После ВОВ в фантастике «ближнего прицела» не было места для юмора. Были только памфлеты на западный мир, где бывали насмешки над капиталистами. Их писали Л Лагин, А Морозов и Н Томан.
Настоящая юмористическая фантастика началась после 1956 года. «Крокодил», «Смена», «Юность», «Знание-сила» и «Техника-молодежи» стали публиковать пародии на известную фантастику. К примеру: В Савченко «Путешествие на Уран и обратно», Г Альтов и А Скворцов «Из пушки на Луну», «Сероводородная Афродита», комикс «Бета Водолея» и др.
Писатели-сатирики часть своих рассказов создавали на фантастической основе. К примеру: А Арканов «В этом мире много миров» и «Рукописи не возвращаются»;
Г Горин «Тот самый Мюнхгаузен» и «Убить дракона»;
Елин и Кашаев «Дети мяча», «Жертвы Бермудского треугольника» и др.; Л Треер «Происшествие в Утиноозерске», «Приключения воздухоплавателя Редькина» и др.; А Петрин «Похождения робота», «Василь Фомич и ЭВМ» и др.;
В Жилинскайте «Замок лгунов», «Фантазия» и др.
Писателей-фантастов сатирической, иронической и юмористической направленности было немного:
Г и Л Немченко «Голова под мышкой», «НМ», «Мухонавт» и др.
И Варшавский «Роби», «Поединок», «Индекс Е-81», «Секреты жанра», «Дневник» и др.
Б Зубков и Е Муслин «Этот непрочный, непрочный мир», «Зеленая кнопка», « Тройка с минусом» и др.
Дунтау и Цуркин «Жертвы биоэлектроники», «Шахматная доска» и др.
В Шефнер «Счастливый неудачник». «Курфюрст Курляндии», «Записки зубовладельца» и др.
А Шаров «Остров Пирроу», «Загадка рукописи №700» и др.
Р Яров «Магнитный колодец», «Строгое такси» и др.
К Булычев Цикл «Гусляр», «Сказки», «Жильцы», «Апология» и др.
Б Штерн «Приключения инспектора Бел Амора», «Производственный рассказ №1» и др.
Детские писатели также писали юмористическую фантастику:
Н Носов «Незнайка на Луне», Ю Коваль «Суер-Выер»; Ю Коринец «Заблудившийся робот», С Сахарнов «Рам и Рум», «Гак и Буртик» и др.