Говард Лавкрафт. «Хребты безумия»
Герберт Уэст — воскреситель мёртвых
Сильно раздражает, что небольшой рассказ поделен на шесть глав, каждая из которых начинается кратким пересказом всего с начала. Видимо, печаталось в журналах или газетах частями.
И скучно, нестрашно — всё уже ясно из названия.
Артур Джермин
Несколько поколений английских аристократов вели свой род от странной человекоподобной обезьяны, а их предок был белым богом африканского племени. Такая вот загогулина.
В склепе
Ожившие мертвецы мстят нерадивому гробовщику.
Собака
Два пресытившихся друга в поисках развлечений начинают грабить могилы. Найденный в одной из них амулет призывает нечто ужасное.
Заброшенный дом
-Стоял тот дом, всем жителям знакомый,
-Его ещё Наполеон застал...
Владимир Семёнович невольно создал замечательную иллюстрацию к этому рассказу. И «ахало», и «охало» что-то в доме, и жильцы давно уехали. Только концовка немного другая, но общий смысл тот же: «весело, здорово, красочно стало».
Неплохая, чуть подзатянутая и скучноватая местами, но вполне себе впечатляющая история про нечто из другого мира. Что это было, какое оно, как сюда попало — как обычно, автор предоставил додумывать нам.
Наследство Пибоди
В очередной раз предок-колдун, старый загадочный дом, слухи от невежественных соседей, стопки богохульных книг («Некрономикона» в этот раз нет). Но живенько, захватывающе. Понравилось.
Натура Пикмена
Отличный рассказик! Замечательная подача от первого лица в разговоре
Крысы в стенах
Ох, напрасно заинтересовался потомок древнего рода бежавших в Америку английских аристократов наследством предков — замком, построенном на месте друидского капища! Зря он его выкупил, отреставрировал и поселился там со слугами и десятком кошек!
Многократно повторенная автором на разные лады тема древнего заброшенного жилища с дурной славой в очередной раз неплохо попугивает.
Хребты безумия
Здесь автор свёл воедино несколько уже опробованных в других рассказах и хорошо зарекомендовавших себя в деле пугания читателя тем. Итак, снова на сцене: Великие Древние, Ктулху со своими подельниками Ми-Го, шогготами и прочими тварями, и, конечно, творение «безумного араба Абдулы Альхазреда» — только так именуется знаменитый «отвратительный и богомерзкий» «Некрономикон»! И вся эта прелесть в антураже антарктической исследовательской экспедиции, что моментально наводит любого уже пуганого читателя на завораживающие картинки из карпентеровского «Нечто» (у меня, например, периодически навязчиво вертелась сценка с полётом вертолёта и стрельбой по собачке-несобачке, что ну никаким боком не касается романа — хотя и полёты и собачки там присутствуют).
Сразу о минусах, без них не обошлось. Вот уже утомляет постоянно описываемое автором чувство страха у героев, приближающихся к чему-то, пока ещё по всем признакам нейтральному. Сели они на окраине города, выстроенного миллионы лет назад — чего они сразу же боятся? «Чудовищных, богохульных» башен? При всём своём больноватом воображении я не могу себе представить, что может быть страшного в архитектуре и как стены могут быть «богохульными». Вы же исследователи, чёрт возьми! Вы открыли целый древний город! Да, после неких неприятных событий, но, как мне кажется, значимость такого открытия с лихвой перекрывает любые переживания. Так ведь нет — идут и попугиваются! Вот это искусственное нагнетание Лавкрафтом ужаса там, где без этого вполне можно обойтись (и не впервые такое встречается в его произведениях) и начинает раздражать.
Второе — как наши доблестно испуганные ученые за несколько часов, разглядывая на ходу барельефы на стенах, изучили всю многомиллионолетнюю историю Старцев. Всю последовательность событий. Можно ли, придя даже в какой-нибудь прямо вот общемировой музей, совершенно не зная, про кого там, и не зная языка подписей, за пару часов, пробежавшись по залам, установить, что Колумб открыл Америку до наполеоновских войн? Сильно сомневаюсь. А тут просто случайные коридоры в лабиринте строений. Удивительно, что они вот так, сходу, ещё и надписи не расшифровали!
Но это на самом деле придирки. Роман отличный. Написано мастерски. И в сотый раз пугаешься, когда на полу, покрытом вековой пылью, вдруг замечаешь свежий след, и, конечно, не человеческий. А уж та самая история Старцев! Вот где фантазия автора разгулялась от души — сто миллионов лет туда, сто миллионов сюда. И «Некрономикон» снова оброс дополнительными подробностями. И древние боги, в очередной раз перемешавшись, заняли свои новые места. И опять нашёлся враг всему человечеству. Фантастика о пришельцах и роман ужасов в одной обложке. Что вас более привлечёт — то и читайте. Но и то, и другое — хороши.
По ту сторону сна
Один из ранних рассказов будущего мастера. Скучновато, не очень профессионально, с ляпами.
Кошки Ултара
Отличная сказка об этих милых, загадочных пушистиках, живущих с нами со стародавних времён.
Болото Луны
В очередной раз новый владелец нарушает вековой покой старого замка и окружающего болота — и древние боги карают нарушителя.
Затаившийся страх
Ух, страшненько! Неведомое зло во время каждой грозы терроризирует деревни, окружающие заброшенный замок и главный герой, теряя одного помощника за другим, всё же устанавливает, в чём тут дело...
Кое-где непоследовательно, иногда однообразно, но градус вполне поддерживает. Крепкая, классическая вещица в авторском стиле.
В стенах Эрикса
Первый рассказ Лавкрафта для меня, где он вышел «в космос» — на Венеру. И, по мере прочтения, убедился, что читал этот рассказ когда-то давно, в школе, когда фантастика шла запоем, книга за книгой, и в месиве фамилий затерялось имя мастера ужасов, да я тогда и не знал про него. А рассказ запомнился, и сейчас, страница за страницей я думал: «О, а про стеклянный лабиринт я ж читал у кого-то! Вот, оказывается, у Лавкрафта спёрли!» Оказывается, не спёрли — это тот самый рассказ и есть.
Идея больно хороша — главенствующая роль зрения в ориентировании. Жаль, что Лавкрафт эту идею лишь озвучил, создал для неё необходимые условия — но, отвлекаясь на не особо существенные детали, так и не раскрыл качественно, до конца.
Обитающий во мраке
Чем больше рассказов Лавкрафта прочитано, тем чаще встречаешь самоповторы. Ну, всё это уже было, немножко другими словами — и заброшенная церковь, и напуганные жители, и ужас, летящий на крыльях ночи... Начинает надоедать.