Уильям Шекспир. Много шума из ничего
Серия: W.S.
М.: Издательский дом Мещерякова, 2018 г. 176 страниц
Комедия Шекспира «Много шума из ничего» при его жизни была опубликована в 1600м году, а её создание скорее всего относится к периоду 1598-1599 годов.
Как и многие лучшие пьесы Шекспира, хотя она фактически и является комедией, но всё же сочетает в себе как комедийные, так и трагические мотивы. Собственно, в этом одна из сильнейших сторон Шекспира как драматурга — он гениально умеет сочетать смешное и грустное, чередовать одно с другим, либо очень тщательно перемешивать.
Многие пьесы Шекспира имеют свои первоисточники. Не исключение и данная комедия. Основная сюжетная линия — как раз трагическая история оклеветанной невесты Геро — заимствована им из сборника итальянских новелл Банделло, но также встречалась и у Ариосто в его «Неистовом Роланде». А в английских источниках этот сюжет использовал в своей поэме старший современник Шекспира — поэт Эдмунд Спенсер.
Так что основная сюжетная линия, как видно, отнюдь не нова, а вполне известна образованным современникам Шекспира. Но как это всегда у Шекспира — не в одном сюжете дело.
И действительно.
Во-первых, помимо этого трагического сюжета, Шекспир придумывает другой — уже комедийный — историю острой на язык двоюродной сестры Геро — Беатриче — и не менее острого на язык молодого человека Бенедикта — противника брака и семейной жизни. И как можно догадаться, между этими двумя и разворачивается основной комедийный сюжет. Собственно их перепалкам вполне могут позавидовать Адриано Челентано и Орнелла Мути из фильма «Укрощение строптивого».
Во-вторых, это конечно же язык Шекспира. У него всё так написано, что совсем не важно, что произойдёт, а важно как это будет описано и что скажут герои в своих диалогах. Поэтому по настоящему раскрывается Шекспир не при первом, а уже при втором-третьем прочтении, когда сам сюжет уже давно известен. И тут уже начинаешь обращать внимание на все словесные тонкости...