Признаться честно, хотелось уже покончить с этим. То есть с Аберкромби. То есть с призраком Аберкромби живущим в моей голове. Да и собственно, я был уже уверен, что этот танец уже точно станет последним. После пяти романов которые были невероятно круты, последовало четыре романа, которые... ну, были – и всё больше и больше нарастала уверенность, что по крайней мере в моем субъективном случае — Аберкромби исчерпал последние крупицы интереса.
Все эти новости на протяжении пары лет появлявшиеся про эту новую трилогию — тоже отчаянно стремились не вдохновлять. Все эти дети былых героев — ну понятно, повод взять старых персонажей, переодеть их в новую молодость и продолжать в своем духе. Вся эта индустриализация — ну понятно, как бы и логично — но уже столько этого сейчас в фэнтези и всё это выглядит уже невероятно заезженно и скучно. С решительной уверенностью я пошёл в этот последний бой — отдать последний долг своего внимания Джо Аберкромби и закрыть на том его страницу для себя.
Но проблема оказалась в том, что Джо, технически, как минимум — пишет сейчас лучше чем когда-либо прежде. Пишет динамичней, пишет резче, его хлёсткий стиль достиг пика в своей отточенности. Всё лучше он научился шинковать главы и ПОВы таким образом, чтобы достичь максимальной событийности. Как никогда хорошо у него получается транслировать события из самого сердца бури — разумным образом, он не слишком злоупотребляет такими главами, но они всегда получаются запоминающимися. В одной такой ситуации, я промотал до конца отдельной главы, чтоб убедиться что логика и стройность событий будет выдержана — и всё равно потом буквально сгрыз все пальцы себе, пока дочитывал её в нормальном порядке — несмотря на то, что уже казалось бы знал чем закончится сцена.
Проблема оказалась и в том, что Джо, совершенно внезапно, буквально ножом в мою и так раненую спину — стал лучше писать и персонажей. Казалось бы, куда лучше, ведь единственные серьезные его провалы по этой части — это два унылых главных героя «Красной страны» — но нет, аргумент можно подкрепить делом. Джо преодолел один из своих главных блоков — и научился писать женщин как людей. Савин дан Глокту он раскрывает не только как хладнокровного бизнесмена, но и как исключительно сильную, хоть и израненную личность. Финри дан Брок, несмотря на существование в тени своего сына — проявляется и как любящая и строгая мать — и как мудрый и коварный генерал. А Рикке, которую мы собственно и встречаем самым первым делом в книге — является, очевидно, вообще ключом к сюжету всей этой трилогии – и ключом, который с первых минут не намеревается оставаться пассивным инструментом (более того, по четкости выражения своих эмоций и желаний — ей там явно равных нет).
Проблема и в том, что Джо затянул таки и своим старым-новым сеттингом — и раскрыл индустриализацию так, как и должен был раскрыть. И завязал на это движение мира вперед и обновленные социальные проблемы, и механизмы сюжета — по крайней мере огромной его части. Всё больше и больше на главные роли выходит судьба простых людей, на которых держатся все эти королевства, все эти излишества и махинации — и Аберкромби, хоть и не придумал тут ничего нового — прекрасно отобразил цену прогресса.
Главная, конечно, проблема оказалась в том, что третий акт книги — шикарен вообще от и до, целиком и полностью — то есть это, практически наверняка — лучшее что Аберкромби написал на сей день и будем надеяться ещё что он сможет-то и превзойти. Точно будет непросто. Невероятный динамизм, каждое вербальное (или физическое) столкновение персонажей — как удар, рвущий струны гитары и режущий пальцы (но останавливаться нельзя и не хочется). Концовка, вообще — наверное из палат мер и весов. И хотелось бы про неё поговорить подробней, потому что по ней, я думаю, можно преподавать искусство концовок в первых книгах серии — но, конечно, это будет не совсем уместно в отзыве.
В общем, Джо, увидимся в аду, то есть в сентябре 2020-го.
P.S. Байяз — всё ещё ван лав, невероятный подонок, всё так же прекрасен.