. Мало-мальски умелый автор вряд ли станет без особой необходимости воспроизводить в тексте скучные эпизоды жизни героя. Поскольку в «Синдроме» подобной скуки, затянутости, повторов сколько угодно, закрадывается-таки смутное подозрение. (Нет, понятно, что кое-какие повторы обусловлены фабулой, но явно не до такой степени.) О недостатке опыта, как писательского, так пожалуй что и жизненного, и вообще много что свидетельствует. Неразработанный и довольно неряшливый стиль письма, совершенно инфантильное количество «я-мне-меня» в пересчете на страницу. Не слишком богатая практическая фантазия – мир, отстоящий от нашего самый минимум на несколько десятков лет, отличается от него лишь отдельными реалиями, и то в основном переименованными из нынешних. Негусто. Значительный объем текста посвящен тому, как герой поступал в вуз, как поступил, как на первом курсе учился, да на втором, да на третьем, да про каникулы не забывал, да перевестись подумывал, да и выучился в конце концов. Боюсь, это не просто реверанс в сторону потенциальной аудитории, а именно что средоточие авторского жизненного опыта. Аналогичным образом как Воронков, так и его герои пользуются современным жаргоном, текст пестрит всякими там «походу» — то есть опять же автор и его аудитория другого языка не знают, а об ограниченном сроке годности этого, соответственно, не подозревают.
Да, и еще. Ни название, ни картинка на обложке к содержанию особого отношения не имеют. Оно, впрочем, только к лучшему. Претенциозная нумерация глав по убыванию не срабатывает и не может сработать – хоть ясно, сколько еще осталось, и на том спасибо. Собственно тема восстановления личности из обломков воспоминаний и заполнившего дыры случайного хлама раскрылась постольку-поскольку, структура книги этому тоже скорее помешала, чем помогла. Герой испытывает шок оттого, что в действительности все не так, как на самом деле, читатель же пожимает плечами — ну да, окей, нас тут целый роман убеждали, что у тебя крыша не на месте, приятно наконец увидеть, что все было не зря.
Итог не слишком веселый. Четыре балла из десяти, и то как минимум один из этих баллов исключительно за замах. При этом поглядывать в сторону автора в дальнейшем стоит – если он сумеет избавиться от болезней роста, сохранив идеи, результат обещает быть интересным.